Рефераты. Международное право

Антарктика является демилитаризованной территорией согласно ст. I указанного Договора, которая устанавливает: «Антарктика ис-пользуется только в мирных целях. Запрещаются, в частности, любые мероприятия военного характера, такие как создание военных баз и укреплений, проведение военных маневров, а также испытания лю-бых видов оружия» (п. 1).

Согласно ст. V Договора об Антарктике «любые ядерные взрывы в Антарктике и удаление в этом районе радиоактивных материалов запрещаются» (п. 1). Данное положение придало Антарктике, по сути дела, статус безъядерной зоны. Поскольку Договор не содержит за-прета на использование «мирного» ядерного оборудования или ядер-ной техники, США на своей базе Мак-Мердо в 60-х годах создали атомную электростанцию, которую в середине 70-х годов пришлось демонтировать ввиду утечки радиоактивных отходов, а загрязненный район очистить.

Демилитаризованный и нейтрализованный статус Антарктики подтвержден Конвенцией о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 года, согласно ст. 3 которой стороны Конвенции, независимо от их участия в Договоре об Антарктике 1959 года, обя-зались соблюдать положения ст. I и V последнего.

Договор об Антарктике не препятствует использованию военного персонала или военного оснащения для научных исследований или для любых других мирных целей (п: 2 ст. I). Инициатива о закреп-лении данной нормы в Договоре мотивировалась соответствующими участниками конференции 1959 года тем, что в суровых условиях Антарктики весьма трудно осуществлять научные исследования в мирных целях без привлечения военного персонала и использовании военного оборудования. Но поскольку в данном вопросе возможны злоупотребления, Договор обязывает его участников информировать друг друга о любом военном персонале или оснащении, предназна-ченном для направления его в Антарктику с соблюдением условий, предусмотренных п. 2 ст. I Договора.

В Антарктике действует также принцип свободы научных иссле-дований, что предусмотрено ст. II Договора об Антарктике, участ-ники которого согласились в максимально возможной и практически осуществимой степени производить обмен планами, научных работ, результатами и данными научных наблюдений, а также обмен науч-ным персоналом между экспедициями и станциями Антарктике. Предусматривается также всяческое поощрение делового сотрудни-чества с теми специализированными учреждениями ООН и другими международными организациями, для которых Антарктика представ-ляет интерес в научном или техническом отношении (п. 2 ст. III Договора).

За прошедшие годы научные исследования, обмен научной инфор-мацией и научным персоналом приобрели в Антарктике постоянный и широкий характер. Действует Научный совет по исследованию Антарктики, который сотрудничает со многими международными и национальными организациями.

Вопрос о юрисдикции государств над лицами во время их пребы-вания в пределах Антарктики получил следующее решение в ст. VIII Договора об Антарктике:

«Без ущерба для соответствующей позиции каждой Договариваю-щейся стороны относительно юрисдикции над всеми другими лицами в Антарктике наблюдатели, назначаемые в соответствии со ст. tVII, и научный персонал, которым обмениваются станции и экспедиции Договаривающихся сторон, а также все лица, сопровождающие на-блюдателей и членов научного персонала, находятся в1 Антарктике под юрисдикцией той Договаривающейся стороны, гражданами ко-торой они являются, в отношении всех действий или упущений, имеющих место во время их пребывания в Антарктике для выпол-нения своих функций».

Делегации СССР, США и Бельгии на Конференции 1959 года по данному вопросу официально заявили, что положения Договора об Антарктике, касающиеся юрисдикции, не должны толковаться в том смысле, что правительство каждой из перечисленных стран согла-шается на распространение юрисдикции иностранного государства над ее гражданами.

Договором об Антарктике установлен действенный механизм обеспечения его соблюдения и контроля. Его важнейшим элементом являются регулярные Консультативные совещания участников Дого-вора (обычно раз в два года), а также специальные совещания. Задачи Консультативных совещаний: обмен информацией, взаимные кон-сультации по вопросам Антарктики, разработка, рассмотрение и представление рекомендаций правительствам государств-участников в отношении необходимых мер по осуществлению принципов и целей Договора.

В Консультативных совещаниях участвуют представители 12 го-сударств ^- первоначальных участников Договора, а также 14 госу-дарств, присоединившихся к Договору позднее. Каждое государство, присоединившееся к Договору, имеет право назначать своих предста-вителей для участия в Консультативных совещаниях в течение того времени, «пока эта Договаривающаяся сторона проявляет свою заин-тересованность в Антарктике проведением там существенной научно-иследовательской деятельности, такой как создание научной стан-ции или посылка научной экспедиции» (п. 2 ст. IX).

Решения, которые принимает Консультативное совещание, назы-ваются «рекомендациями мер своим правительствам». Однако они становятся обязательными для участников Договора после того, как соответствующие меры утверждены всеми государствами, представи-тели которых имели право участвовать в работе конкретного сове-щания (п. 4 ст. IX).

Первое Консультативное совещание рекомендовало производить определенный обмен упомянутой информацией через дипломатические каналы каждый год в определенное время. Рекомендация вклю-чала конкретный перечень вопросов, по которым дается информа-ция К этому перечню были приняты дополнения третьим и шестым Консультативными совещаниями. Восьмое Консультативное сове-щание рекомендовало «стандартную форму обмена информаци-ей», которая включает обширный перечень вопросов, в том числе:

1) типы, описание и вооружение морских судов, самолетов и других транспортных средств, которые вводятся в район действия договора;

2) время прибытия и пребывания, маршруты следования экспедиций;

3) подробное описание всех научных станций, создаваемых в районе действия Договора, с указанием программы их работ, оборудования, персонала и erg личного оружия; 4) средства связи и запасные аэро-дромы; 5) средства оказания помощи; 6) извещения о намерении использовать радиоизотопы, о научно-исследовательских работах и о морских судах, используемых для широких океанографических исследований, а также некоторые другие сведения.

Договором об Антарктике (ст. VII) предусмотрена также система инспекции: государства -- участники Консультативных совещаний вправе назначать из числа своих граждан неограниченное число наблюдателей, каждый из которых «имеет полную свободу доступа в любое время в любой или все районы Антарктики». Все районы Антарктики, находящиеся в ней объекты (станции, установки и обо-рудование, морские и воздушные суда в пунктах разгрузки и погруз-ки), а также персонал, пребывающий в Антарктике, открыты для инспеции указанными наблюдателями в любое время. По результатам инспекции наблюдатели составляют доклады, направляемые участ-никам Консультативных совещаний.

Наблюдение с воздуха может производиться в любое время над любым или всеми районами Антарктики каждой договаривающейся стороной, имеющей право назначать наблюдателей.

В соответствии со ст. XI Договора 1959 года все споры между дву-мя или несколькими сторонами относительно толкования или при-менения Договора разрешаются мирными средствами по выбору участвующих в споре сторон. Любой спор, который не будет разре-шен указанным путем, передается на разрешение в Международный Суд ООН с согласия в каждом случае всех сторон, участвующих в спо-ре. Однако, если не будет достигнута договоренность о передаче спо-ра в Международный Суд, стороны не освобождаются от обязанности разрешить спор мирными средствами, признанными Уставом ООН.

Договор об Антарктике открыт для присоединения к нему любого государства, являющегося членом ООН, или любого другого го-сударства, которое может быть приглашено присоединиться к До-говору с согласия всех договаривающихся сторон, представители которых имеют право участвовать в Консультативных совещаниях.. В настоящее время кроме 12 первоначальных сторон Договора еще 14 государств являются консультативными сторонами Договора и еще 12 государств являются участниками Договора, но не являются его консультативными сторонами, поскольку не подпадают под опреде-ление п. 2 ст. IX Договора.

Договор об Антарктике бессрочный. Он допускает внесение в него изменений и поправок с согласия всех консультативных сторон Договора.

679. Исторические заливы. Моря типа заливов.

Канадский профессор Д. Фаран отмечает, что главными кри-териями для отнесения морских вод к историческим являются следующие: «(1) исключительная власть и контроль над таким морским районом, включая изгнание иностранных судов из него в случае необходимости; (2) долгое пользование им или истече-ние длительного времени, хотя длина конкретного периода за-висит от обстоятельств; (3) молчаливое согласие других госу-дарств, особенно тех, чьи интересы могут быть задеты данным статусом».

Главной отличительной чертой правового статуса истори-ческих вод, как и внутренних морских вод в целом, является то, что в их пределах иностранные суда не пользуются правом мир-ного прохода. Прибрежное государство своими нормативными актами определяет их правовой режим, в частности устанавли-вает порядок захода иностранных судов во внутренние морские воды.

Внутренние морские воды состоят из вод морских портов, заливов, бухт, губ, лиманов, «исто-рических» вод (заливов, морей, проливов), а также всех других вод, расположенных, как гласят ст. 5 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 года и ст. 8 Конвенции 1982 года, в сторону берега от исходных ли-ний, от которых отсчитывается территориальное море.

Под заливом понимается хорошо очерченное углубле-ние берега, вдающееся в сушу и включающее замкнутые сушей воды; это углубление образует нечто большее, чем простую извилину берега. Если расстояние между отмет-ками наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив не превышает 24 морских миль, замыкающая линия может проводиться между этими отметками отлива и ог-раниченные таким путем воды считаются внутренними.

За прибрежными государствами признается право рас-пространять режим внутренних морских вод на «истори-ческие» моря и заливы. Признание статуса «исторические» за некоторыми водами содержится в ст. 12 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 года. В законодательстве СССР в качестве «исторических» провоз-глашены в 1957 году залив Петра Великого (до линии, соединяющей устье реки Тюмень-Ула с мысом Поворотный), Азовское и Белое моря, Рижский и Кольский заливы, Чесская и Печерская губы, проливы Вилькицкого и Санникова. В советской доктрине международного права «истори-ческими» объявляются моря: Карское, Восточно-Сибир-ское, Лаптевых, Чукотское.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.