- 2 -
Содержание
Введение…………………………………………………………………...………3
1. Основные этапы становления систем социального обеспечения……...……5
1.1. Понятие и функции социального обеспечения..…………………….…....7
1.2. Формирование российской федеральной системы социального обеспе-чения……………………………………………………………………….……..11
1.3. Формы социального обеспечения….………………….……………….…..14
2. Практическая часть...………………………………….……………………...19
Заключение…………………….…………………….…………………………...20
Библиографический список..……………………….…………………………...22
Введение.
Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль оформи-лась в общей системе права относительно недавно.
В конце 60-х годов еще велись научные дискуссии о понятии данной отрасли, ее предмете, методе правового регулирования. В настоящее время ее существование стало реальностью. В условиях, когда заново формируется российская государственная система социальной защиты населения, эта от-расль права приобретает особое значение. Ее нормы служат индикатором со-циальной политики государства. Они призваны своевременно и адекватно реагировать на все социальные риски, неизбежно связанные с переходом страны к рыночной экономике.
Общественное отношение по социальному обеспечению по своей эко-номической природе являются распределительными. Через системы соци-ального обеспечения распределяется весомая доля валового внутреннего продукта страны. Механизм такого распределения обусловлен характером экономических отношений, объективно диктующих те или иные способы финансирования социального обеспечения.
В советский период бедность и безработица не признавались офици-альным основанием для социальной поддержки, а социальное страхование лишь декларировалось. Механизм финансирования заключался в том, что в государственном бюджете предусматривались соответствующие статьи рас-ходов на выплату пенсий, пособий и т.д. В теории советского права социаль-ного обеспечения соответствующие источники финансирования рассматри-вались как особая правовая категория - « Фонды для нетрудоспособных». Однако таких фондов не существовало. Ситуация несколько изменилась лишь с введением государственного пенсионного страхования. Этот способ введения полностью игнорировал возможность соизмерения уровня пенси-онного обеспечения с размерами страховых платежей.
Таким образом государство превратилось в гаранта равенства в бедно-сти, предоставления старым людям, инвалидам, семьям с детьми, хотя и не высокий, но стабильный уровень социальной помощи и поддержки. Это спо-собствовало социальной однородности общества, препятствовало расслое-нию населения по уровню доходов.
Пока не завершится процесс формирования федеральной системы со-циального обеспечения, его нормы будут подвергаться постоянной транс-формации. В то же время остается незыблемой истиной то, что нормы этой отрасли права адресованы всему населению. В связи с этим каждому, а юри-сту тем более необходимо знать законодательство о социальном обеспече-нии. Это позволяет своевременно и в полной мере воспользоваться социаль-ными правами и в случае необходимости грамотно их защитить.
1. Основные этапы становления систем социального обеспечения.
Потребность в социальном обеспечении появилась одновременно с возникновением человеческого общества. В любом обществе независимо от его экономического и политического устройства всегда есть люди, которые в силу естественных, не зависящих от них причин, не могут собственными усилиями приобретать источник средств своего существования. К числу та-ких людей относятся дети и старики.
По мере развития общества и усложнения социальных связей к числу причин нуждаемости человека в социальной помощи прибавляются и те, ко-торые обусловлены характером господствующих в обществе экономических отношений, порождающих безработицу, инфляцию, бедность.
Содержание престарелых и нетрудоспособных при первобытнообщин-ном строе осуществлялось скорее всего в силу обычая. В рабовладельческом обществе каких-либо форм обеспечения рабов в старости или в случае не-трудоспособности не существовало, а вот для ветеранов воинской службы уже в Древней Греции вводятся пенсии; в Древнем Риме служба вознаграж-дается предоставлением земельного надела.
Феодальный период характеризуются господством натурального хо-зяйства, основой которого является семья, несущая обязанности по матери-альному обеспечению стариков и нетрудоспособных. В этот период государ-ственные пенсии начинают раздаваться крупным сановникам, епископам, префектам и другим лицам, имеющим заслуги перед монархом. Таким обра-зом, пенсия в это время имела характер награды, а не обеспечения нетрудо-способных.
Как свидетельствует начальная летопись, с принятием в 988 г. христи-анства на Руси князь Владимир велел: «Всякому нищему и убогому прихо-дить на княжеский двор, брать кушанье, питье и денег из казны.» Он забо-тился также о создании богоделен, странноприимных домов.
С этого периода на Руси начали создаваться госпитали, больницы, бо-годельни, сиротские дома, дома для незаконнорожденных младенцев, аптеки, работные дома, смирительные дома. При Екатерине II в России был учреж-ден первый дом для инвалидов.
Российское законодательство в XIX в. делило нищих на четыре катего-рии:
1. те, которые не могут своим трудом добывать пропитание;
2. те, кто по сиротству и временным болезням впал в нужду, однако мо-жет работать;
3. те, которые могут трудится, но нищенствуют по лености и дурному по-ведению;
4. те, кто по случайным обстоятельствам впал в крайнюю нужду.
Очевидно. Такая «классификация» нуждающихся была необходима для
определения характера социальной поддержки и применения иных мер для борьбы с нищенством.
В конце XIX в. в развитии системы социального обеспечения наступает принципиально новый этап - социальное обеспечение наемных работни-ком начинает осуществляться на правовой основе, закрепляемой государ-ством. В качестве способа его организации вводится государственное со-циальное страхование наемных работников. Первые законы об обязатель-ном государственном страховании были приняты в Германии в период правления Бисмарка. Вслед за Германией такие законы принимаются и в других странах Европы.
В развитии социального обеспечения следует выделить еще один важ-ный этап, когда наряду с государственным и производственными соци-альным страхованием наемных работников в странах с рыночной эконо-микой начинают формироваться национальные системы социального обеспечения, охватывающие все население и гарантирующие социальную помощь вне связи с уплатой страховых взносов.
Именно с принятия законов об обязательном социальном страховании трудящихся появляются государственные системы социального обеспече-ния. Государственный характер этих систем выражается в том, что зако-нодательно организационно-правовые способы осуществления социально-го обеспечения, которые в последствии дополняются новыми; но неиз-менным остается одно: обязательность им придает само государство.
1.1. Понятие и функции социального обеспечения.
Социальное обеспечение как реально существующее общественное яв-ление нуждается в научно-обоснованной дефиниции, ценность которой определяется тем, насколько полно и точно в ней отражены его сущест-венные признаки. К числу сущностных признаков социального обеспече-ния на современном этапе можно отнести:
* во-первых, государственный характер устанавливаемых в обществе
организационно-правовых способов распределения совокупного
общественного продукта через систему социального обеспечения;
* во-вторых, законодательное закрепление перечня социальных рис-ков, признаваемых государством в качестве оснований для предос-тавления тех или иных видов социального обеспечения;
* в-третьих, закрепление в нормах права, либо в договорах, санкцио-нированных государством, круга лиц, подлежащих обеспечению;
* в четвертых, нормирование государством социального стандарта обеспечения, ниже которого оно не может быть, путем законода-тельного закрепления видов обеспечения его уровня и условий пре-доставления.
Эти признаки социального обеспечения связаны с выполнением им в обществе экономической функции, которая позволяет раскрыть экономиче-ский аспект данного понятия.
Социальное обеспечение - это один из способов распределения час-ти валового внутреннего продукта путем предоставления гражданам ма-териальных благ в целях выравнивания их личных доходов в случаях наступления социальных рисков за счет средств целевых финансовых источников в объеме и на условиях строго нормируемых обществом, го-сударством, для поддержки их полноценного социального статуса.
Классификация функций социального обеспечения:
* экономические функции социального обеспечения. Ее сущность за-ключается в том, что государство использует социальное обеспечение в каче-стве одного из способов распределения части валового внутреннего продук-та, тем самым оказывая определенное воздействие на выравнивание личных доходов граждан путем предоставления материальных благ вместо утрачен-ного заработка;
* производственная функция выражается в том, что право на многие виды социального обеспечения обусловлено трудовой деятельностью, а уро-вень обеспечения зачастую зависит от ее характера и размера вознагражде-ния за труд;
* социальная (социально-реабилитационная) функция социального обеспечения способствует поддержанию социального статуса граждан при наступлении различных социальных рисков путем предоставления различ-ных видов материального обеспечения. С помощью социальной функции осуществляется и реабилитационное направление социального обеспечения целью которой является восстановление полноценной жизнедеятельности человека;
* политическая функция позволяет государству специфическими для социального обеспечения средствами реализовывать основные направления социальной политики. От того, насколько эффективно социальное обеспече-ние выполняет свою политическую функцию, зависит состояние социального покоя в обществе. Социальная напряженность в обществе на современном этапе свидетельствует о том, что состояние российской системы социального обеспечения не отвечает потребностям населения.
Страницы: 1, 2, 3