Рефераты. Международное право

709. Иммунитет военных кораблей в открытом море. Их право на осмотр в открытом море иностранных суден, которые не пользуются иммунитетом, и условия реализации такого права. Порядок такого осмотра. Право преследования по горячим следам и условия его использования.

Важнейшим и определяющим в этом плане является наделение военного корабля полным иммунитетом. Являясь не толь-ко собственностью государства, но и составной частью его вооружен-ных сил, военный корабль пользуется полным иммунитетом на основе давно установившегося обычая, закрепленного в договорном праве. Иммунитет военного корабля основывается на общепризнан-ном принципе международного права -- признании и уважении су-веренности государств. Нарушение иммунитета военного корабля влечет за собой ответственность за несоблюдение норм международ-ного права.

Иммунитет (как изъятие из-под действия отдельных общих за-конов) применительно к военному кораблю можно определить как совокупность прав и привилегий, включающих полную независи-мость военного корабля от юрисдикции любого иностранного го-сударства.

Иммунитет военных кораблей закреплен в Конвенции 1982 г., ст. 95 которой гласит: «Военные корабли пользуются в открытом мо-ре полным иммунитетом от юрисдикции какого бы то ни было го-сударства, кроме государства флага». Данное положение кратко и емко определяет правовой статус военного корабля при его нахож-дении в водах открытого моря и является доминирующим в право-вой регламентации военного мореплавания в водах Мирового океана. Остановимся более подробно на юридическом содержании понятия «иммунитет военного корабля».

Иммунитет военного корабля -- особое явление в международ-ном морском праве. В содержание иммунитета военного корабля входят три взаимосвязанных между собой элемента (иногда их на-зывают свободы и привилегии).

1. Иммунитет от юрисдикции любых властей, кроме государства флага корабля. Это означает, что на военный корабль, находящийся в открытом море, не распространяется действие иностранных зако-нов и только государство-собственник военного корабля имеет над ним полную власть.

При нахождении военного корабля в иностранных национальных водах на него не может быть распространена уголовная, граждан-ская и административная юрисдикция прибрежного государства.

Военные корабли также освобождены от судебного преследова-ния, ареста или каких-либо имущественных требований. Однако это освобождение военного корабля в силу его иммунитета не дает ему права совершать какие-либо неправомерные действия.

2. Иммунитет от иностранного принуждения означает, что по от-ношению к военному кораблю, где бы он не находился, не могут быть применены иностранными властями никакие принудительные меры и насильственные действия, сопряженные с ограничением пра-вомерной деятельности военного корабля. Если же подобные дейст-вия происходят, они могут быть квалифицированы как акты агрессии.

3. Льготы, привилегии и преимущества военного корабля выра-жаются в оказании ему особых почестей, в освобождении от сани-тарного и таможенного осмотров, от различных видов сборов и налогов, а также в наделении военных кораблей особыми правами, которые в дальнейшем будут рассмотрены подробнее.

Государство, наделяя военные корабли иммунитетом, тем са-мым передает им часть своих прав и обязанностей и поэтому им-мунитет военного корабля рассматривается как часть иммунитета государства флага корабля. В силу этого, каждый военный ко-рабль, будь-то авианосец или торпедный катер, является особым государственным органом, уполномоченным действовать от имени своего государства1! Эти функции особенно ощущаются, когда во-енный корабль выходит за пределы своих национальных вод и по-падает в сферу действия международного морского права и международных отношений.

Для более полного представления о юридическом содержании иммунитета военного корабля и его возможностях, необходимо под-робнее ознакомиться с правами и обязанностями военного корабля, которые обусловлены наличием иммунитета.

Относительно военных кораблей в открытом море в мирное время, как уже отмечалось, не могут быть предприняты никакие принуди-тельные меры. Никакие органы власти иностранного государства (ко-рабли, самолеты и т. п.) не вправе отдавать находящемуся в открытом море военному кораблю другого государства какие бы то ни было приказания пли распоряжения, например, относительно изменения курса за исключением случаев предупреждения об опасности курса, предъявления национального флага, запроса о маршруте следова-ния, пункте назначения и т. д.

Военные корабли одного государства не имеют права заниматься опознаванием военных кораблей других государств, плавающих в водах открытого моря.

Принимая во внимание, что общепринятые нормы международ-ного морского права провозглашают свободу судоходства в открытом море, ни одно государство не имеет права ограничить эту свободу и произвольно диктовать военным кораблям какие-либо маршруты или действия.

Военные корабли, принадлежащие различным государствам и на-ходящиеся в открытом море, независимо от их различия по разме-рам, тоннажу, типам и классам, в правовом положении равны между собой и относительно друг друга никакой власти не имеют (равный над равным власти не имеет). Они подчинены только законам своего государства, поэтому всякие насильственные действия военного ко-рабля (отряда кораблей) одного государства по отношению к воен-ному кораблю другого государства должны квалифицироваться как акты агрессии со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В случае совершения неправомерных действий военным кораблем какого-либо государства, военный корабль другого государства впра-ве заявить командиру корабля, совершившего неправомерные дейст-вия, о недопустимости подобного и доложить об этом по команде.

738. Правовой статус воздушного пространства.

В соответствии с нормами международного и внутригосудар-ственного права суверенитет государств распространяется на воздушное пространство в пределах их сухопутной и водной тер-ритории, т.е. по своей юридической природе это пространство -- часть государственной территории. Конвенционной же нор-мы о верхней границе воздушной территории государства не существует. Нет такой нормы и в украинском законодательстве. Имеется международный обычай о том, что эта граница не дол-жна превышать 100 -- 110 км над уровнем моря.

На основе принципа полного и исключительного суверени-тета государств над их воздушным пространством каждое госу-дарство определяет порядок допуска иностранных воздушных судов на свою территорию. Как уже отмечалось, существует раз-решительная система полетов над государственной территори-ей. Государства сами устанавливают правила влета на свою тер-риторию или вылета с нее иностранных воздушных судов. От-сюда следует, что экипажи воздушных судов, осуществляющие международные полеты, должны знать национальное воздуш-ное законодательство не только своего государства, но и госу-дарств, над которыми они пролетают. В рамках ИКАО была

проведена большая работа по унификации аэронавигационных

правил, которые сформулированы в приложениях к Чикагской конвенции 1944 г. Правила о воздушных передвижениях долж-ны применяться к судам всех государств на недискриминацион-ной основе (ст. 11 Чикагской конвенции 1944 г.).

В соответствии со ст. 29 данной Конвенции каждое воздуш-ное судно, осуществляющее международные полеты, должно иметь на борту такие документы, как свидетельство о регистра-ции, удостоверение о годности к полетам, бортовой журнал и др. При нахождении в воздушном пространстве иностранного государства воздушному судну разрешается иметь радиопереда-ющую аппаратуру, которая может использоваться только члена-ми летного состава экипажа, обладающими специальным на то разрешением, выданным компетентными властями государства регистрации судна (ст. 30 Чикагской конвенции 1944 г.).

Иностранные воздушные суда, находящиеся в пределах оп-ределенного государства, подчиняются его юрисдикции, и на них распространяется таможенный, иммиграционный, санитар-ный контроль данного государства.

Каждое государство обязано принимать необходимые меры по оказанию помощи воздушным судам, терпящим бедствие на его территории. При происшествии с иностранным воздушным судном, повлекшем смертные случаи или серьезные телесные повреждения либо указывающем на серьезный технический де-фект воздушного судна, государство, на территории которого произошло происшествие, должно расследовать обстоятельства происшествия (ст.ст. 25, 26 Чикагской конвенции 1944 г.).

В период холодной войны (1955 г.) президент США Д. Эй-зенхауэр выдвинул концепцию «открытого неба», в соответствии с которой необходимо, было заключить международное согла-шение о создании режима «открытого неба». Суть этого режима сводилась к тому, что невооруженные самолеты государства, участвующего в соглашении, получат возможность совершать полеты над территорией других государств-участников на осно-ве принципа взаимности и равноправия для наблюдения за их военной деятельностью. Цель режима -- укрепление доверия между государствами, содействие процессу ограничения воору-жений и разоружения и осуществление контроля в этой сфере. План американского президента получил широкую поддержку западных государств, но был отклонен советским руководством, по мнению которого режим «открытого неба» был направлен на достижение односторонних преимуществ для США и их союз-ников.

Идея «открытого неба» получила договорное подтверждение лишь спустя более 30 лет. 24 марта 1992 г. в Хельсинки 24 госу-дарства, включая всех членов НАТО и бывших участников ОВД, подписали Договор по открытому небу. В Договоре нашли отра-жение современные тенденции развития международных отно-шений. Так, режим "открытого неба» распространяется на но-вые сферы взаимодействия государств, в частности на обеспече-ние экологической безопасности (преамбула). Депозитарием Договора по открытому небу были определены правительства Венгрии и Канады. В настоящее время Договор находится в силе. Украина подписала данный Договор, но пока не ратифицирова-ла его.

796. Организация объединенных наций. История создания и правовая природа ООН. Статут ООН. Членство в ООН. Система органов ООН.

Создание Организации Объединенных Наций стало возможным в результате объединения усилий государств в борьбе с фашизмом в период Второй мировой войны.

Лига Наций, созданная после Первой мировой войны, хотя и про-возгласила своими официальными целями поддержание мира и разо-ружение, не стала эффективным инструментом в их осуществлении. Ее Статут не только не запретил агрессивную войну, но и не подверг ее безусловному осуждению. Военные санкции против государства, развязавшего войну в нарушение положений Статута, не носили обязательного характера для членов Лиги. Установленная Статутом мандатная система закрепляла колониализм. Лига Наций не смогла стать эффективным препятствием на пути развязывания Второй мировой войны. Она фактически прекратила свою деятельность в 1939 году. Формально Лига Наций была распущена в 1946 году, после создания Организации Объединенных Наций.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.