Рефераты. Окружающая природная среда и экологический контроль

Президент РФ вправе председательствовать на заседаниях Пра-вительства РФ, что позволяет ему контролировать обоснованность и целесообразность принятия экологически значимых решений.

Президентский контроль реализуется также через Контрольное управление Президента РФ и его территориальные подразделения (окружные инспекции), полномочных представителей Президента РФ в субъектах Федерации. От имени и по поручению Президента РФ Контрольное управление осуществляет контроль за исполнени-ем федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ Конституции РФ, законов, указов и распоряжений Президента РФ. Свои задачи Контрольное управление решает посредством проверок. По их результатам оно вправе вносить Президенту РФ предложения, направлять предпи-сания руководителям федеральных органов и главам исполнитель-ной власти субъектов РФ об устранении выявленных нарушений, а также направлять соответствующие материалы в Прокуратуру РФ и контрольные органы.

Хотя государственный экологический контроль осуществляет-ся преимущественно в системе органов исполнительной власти, федеральное Собрание РФ, представительные органы субъектов РФ также обладают рядом имеющих отношение к охране окружаю-щей среды контрольных полномочий, предусмотренных Конститу-цией России, конституциями (уставами) субъектов РФ. Контроль органов представительной власти проводится с соблюдением ст. 10 Конституции РФ о самостоятельности органов всех трех ветвей власти.

На федеральном уровне контрольные полномочия принадлежат главным образом Государственной Думе. Они проявляются в том, то Дума дает согласие Президенту РФ на назначение Председателя Правительства России и решает вопрос о доверии Правительству РФ. Весьма значимым может быть контроль Государственной Думы за деятельностью Правительства РФ при формировании бюд-жета. В соответствии с Законом «Об охране окружающей природ-ной среды» финансирование природоохранных мероприятий должно предусматриваться в государственном бюджете отдельной строкой. Контроль за выполнением этого требования -- задача Го-сударственной Думы. Важным является также контроль за испол-нением федерального бюджета, в том числе по статьям, касающим-ся охраны окружающей среды: он относится к совместному веде-нию обеих палат Федерального Собрания РФ. На регулярной осно-ве такой контроль от имени федерального Собрания РФ осущест-вляет специально созданный орган -- Счетная палата. Контроль-ная деятельность Счетной палаты регулируется Федеральным за-коном от 11 января 1995 г. «О Счетной палате Российской Федера-ции». Она, в частности, проводит оперативный контроль за испол-нением федерального бюджета в отчетном году; комплексные реви-зии и тематические проверки по отдельным статьям федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов; экспер-тизу проектов федерального бюджета и др. (ст. 9 названного Феде-рального закона).

Контрольные полномочия представительных органов субъек-тов РФ, как правило, шире федеральных. Так, согласно конститу-циям республик Татарстана и Башкортостана представительные органы являются высшими законодательными и контрольными органами. Они контролируют деятельность всех подотчетных им государственных органов, каковыми являются, в частности, пра-вительства.

Государственный общий экологический контроль осуществля-ют также органы исполнительной власти общей компетенции -- Правительство РФ, правительства субъектов Федерации. Экологи-ческий контроль проводится ими путем заслушивания на своих заседаниях отчетов и докладов руководителей государственных структур исполнительной власти в области природопользования и охраны окружающей среды; контроля за исполнением законов иных нормативных правовых актов в данной сфере соответствую-щими органами исполнительной власти; отмены принимаемых министерствами и ведомствами актов, если они противоречат Кон-ституции РФ, конституциям (уставам) субъектов РФ, указам Пре-зидента РФ, постановлениям правительств.

Администрации краев, областей и других субъектов РФ осу-ществляют контроль за использованием природных ресурсов и ох-раной окружающей среды, радиационным состоянием террито-рий, соблюдением утвержденных проектов строительства, состоя-нием учета и отчетности на предприятиях и в организациях, нахо-дящихся в собственности субъекта РФ.

Государственный специальный экологический контроль

Государственный специальный (надведомственный) экологи-ческий контроль проводится преимущественно органами надведомственной компетенции. Данный вид контроля характеризует-ся, во-первых, тем, что эти органы в пределах своей компетенции контролируют деятельность органов исполнительной власти, пред-приятий, а также граждан по вопросам природопользования и ох-раны окружающей среды. Во-вторых, между субъектами и объек-тами этого контроля отсутствует организационная подчинен-ность1.

Круг органов, уполномоченных на проведение государственно-го надведомственного экологического контроля, широк. В систему таких органов входят специально уполномоченные государствен-ные органы в области охраны окружающей среды, использования и охраны отдельных природных ресурсов:

* Государственный комитет РФ по охране окружающей среды;

* Министерство природных ресурсов РФ;

* Государственный комитет РФ по земельным ресурсам и зем-леустройству;

* Федеральная служба лесного хозяйства России.

Специально уполномоченные органы проводят государственный экологический контроль в форме предупредительного и теку-щего. При этом предупредительный контроль осуществляется при-менительно к различным видам экологически значимой деятель-ности и различными способами. Основными из них являются со-гласования с природоохранительными органами, дача ими заклю-чений на проекты решений. Так, в соответствии со ст. 65 ЛК РФ места строительства объектов, влияющих на состояние и воспроиз-водство лесов, согласовываются с органом государственной власти субъекта РФ и соответствующим территориальным органом феде-рального органа управления лесным хозяйством с обязательным проведением государственной экологической экспертизы. Соглас-но ст. 25 Закона «О недрах», проектирование и строительство про-мышленных комплексов и других хозяйственных объектов разре-шается только после получения заключения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориаль-ного подразделения об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки. Эффективным способом проведения превентивного экологического контроля может слу-жить участие представителей специально уполномоченных госу-дарственных органов в области охраны окружающей среды в госу-дарственных приемочных комиссиях.

К специфическим способам осуществления предупредительно-го экологического контроля относится также проведение государ-ственной экспертизы предпроектной и проектной документации на строительство и реконструкцию хозяйственных и других объек-тов, влияющих на состояние водных объектов, что представляет собой проверку ее соответствия исходным данным, техническим условиям и требованиям нормативной документации по проекти-рованию и строительству (ст. 80 ВК РФ).

Полагаем необходимым отметить, что не можем рассматривать Государственную экологическую экспертизу, экологическое ли-цензирование, экологическую сертификацию как способы прове-дения экологического контроля, хотя, и подчеркиваем, что все на-званные меры служат правовыми средствами, имеющими целью обеспечить выполнение правовых экологических требований. Но, как отмечалось, это -- самостоятельные функции государственно-го управления, осуществляемые разными структурными подразде-лениями в системе специально уполномоченных органов, имею-щие собственные правовые основы и собственные процедуры. Не случайно в соответствии с Положением о государственной экологи-ческой экспертизе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 г., контроль за исполнением требований заключения государственной экологической экспертизы осущест-вляют органы государственного экологического контроля, феде-ральный закон «Об экологической экспертизе» предусматривает в п. б ст. 18, что для осуществления соответствующих контрольных функций информация о заключении государственной экологичес-кой экспертизы направляется территориальным специально упол-номоченным на то государственным органам в области охраны ок-ружающей природной среды (в случае проведения государствен-ной экологической экспертизы федеральным специально уполно-моченным государственным органом в области экологической экс-пертизы), органам исполнительной власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления, а в случаях, определяемых спе-циально уполномоченным государственным органом в области эко-логической экспертизы, -- банковским организациям, которые осуществляют финансирование реализации объекта государствен-ной экологической экспертизы. И именно в этом проявляется пред-упредительный характер государственного экологического конт-роля.

Текущий государственный экологический контроль осущест-вляется специально уполномоченными органами на стадии экс-плуатации предприятий и иных экологически значимых объектов, в процессе природопользования.

Поскольку в систему специально уполномоченных органов уп-равления природопользованием и охраной окружающей среды

входит ряд министерств и ведомств, необходимо выяснить, в каких сферах они осуществляют контроль.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 25 ок-тября 1996 г. «Вопросы Государственного комитета РФ по охране окружающей среды» на данный Комитет возложено осуществле-ние государственного экологического контроля. Что понимается под экологическим контролем? Его содержание определяется За-коном РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (ст. 70). Это -- проверка выполнения планов и мероприятий по охране при-роды, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды, соблюдению требований природоохранительного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды. Таким образом, Госкомэкология России и ее территориальные органы призваны осуществлять госу-дарственный контроль не только за охраной окружающей среды, но и за рациональным использованием природных ресурсов и охраной отдельных природных ресурсов. Контроль за использовани-ем и охраной отдельных природных ресурсов осуществляется также природоресурсными государственными органами. Тем самым Правительство РФ планирует дублирование государственного экологического контроля. Однако при этом им не регулируют-ся отношения по координации осуществления государственного экологического контроля в системе специально уполномоченных государственных органов.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.