Рефераты. Организация социального обеспечения

* демографическая функция реализуется посредством воздействия системы социального обеспечения на многие демографические процессы - на продолжительность жизни населения, стимулирование рождаемости и т.д.

Наряду с вышеуказанными функциями социального обеспечения стоит и духовно - идеологическая функция, в составе которой выделяются: идео-логическая, моральная и социально-психологическая подфункции.

Права и свободы человека и гражданина закреплены во всеобщей дек-ларации прав человека (1948 г.). Декларация закрепляет право каждого как члена общества на социальное обеспечение и на осуществление необходи-мых для поддержания его достоинства и для свободного развития его лично-сти прав в экономической, социальной и культурной областях. Каждый че-ловек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жи-лище, медицинский уход и необходимой социальное обслуживание, который нужен для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдов-ства, наступление старости или иного случая утраты средств к существова-нию по независящим от него обстоятельствам. Материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.

Таким образом, Декларация закрепляет, во-первых, право каждого как члена общества на социальное обеспечение; во-вторых, право на достойный уровень жизни, гарантирующий человеку возможность удовлетворения его основных потребностей, которые необходимы для поддержания здоровья и благосостояния каждого и его семьи; в-третьих, перечень социальных рис-ков, при наступлении которых возникает право на социальное обеспечение; в-четвертых, в качестве самостоятельного основания для особого попечения и помощи предусматривается материнство и младенчество.

Право каждого на социальное обеспечение , включая социальное стра-хование, закреплено и в Международном пакте об экономических, социаль-ных и культурных правах (1966 г.). В Пакте признается, что самая широкая

охрана и помощь должны предоставляться семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества.

Вслед за Всеобщей декларацией Пакт также признает право каждого: на достойный уровень жизни для него и для семьи, включающей достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни, на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья.

Таким образом, права человека свидетельствуют о том, что забота о престарелых, нетрудоспособных, детях и поддержка каждого, кто потерял источник средств существования по независящим от него причинам, призна-ется одной из общечеловеческих ценностей в цивилизованном обществе.

Гарантированность провозглашенных прав обе5спечивается государст-вом путем проведения им соответствующей политики, согласно Конститу-ции, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и сво-бодное развитие человека.

Судить о том, в какой мере государство исполняет свою конституцион-ную обязанность соблюдать и защищать права и свободы человека и граж-данина, создавать надлежащие материальные, политические, правовые и иные условия для осуществления этих прав и свобод, их воплощение в ре-альной жизни, можно только по успехам государства в социальной политике.

Экономические блага - это результаты созидательной производствен-ной деятельности людей. Задача государства - стимулировать получение максимально возможных результатов такой деятельности путем проведения соответствующей экономической политики. Таким образом, эффективность социальной политики во многом предопределена эффективностью экономи-ческой политики, проводимой государством, что чрезвычайно усиливает его роль в обеспечении беспрепятственного осуществления конституционных прав граждан, включая право на социальное обеспечение.

Государство должно гарантировать каждому социальную поддержку в необходимых случаях и без учета трудовой деятельности. С этой целью го-сударство должно выделить в составе государственного бюджета соответст-вующие средства за счет которых социальное обеспечение предоставляется каждому как члену общества на условиях и по нормам также закрепленных в Федеральном законе.

Таким образом, можно сделать вывод, что роль государства в реализа-ции конституционного права на социальное обеспечение чрезвычайно вели-ка.

1.2. Формирование российской Федеральной системы социального

обеспечения.

Государственная система социального обеспечения, как уже говорилось, яв-ление многоаспектное. Это не только комплекс социально-экономических мер, гарантирующих гражданам социальную поддержку, но и комплексное правовое образование, объединяющее группы норм, которые относятся по видам, регулируемых общественных отношений к различным отраслям пра-ва.

Формирование пенсионной системы. Первый этап осуществления пенсионной реформы в России связан с применением Закона от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации». В связи с этим законом был создан Пенсионный Фонд России как самостоятельная внебюджетная кредитно-финансовая система.

В связи с принятием этого закона были ликвидированы привелегиро-ванные и ущербные пенсионные системы. Закон закрепил равную для пенси-онного обеспечения правовую оценку всех видов трудовой деятельности и оплаты за нее; закрепил механизм сохранения реальной оценки пенсии путем защиты ее от инфляции предотвращая таким образом снижение уровня жиз-ни пенсионеров. В первоначальной редакции закон закреплял принципиаль-ное положение, в силу которого минимальный размер пенсий не может быть ниже прожиточного минимума.

Единая пенсионная система в России сохранялась недолго. В начале 1993 года начался интенсивный процесс декодификации пенсионного зако-

нодательства. Его началом послужило принятие 12 февраля 1993 года еще одного пенсионного закона - Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и их се-мей». Лицам, предусмотренным в данном законе, было предоставлено право выбора получения пенсии по одному из пенсионных законов.

Закон 1993 года закрепил такой уровень пенсионного обеспечения, ко-торый гарантирует получение пенсии в размере до 85% сумм денежного до-вольствия военнослужащего и без ограничения размера пенсий твердым мак-симальным пределом.

Формирование систем иных денежных выплат гражданам в по-рядке их социального обеспечения. В данном случае речь идет о системе пособий и компенсаций.

Первоначально пособия по беременности и родам регулировалось За-коном от 4 апреля 1992 года «О дополнительных мерах по охране материнст-ва и детства», нормы которого затем были инкорпорированы в ФЗ от 19 мая 1995 года «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», в свя-зи с чем закон от 4 апреля 1992 года был признан утратившим силу.

Впервые в нашей стране устанавливается пособие по безработице. Оно вводится в России одним из первых законов - от 19 апреля 1991 года «О за-нятости населения в РСФСР».

Законом от 12 марта 1992 года «О ритуальном пособии» впервые в Рос-сии вводится ритуальное пособие, которое назначается любому лицу, взяв-шему на себя похороны умершего. В последствии нормы этого закона инкор-порируются в Федеральный Закон от 12 января 1996 года «О погребении и похоронном деле», который ввел бесплатные ритуальные услуги всему насе-лению, а если такие услуги не предоставлялись, то лицам, взявшим на себя похороны умершего, выплачивается социальное пособие на погребение.

Введен ряд других новых пособий: единовременные пособия преду-смотрены для лиц, пострадавших в связи с участием их в борьбе с террориз-мом; для медицинских работников, заразившихся ВИЧ-инфекцией при вы-полнении своих обязанностей; при возникновении поствакционального ос-ложнения у граждан; для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей.

Формирование системы социального обслуживания. Наряду с пенсион-ной системой пособий, реформированию подвергалась система социальных услуг, как необходимый элемент государственной системы социального обеспечения. В советский период предоставление гражданам социального обеспечения не в денежной форме, а в виде «натурального обеспечения» ре-гулировалось в основном актами министерств и ведомств. Россия законода-тельно закрепляет эту подсистему. К числу социальных услуг условно мож-но отнести также медицинскую помощь и лечение.

В настоящее время предоставление гражданам медицинской помощи и лечение регулируется принятыми 22 июля 1993 года Верховным Советом РФ Основами законодательства РФ «Об охране здоровья граждан».

Законодательное закрепление получает и система социального обслу-живания пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми. Федеральными зако-нами от 2 августа 1995 года «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инва-лидов», от 10 декабря 1995 года «Об основах социального обслуживания на-селения в Российской Федерации» предусматривается социальное обслужи-вание на дому пожилых и инвалидов, нуждающихся в постоянной помощи.

Формируется система социальной поддержки в виде социальных услуг, предоставляемых семьям с детьми, детям, лишенных родительской опеки и попечительства; детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. По за-щите их прав были приняты законы от 24 июля 1989 г. «Об основных гаран-тиях прав ребенка в Российской Федерации», от 21 декабря 1996 г. « О до-полнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, остав-шихся без попечения родителей».

Общая характеристика современной российской системы социального обеспечения была бы неполной без учета социальных льгот. Основной закон, который регулирует предоставление льгот по системе социального обеспече-

ния, это ФЗ «О ветеранах», принятый в 1994 году и изложенный в новой ре-дакции ФЗ от 2 января 2000 года.

Достаточно широким и разнообразным стал перечень льгот. Однако ре-альное положение с гарантированностью тех прав, которые законодательно закреплены, таково, что эти права носят зачастую декларированный харак-тер. Многие виды социального обслуживания остаются дефицитными, по-скольку не обеспечены соответствующим государственным финансировани-ем.

1.3. Формы социального обеспечения.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.