Рефераты. Окружающая природная среда и экологический контроль

Окружающая природная среда и экологический контроль

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО

ПЛАН

1. Государство и контроль за использованием и охраной окружающей природной среды

2. Материальная ответственность за экологические проступки

3. Правовая охрана атмосферного воздуха

1. Государство и контроль за использованием и охраной окружающей природной среды.

Экологический контроль -- важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окру-жающей среды от вредных воздействий, функция государственно-го управления и правовой институт права окружающей среды. Ос-новываясь на роли экологического контроля в механизме охраны окружающей среды, его можно оценивать как важнейшую право-вую меру. Именно посредством экологического контроля в основ-ном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов права окружающей среды к исполнению экологических требова-ний. Меры юридической ответственности за экологические право-нарушения применяются либо в процессе экологического контро-ля, либо с привлечением иных государственных органов.

Функция экологического контроля выполняется и при осуществлении иных правовых мер обеспече-ния рационального природопользования и охраны окружающей среды -- экологического нормирования, экологической эксперти-зы, экологического лицензирования, экологической сертифика-ции. Но в рамках всех этих направлений деятельности экологичес-кий контроль, т.е. обеспечение выполнения эколого-правовых тре-бований, осуществляется объективно, попутно, применительно к каждому из названных видов деятельности. Реализация любой из таких мер, как и проведение экологического контроля, представ-ляет собой целенаправленную деятельность специально уполномо-ченных государственных органов, осуществляемую в рамках установленной для их процедуры, на основе специальных правовых норм.

Российское административное право выделяет два вида кон-трольной деятельности -- контроль и надзор. Под экологическим контролем понимается деятельность уполномоченных субъектов по проверке соблюдения и исполнения требований экологического законодательства. Административный надзор представляет собой специфическую разновидность государственного контроля. Суть его состоит в наблюдении за исполнением действующих в сфере управления природоохранных правил. Надзор проводится в отно-шении органов исполнительной власти, предприятий, обществен-ных формирований и граждан.

При этом некоторые государственные органы осуществляют одновременно и контроль, и надзор. Различие между этими видами деятельности уловить трудно. Так, в соответствии с Законом РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обеспечении единства измерений» таким органом является Государственная метрологическая служба Гос-стандарта России. Государственный метрологический контроль и надзор имеет целью проверку соблюдения метрологических пра-вил и норм, которые распространяются, в частности, и на охрану окружающей среды (ст. 12 Закона).

Экологический контроль как правовая мера выполняет ряд функций -- предупредительную, информационную и кара-тельную.

Роль предупредительной функции заключается в том, что субъ-екты экологического контроля, зная о возможной проверке соблю-дения ими правовых экологических требований, заинтересованы в выполнении законодательства и предупреждении нарушений. Ин-формационная функция связана с тем, что в процессе контроля соответствующие органы и лица собирают разнообразную инфор-мацию о природоохранительной деятельности подконтрольных и поднадзорных объектов. Карательная функция проявляется в при-менении к нарушителям правовых экологических требований предусмотренных законодательством санкций по результатам со-ответствующих проверок.

В природоохранительной практике России выделяются следую-щие виды экологического контроля: государственный, ведомст-венный, производственный, общественный. Критериями такой классификации являются субъект, от имени которого проводится контроль, и сфера действия контроля.

Государственный экологический контроль

Задачей государственного экологического контроля яв-ляется обеспечение выполнения правовых требований по рацио-нальному использованию природных ресурсов и охране окружаю-щей среды от загрязнения всеми государственными органами, предприятиями, организациями и гражданами, которым такие требования адресованы. Государственный контроль носит, таким образом, надведомственный характер.

Существенной особенностью государственного экологического контроля является и то, что он ведется от имени государства. Осу-ществляемый в рамках экологической функции государства госу-дарственный контроль в данной сфере в значительной мере опреде-ляет эффективность данной функции. Потенциально государст-венный экологический контроль более других видов контроля может влиять на процесс исполнения экологических требований, поскольку он как инструмент осуществления экологической функ-ции государства может использовать не только собственные полно-мочия государственно-властного характера, но и прибегать к под-держке правоохранительных органов -- прокуратуры и суда. Ос-новными мерами административного принуждения при этом явля-ются меры административного пресечения (приостановление или прекращение эксплуатации экологически вредных объектов), ад-министративной ответственности (предупреждение, штраф и др.), административно-процессуальные меры (постановка вопроса о привлечении к уголовной или административной ответственности, возмещении экологического вреда или применении мер общест-венного воздействия).

Государственный экологический контроль проводится в форме предупредительного и текущего. Задачей предупредительного контроля является недопущение хозяйственной, управленческой и иной деятельности, которая в будущем может оказывать вредное воздействие на природу. Осуществляется такой контроль на стади-ях планирования или проектирования этой деятельности, реализа-ции проекта, ввода объектов в эксплуатацию. Текущий государст-венный экологический контроль осуществляется специально уполномоченными органами на стадии эксплуатации предприятий и иных экологически значимых объектов, в процессе природополь-зования.

Соответственно подразделению органов государственного уп-равления природопользованием и охраной окружающей среды органы общей и специальной компетенции государственный эко-логический контроль можно подразделить на общий и специальный (надведомственный). Общий экологический контроль осу-ществляется органами общей компетенции, специальный -- орга-нами специальной компетенции. Подразделение государственного экологического контроля делится на: общий и специальный предопределяет специфику форм и способов его проведения..

Государственный экологический контроль проводится на опре-деленных принципах. Основные из них -- законность, объектив-ность, разделение хозяйственных и контрольных функций. Прин-цип законности проявляется в том, что такой контроль могут про-водить лишь уполномоченные органы в пределах компетенции и полномочий, определяемых нормативными правовыми актами. Объективность основывается на достоверных данных о деятельнос-ти контролируемого объекта. Принцип разделения хозяйственных и контрольных функций характерен лишь для специально уполно-моченных органов государственного экологического контроля. Он носит в основном доктринальный характер и в законодательстве прямо не закреплен. Его суть заключается в том, что функция проведения специального государственного экологического кон-троля не может возлагаться на органы, эксплуатирующие природ-ные ресурсы.

Правовые основы организации и осуществления государствен-ного экологического контроля установлены Конституцией РФ, за-конами, регулирующими статус Президента РФ, Правительства России и правительств субъектов РФ, экологическим законода-тельством, а также рядом специальных подзаконных актов. Зако-ном «Об охране окружающей природной среды» (ст. 68, 70) опреде-лены задачи, органы государственного экологического контроля, а также полномочия должностных лиц этих органов (ст. 68, 70). За-дачи и органы государственного контроля за использованием и охраной природных ресурсов определяются соответствующими природоресурсными актами. К специальным актам в рассматри-ваемой сфере относятся:

1) Правила осуществления государственного экологического контроля должностными лицами Министерства охраны ок-ружающей среды и природных ресурсов РФ и его территори-альных органов, утвержденные приказом Минприроды Рос-сии от 17 апреля 1996 г.;

2) Порядок осуществления государственного экологического контроля за охраной окружающей природной среды и соблю-дением требований экологической безопасности при произ-водстве, использовании, хранении, захоронении радиоак-тивных материалов и источников ионизирующего излуче-ния, утвержденный приказом Минприроды России от 8 ок-тября 1993 г.;

3) Приказ Минприроды России от 23 июля 1996 г. «О совершен-ствовании технического и методического обеспечения эколо-гического контроля и использования новых экономических механизмов при осуществлении природоохранной деятель-ности»;

4) Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. «Об усилении государственного контроля за использованием и охраной зе-мель при проведении земельной реформы»;

5) Положение о порядке осуществления государственными ор-ганами управления лесным хозяйством государственного контроля за состоянием, использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов в Российской Федерации, утверж-денное постановлением Правительства РФ от 3 мая 1994 г. и др.

Государственный общий экологический контроль

Государственный общий экологический контроль проводится Президентом России, Федеральным Собранием РФ, представи-тельными органами субъектов РФ, Правительством РФ, прави-тельствами субъектов РФ, администрацией субъектов РФ и орга-нами местного самоуправления.

Полномочия Президента России как главы государства по про-ведению экологического контроля регулируются Конституцией РФ, другими актами. Такой контроль проводится в форме непо-средственного контроля Президента РФ и опосредованного -- через подразделения его администрации. Непосредственный кон-троль Президент РФ осуществляет через подбор и расстановку на федеральном уровне кадров, имеющих отношение к решению эко-логических проблем в стране. По представлению Председателя Правительства РФ он назначает на должности министров, предсе-дателей государственных комитетов, руководителей федеральных служб. При этом в соответствии с Указом Президента РФ от 14 ав-густа 1996 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти» ряд федеральных органов, выполняющих, в частности, природоохранные функции, подчинен и подотчетен Президенту РФ. Это -- МВД РФ, Федеральная пограничная служба России, Федеральная служба безопасности России, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.