Рефераты. Образование РСФСР, Конституция РСФСР

В последние годы в литературе высказывалось мнение, что СССР не был федерацией или что он утратил характер федера-тивного государства с установлением «личной диктатуры Ста-лина». Это - идеологические, а не правовые оценки. Из того факта, что вплоть до конца 80-х годов в СССР не было доста-точно сильных сепаратистских настроений, можно сделать лишь вывод, что всегда имеющиеся межнациональные проти-воречия эффективно разрешались, а подрывные действия мар-гинальных националистических групп подавлялись. Это про-исходит в любой федерации с авторитетной и ответственной властью.

Особое значение имело повышение статуса органов безопасности. Если в РСФСР Государственное политическое управление (ГПУ) было подразделением НКВД, то с созданием СССР оно приобретает конституционный статус объединенно-го наркомата - ОГПУ СССР, имеющее своих уполномоченных в республиках. Председатель ОГПУ был членом Совнаркома СССР (с правом совещательного голоса).

Наркоматы СССР возглавлялись народными комиссарами. В их деятельности сочетались принципы коллегиальности и еди-ноначалия. При наркоме, под его председательством, образо-вывалась коллегия, члены которой назначались СНК СССР11 История государства и права России: учебник /под ред. С.А.Сибиряева, М., 2000, с. 297.

. Народный комиссар имел право и единолично принимать ре-шения, доводя их до сведения коллегии. Коллегия или ее от-дельные члены в случае несогласия могли обжаловать решение народного комиссара в СНК СССР, не приостанавливая ис-полнения решения.

3. Конституция РСФСР 1925 г.

Конституция РСФСР 1925 г. закрепила РСФСР как федера-тивное государство с автономными образованиями. На терри-тории РСФСР имели обязательную силу постановления вер-ховных органов СССР в пределах, указанных в Конституции СССР, и по предметам, отнесенным к компетенции Союза.

Некоторые исследователи полагают, что из задачи внесения частич-ных изменений в Конституцию РСФСР 1918 г. выросла задача создания новой Конституции РСФСР11 История государства и права России: учебник /под ред. Ю.П.Титова, М., 2000, с. 300.. Однако, следует отметить, что новая Кон-ституция РСФСР 1925 г. многое восприняла из Конституции РСФСР 1918 г. Мы остановимся главным образом на том новом, что появилось в Конституции РСФСР 1925 г. Появление новой Конституции РСФСР 1925 г. было связано с необходимостью учета создания СССР, а также с потребностью учесть уже пройденный после 1918 г. путь. Проект Кон-ституции вначале был создан в НКЮ. Конституционную комиссию воз-главлял Д.И. Курский. Затем над проектом работала комиссия Прези-диума ВЦИК. Она привела Конституцию РСФСР в соответствие с Кон-ституцией СССР 1924 г., оформила подробно правовой статус автоном-ных республик и областей РСФСР. Об этом уже шла речь в данной гла-ве. Была сделана попытка уравнения избирательных прав трудящихся города и села. Но в дальнейшей работе над этим проектом данное по-ложение было утрачено. Затем проект был передан в СНК РСФСР, где из проекта была исключена «Декларация прав трудящегося и экс-плуатируемого народа» и введена новая глава «Об основах экономиче-ского строя РСФСР». Далее проектом вновь занялся Президиум ВЦИК, который из главы «Об основах экономического строя РСФСР» сделал лишь одну статью. Проект Конституции РСФСР обсуждался затем во ВЦИК и на Всероссийском съезде Советов и был утвержден 11 мая 1925 г.

По своему содержанию Конституция СССР 1924 г. и республикан-ские Конституции, в том числе и Конституция РСФСР 1925 г., как бы дополняли друг друга. Тогда имела распространение концепция единой Советской Конституции. Известный юрист П.И. Стучка отмечал, что Конституция СССР и Конституция РСФСР дополняют одна другую и, вместе взятые, составляют единое неразрывное целое, единую Совет-скую Конституцию.

Конституция РСФСР состояла из 6 разделов, 8 глав и 89 статей. Но-вым в Конституции РСФСР 1925 г. было появление главы 4 «Об авто-номных Советских Социалистических республиках и областях», где был обобщен опыт национально-государственного строительства РСФСР с 1918 по 1925 г. Опущена была в новой Конституции «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», которая составляла первый раздел Конституции РСФСР 1918 г. Конституция РСФСР 1925 г. закре-пила РСФСР как федеративное государство с автономными об-разованиями. На этих позициях стоят многие ученые. Однако есть и иные взгляды на РСФСР как на государство, не являющееся по своей сущности федеративным государством, а являющееся унитарным госу-дарством. В Конституции РСФСР 1925 г. было записано, что РСФСР, входя в состав СССР, передает ему полномочия, отнесенные в со-ответствии со ст. 1 Конституции СССР к ведению органов СССР. Об этом уже говорилось в данной главе. На территории РСФСР имели обя-зательную силу постановления верховных органов СССР в пределах, указанных в Конституции СССР, и по предметам, отнесенным к компе-тенции Союза (ст. 19). Если Конституция РСФСР 1918 г. говорила лишь о первых шагах к «полному переходу фабрик, заводов, рудников, же-лезных дорог и прочих средств производства в собственность государст-ва» и в связи с этим подтверждала закон о рабочем контроле и ВСНХ, то Конституция РСФСР 1925 г. прямо записала, что фабрики, заводы, водный, железнодорожный и воздушный транспорт и средства связи со-ставляют собственность государства. Несколько иначе в Конституции РСФСР 1925 г. сформулированы задачи. Если в Конституции РСФСР 1918 г. ставилась задача «установления социалистической организации общества и победы социализма во всех странах», то Конституция РСФСР 1925 г. имела своей задачей «осуществление коммунизма», а о других странах ничего не говорилось. В самой Конституции РСФСР 1925 г. отмечалось, что она исходит из основных положений «Деклара-ции прав трудящегося и эксплуатируемого народа» и основных начал Конституции РСФСР 1918 г. (ст. 1). В Конституции РСФСР 1925 г. получил законодательное закрепление такой орган власти, как Президи-ум ВЦИК11 История государства и права России: учебник /под ред. Ю.П.Титова, М., 2000, с. 304.. О нем было сказано, что в период между сессиями ВЦИК высшим законодательным, распорядительным и контролирующим орга-ном власти РСФСР является избираемый ВЦИК Президиум ВЦИК. Он, в частности, созывал сессии ВЦИК. По его инициативе могли быть со-званы чрезвычайные сессии ВЦИК. Президиум ВЦИК имел право при-останавливать и отменять постановления СНК. Перед ним были ответ-ственны народные комиссары. В случае несогласия коллегии с решени-ем народного комиссара она могла обжаловать и в Президиум ВЦИК. Это же право принадлежало и отдельным членам коллегии. Президиум ВЦИК имел право отменять распоряжения Народных комиссариатов. Конституция РСФСР 1925 г. закрепила новый орган - президиумы ис-полнительных комитетов местных Советов, для руководства всей теку-щей работой и проведения в жизнь постановлений и декретов централь-ной власти. Президиумы избирали исполнительные комитеты. Количе-ство членов президиумов определялось ВЦИК или его Президиумом для каждой административной территориальной единицы Конституция РСФСР 1925 г. оказала заметное влияние на Конституции других союз-ных республик.

Заключение

После Октябрьской революции произошел распад единой Российской Империи на ряд независимых совет-ских республик. В годы гражданской войны эти респуб-лики тесно сотрудничали в военной, экономической, фи-нансовой сферах. Россий-ские руководители активно подталкивали республики к более тесному объединению. В 1920-1921 гг. между рес-публиками заключаются экономические договоры и дип-ломатический союз. В марте 1922 г., несмотря на сопро-тивление грузинских коммунистов, происходит объедине-ние Грузии, Армении и Азербайджана в Закавказскую Советскую Федеративную Социалистическую Республику.

В 1922 г. в руководстве РКП (б) возникла идея закре-пить сложившиеся отношения между формально незави-симыми республиками путем создания единого Советско-го государства. Комиссия во главе с народным комисса-ром по делам национальностей Сталиным предложила проект «автономизации». Он предполагал включение республик в состав РСФСР на правах автономий. План вызвал протесты Грузии и Украины. Поэтому Ленин настоял на создании федерации равноправных советских республик. Кроме того, федерация открывала перспекти-вы для вхождения в Союз новых государств в процессе осуществления мировой революции.

30 декабря 1922 г. I Всесоюзный съезд Советов СССР принял Декларацию и Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик. В его состав вошли четыре республики: РСФСР, УССР, БССР, ЗСФСР. Декларация содержала основные принципы нового федеративного государства: национальная свобода, равен-ство, братское сотрудничество народов. Договор перечислял предметы ведения федерального центра. Правительство РСФСР становилось правительством СССР. В 1924 г. образование Союза получило оформление в Конституции СССР.

Предполагалось, что СССР станет переходной формой ко всеобщему объединению. Однако республики были крайне неоднородны по экономическому, социальному, культурному развитию. Поэтому в рамках СССР предпо-лагалось создать новую пролетарскую культуру, которая вытеснила бы национальные традиции, интегрировала национальные республики и округа в единое социали-стическое государство.

Создание СССР потребовало соответствующего консти-туционного оформления. В течение 1923 г. конституцион-ная комиссия во главе с Калининым подготовила проект Конституции СССР. Его основу составила Конституция РСФСР 1918 г., дополненная Декларацией и Договором об образовании СССР. Новая конституция была одобрена II съездом Советов СССР 31 января 1924 г. Конститу-ция СССР оформила структуру верховных органов вла-сти, определила полномочия союзных органов, статус со-юзных республик, государственную символику.

В Конституции была реализована концепция двойно-го государственного суверенитета. Она предполагала, что суверенитет принадлежал и федерации, и каждой из со-юзных республик. Суверенитет субъектов федера-ции ограничивался лишь компетенцией Союза. За союз-ными республиками признавалось право сецессии, т. е. право свободного выхода из Союза.

Конституция устанавливала исключительную компе-тенцию Союза в лице его верховных органов: междуна-родные отношения, вопросы обороны, внутренней безопас-ности, внешняя торговля, планирование экономического развития, бюджет, финансы, руководство транспортом, связью и др.

Верховным органом власти провозглашался съезд Советов. Он формировался на основе косвенных, многостепенных выборов. В период между съездами его полномочия передавались ЦИК СССР, от-ветственному перед съездом. ЦИК состоял из двух палат: Союзного Совета, обеспечивавшего предста-вительство населения союзных республик, и Совета На-циональностей, представлявшего интересы союзных и автономных республик, а также автономных областей РСФСР. Конституция устанавливала равен-ство палат в законодательной сфере. ЦИК обладал правом приостанавливать или отменять реше-ния органов власти субъектов федерации. ЦИК собирался три раза в год, поэтому в период между сесси-ями его полномочия передавались Президиуму ЦИК и СНК. При этом Президиум являлся «выс-шим законодательным, исполнительным и распоряди-тельным органом», а СНК -- «исполнительным и распорядительным органом», но наделенным некото-рыми законодательными полномочиями. Президиум обладал правом вмешиваться в дела республик. Народные комис-сариаты подразделялись на общесоюзные (единые для всего Союза) и объединенные (существующие одновремен-но на союзном и республиканском уровнях).

Список литературы

1. История государства и права России: учебник /под ред. С.А.Сибиряева, М., 2000.

2. История государства и права России: учебник /под ред. Ю.П.Титова, М., 2000.

3. На пути к «социалистическому унитаризму»: документы // Отечественная история, 1992, № 4.

4. Поздеев В.М. История СССР, М., 1978.

5. Фроянов В.К. История СССР, т. 1, М., 1994.

6. Цечоев В.К., Орлова Н.Е. История государства и права России: XIX-XXвв., Ростов-на-Дону, 2000.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.