Рефераты. Международное морское право

Во время войны, когда Турция является воюющей стороной, проливы закрыты для военных кораблей во-юющих государств. Если Турция участвует в войне, то проход военных кораблей через проливы полностью зависит от ее усмотрения, что вполне объяснимо, по-скольку ширина Босфора в узких местах всего лишь 0,75 км, а в самых широких не превышает 3,7 км. Для прохода военных кораблей необходимо уведомление, которое посылается Турции за 8 дней до прохода чер-номорскими державами и за 15 дней нечерноморски-ми. Конвенция учитывает интересы морского судоход-ства и безопасность Турции. Поэтому принятые Тур-цией в 1994 году национальные правовые акты, услож-няющие режим прохода через проливы, могут и долж-ны рассматриваться как ее попытка в одностороннем порядке пересмотреть некоторые положения Конвен-ции 1936 года.

Правовой режим Балтийских проливов (Большого и Малого Белып, Зунда). Их правовой режим регулируется Копенгагенским трактатом 1857 года, участницей кото-рого была Россия. Этот договор закрепил отмену так называемых зундских пошлин (сбора, взимаемого Да-нией за проход судов через проливы) и установил сво-боду прохода.

Режиму проливов в Конвенции 1982 года посвящена ч. III. Конвенция вводит понятие "проливы, ис-пользуемые для международного судоходства", которое является более широким по сравнению с понятием "международные проливы", данным Международным Судом ООН в упомянутом выше решении по инциден-ту в проливе Корфу. Помимо проливов, правовой режим которых урегулирован специальными междуна-родными договорами (см. Черноморские и Балтий-ские), Конвенция 1982 года предусматривает еще три вида проливов.

Во-первых, это проливы, которые соединяют одну часть открытого моря или исключительной экономи-ческой зоны с другой частью открытого моря или ис-ключительной экономической зоны (например, Гибралтарский).

В таких проливах устанавливается транзитный про-ход (пролет) для всех судов (летательных аппаратов). Транзитный проход понимается как осуществление свободы судоходства (и свободы полетов) в соответст-вии с правилами, установленными в ч. III Конвенции 1982 года. Государство, граничащее с проливом, может принимать национальные правовые акты, относящиеся к безопасности судоходства, регулированию движения судов в проливе, предотвращению загрязнения, недо-пущению рыболовства, запрещению погрузки (выгруз-ки и посадки), высадки в проливе. Нормы, содержа-щиеся в таких актах, обязательны для иностранных судов.

Государство, граничащее с проливом, не должно чинить препятствия транзитному проходу, недопусти-мо приостановление транзитного прохода.

Основное отличие транзитного прохода от мирного состоит в том, что при транзитном проходе совершен-но исключена юрисдикция припроливного государства в отношении судов, осуществляющих транзитный проход. Мирный проход не предусматривает пролет лета-тельных аппаратов, транзитный же предусматривает. Подводные лодки при мирном проходе должны следовать в надводном положении, при транзитном -- воз-можен проход как в надводном, так и в подводном положении.

Во-вторых, это проливы, которые соединяют от-крытое море или исключительную экономическую зону с территориальным морем другого государства, а также проливы, которые соединяют одну часть откры-того моря или исключительной экономической зоны с другой частью открытого моря или исключительной экономической зоны и образованы островом и конти-нентальной частью государства, когда в сторону моря от острова есть столь же удобный путь в открытом море или исключительной экономической зоне. В таких проливах Конвенция устанавливает мирный проход.

В-третьих, это проливы, в срединной части кото-рых имеется полоса открытого моря или исключитель-ной экономической зоны и в этой полосе есть столь же удобный путь, как и в акваториях, входящих в состав государственной территории прибрежного государства. В таких проливах Конвенция установила свободу судо-ходства.

11. Международные каналы

Наибольшее значение для международного судоход-ства имеют Суэцкий, Панамский и Кильский каналы.

Суэцкий канал открылся для судоходства в 1869 году, а в 1888 году была принята Константинопольская конвенция относительно обеспечения свободного плавания по Суэцкому каналу, которая действует до настоящего времени Россия -- участница этой Конвенции.

Основные положения Конвенции сводятся к следу-ющему. Канал свободен и открыт для торговых судов и военных кораблей всех стран в мирное и военное время, блокада канала недопустима, военные корабли воюющих стран обязаны проходить канал без останов-ки и в самый короткий срок, в канале и во входных портах, а также в районе трех миль вокруг этих портов запрещается вести военные действия.

В 1956 году Египет национализировал Компанию Суэцкого канала, не заявив каких-либо претензий на пересмотр режима, установленного Константинополь-ской конвенцией. 24 апреля 1957 г. Египет выступил с декларацией, в которой провозглашалось его твердое намерение соблюдать положения Конвенции 1888 года. Декларация была зарегистрирована в Секретариате ООН в качестве "международного соглашения".

Панамский канал был официально открыт в 1920 году. Его правовой режим был разработан до его стро-ительства. В 1901 году США и Великобритания заклю-чили Договор (Хея-Паунсфота) о морском канале, ко-торый соединял бы Тихий и Атлантический океаны. Управление и охрана такого канала поручались США, а режим судоходства должен был быть таким же, какой был установлен Константинопольской конвенцией 1888 года для Суэцкого канала. В 1903 году был заклю-чен договор между США и Панамой о строительстве канала между океанами, для чего США предоставля-лась на территории Панамы на вечные времена полоса шириной в 10 миль. Канал объявлялся нейтральным и свободным для прохода через него судов всех стран в соответствии с Договором 1901 года. Длительная борь-ба панамского народа за возвращение суверенитета над зоной канала завершилась в 1977 году заключением в Вашингтоне между США и Панамой новых договоров о Панамском канале. В соответствии с ними восста-навливается территориальный суверенитет Панамы над зоной канала. После 31 декабря 1999 г. Панама берет на себя функции по его управлению, эксплуатации и обслуживанию. Канал провозглашается "постоянно нейтральным" водным путем, который открыт для судов всех стран. Проход через канал военных кораб-лей всех государств объявляется свободным, однако установлено право первоочередного прохода для воен-ных кораблей США и Панамы.

Кильский канал был открыт для судоходства в 1896 году. Канал был сооружен Германией и на ее террито-рии, и потому она установила режим плавания в нем. После первой мировой войны был определен междуна-родно-правовой режим канала, в соответствии с кото-рым он был открыт для торговых судов и военных кораблей всех стран (ст. 380 Версальского договора). В 1936 году Германия отказалась от этого постановления Версальского договора и установила разрешительный порядок прохода по каналу военных кораблей. В насто-ящее время проход по каналу регулируется внутренни-ми нормами ФРГ -- Правилами плавания в Кильском канале, которыми предусмотрены свобода плавания торговых судов всех стран и уведомительный порядок прохода военных кораблей. Идеальным решением было бы заключение международного договора, одной стороной которого была бы ФРГ, а второй -- все заин-тересованные государства.

12. Континентальный шельф

Конвенция о континентальном шельфе 1958 года является первым международно-правовым признанием определенных прав прибрежного государства за преде-лами его государственной территории. Влияние на раз-работку и принятие этой Конвенции оказало нацио-нальное законодательство некоторых стран. Так, 28 сентября 1945 г. была провозглашена Прокламация Президента США о юрисдикции за пределами нацио-нальной территории, хотя отдельные попытки расши-рения прав прибрежного государства на ресурсы мор-ского дна за пределами территориального моря пред-принимались и ранее. К началу работы Первой конфе-ренции ООН по морскому праву уже 20 государств приняли национальные акты о континентальном шель-фе.

Юридическое понятие континентального шельфа, как оно дано в Конвенциях 1958 и 1982 годов, основы-вается на его геологическом понимании, хотя и не совпадает с ним. А потому следует вначале остановить-ся на геологическом определении. Покрытая водами океана часть материка (континента) является его под-водной окраиной и по своему геологическому стро-ению и рельефу продолжает прилегающую часть суши. За внешней границей подводной окраины материка расположено ложе океана (абиссальная платформа). Подводная окраина имеет, как правило, три части: а) континентальный шельф -- подводное продолжение континента, примыкает к суше, характеризуется посте-пенным уклоном дна и небольшими глубинами покры-вающего его моря; б) континентальный склон, в кото-рый переходит континентальный шельф, характеризу-ется резким и значительным уклоном морского дна; в) континентальный подъем (подножье) -- возвышение, которое образуется за счет осадочных пород, соскальзываемых с континентального склона.

Под континентальным шельфом понимаются по-верхность и недра морского дна районов, простираю-щихся за пределами территориального моря прибреж-ного государства.

Внешняя граница континентального шельфа, со-гласно Конвенции 1982 года, проходит по внешней границе подводной окраины материка или на расстоя-нии 200 морских миль от исходных линий, если внеш-няя граница подводной окраины материка не прости-рается на такое расстояние. Если же внешняя граница подводной окраины материка расположена за предела-ми 200 морских миль, то внешняя граница континен-тального шельфа устанавливается по линии, которая соединяет фиксированные точки, определенные путем отсчета от подножья континентального склона спосо-бами, закрепленными в п. 4 ст. 76 Конвенции. Такие точки не должны отстоять более чем на 350 миль от исходных линий, от которых ведется отсчет ширины территориального моря, или на 100 миль от 2500-мет-ровой изобаты.

Внешняя граница континентального шельфа за пределами 200 миль устанавливается с помощью спе-циальной международной процедуры, состоящей в том, что данные о границах своего континентального шель-фа прибрежное государство направляет в специальный международный орган -- Комиссию по границам кон-тинентального шельфа. Комиссия дает этому прибреж-ному государству рекомендации об установлении внешних границ его континентального шельфа. Установленные на основе таких рекомендаций внешние границы континентального шельфа являются оконча-тельными и обязательны для всех государств.

Прибрежное государство осуществляет суверенные права над континентальным шельфом в целях его раз-ведки и разработки его природных ресурсов. Под при-родными ресурсами понимаются минеральные и дру-гие неживые ресурсы морского дна и его недр, а также "сидячие виды" живых организмов. Права прибрежно-го государства в отношении разведки и разработки континентального шельфа являются исключительны-ми, а это означает, что без согласия прибрежного государства ни одно другое государство не может прово-дить разведку на нем и разработку его природных ре-сурсов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.