Рефераты. Международное морское право

Правовой режим некоторых морских пространств определен специально для этой цели принятыми меж-дународными договорами (например, Договор об Ан-тарктике 1959 г., Конвенция Монтрё о Черноморских проливах 1936 г., Константинопольская конвенция о Суэцком канале 1888 г.).

4. Внутренние морские воды

Внутренние морские воды составляют часть терри-тории прибрежного государства, и на них распростра-няется его суверенитет. К ним относятся воды портов, заливов, бухт, лиманов, губ, а также воды, расположен-ные в сторону берега от исходных линий территориаль-ного моря, и так называемые исторические воды.

Внешней границей внутренних морских вод в пор-тах является прямая линия, которая соединяет наибо-лее выдвинутые в море портовые сооружения.

Под заливом понимается хорошо очерченное уг-лубление берега, вдающееся в сушу в такой мере, что содержит замкнутые ею воды и образует нечто боль-шее, чем просто изгиб берега. Если ширина входа в залив при наибольшем отливе меньше 24 морских миль, то весь залив относится к внутренним морским водам прибрежного государства. Когда вход в залив превышает 24 мили, то внешней границей внутренних морских вод будет служить прямая линия в 24 мили, проведенная внутри залива таким образом, чтобы ею к внутренним морским водам отводилось возможно большее водное пространство залива. Это правило не применяется к заливам, вход в которые хотя и превы-шает 24 мили, но все воды которых исторически счита-ются внутренними морскими водами соответствующих прибрежных государств (например, залив Петра Вели-кого -- 102 мили, Гудзонов залив -- около 50 миль).

Прибрежное государство в силу суверенитета, осу-ществляемого над внутренними морскими водами, оп-ределяет их правовой режим. В частности, оно устанав-ливает порядок захода иностранных судов в его внут-ренние морские воды.

Иностранное судно во внутренних морских водах соблюдает законы и иные правила прибрежного госу-дарства в том, что касается его таможенного, санитар-ного и иммиграционного контроля, безопасности судо-ходства, охраны окружающей среды. Рыболовство и промыслы возможны только с разрешения прибрежно-го государства. На иностранные торговые суда, находя-щиеся во внутренних морских водах, распространяется юрисдикция (уголовная, гражданская, административ-ная) прибрежного государства.

Уголовная юрисдикция. В принципе под уголовную юрисдикцию прибрежного государства подпадают пре-ступления, совершенные на борту иностранных торго-вых судов, когда они находятся во внутренних морских водах этого государства. На практике (что иногда за-креплено и в двусторонних соглашениях) судебные власти прибрежного государства воздерживаются от осуществления уголовной юрисдикции, если об ином не просят официальные должностные лица государства флага судна. Невмешательство имеет место и тогда, когда последствия преступления не распространяются на территорию прибрежного государства, преступлени-ем не затрагиваются его безопасность и общественный порядок в нем, преступление не затрагивает ни одно лицо, кроме членов экипажа этого судна, и если вме-шательство не является международным обязательст-вом такого государства.

Гражданская юрисдикция. Судебные власти при-брежного государства вправе рассматривать граждан-ские иски в отношении иностранного торгового судна, находящегося в его внутренних морских водах. В обес-печение исков или решений компетентные власти при-брежного государства могут задерживать и арестовы-вать иностранное торговое судно. На практике при-брежное государство отказывается от рассмотрения исков к иностранному торговому судну, находящемуся в его внутренних морских водах, если таковые никак не связаны с этим государством, его физическими или юридическими лицами.

Административная юрисдикция. Иностранные тор-говые суда в портах обязаны соблюдать администра-тивные нормы и предписания, которые установлены властями прибрежного государства. В частности, это относится к правам местных властей по осуществле-нию санитарного, таможенного, иммиграционного контроля, порядка допуска иностранцев на свою тер-риторию, вопросов безопасности судов и охраны жизни людей. Нарушение установленных правил вле-чет за собой меры административного принуждения, что предусмотрено и некоторыми международными до-говорами.

5. Архипелажные воды

Конвенция 1982 года ввела новую правовую катего-рию морского пространства -- архипелажные воды. Режим архипелажных вод применим только к государ-ствам-архипелагам (например, Индонезия, Филиппи-ны) и не применим к архипелагам, являющимся час-тью территории прибрежного государства.

Суверенитет государства-архипелага распространя-ется на архипелажные воды, воздушное пространство над ними, на их дно и недра и их ресурсы. Суверенитет осуществляется при условии соблюдения положений Конвенции, относящихся к государствам-архипелагам.

Архипелажные воды ограничены прямыми архипелажными исходными линиями, которые соединяют наиболее выдающиеся в море точки самых отдаленных островов и осыхающих рифов архипелага. Линии не должны отклоняться от общей конфигурации архипе-лага и превышать определенную Конвенцией длину. От этих линий производится отсчет ширины территори-ального моря, прилежащей зоны, континентального шельфа. Конвенция предусматривает два вида прохода через архипелажные воды: мирный проход и архипелажный проход, последний близок к транзитному. Государство-архипелаг в пределах своих архипелажных вод может проводить замкну-тые линии для делимитации внутренних морских вод.

6.Территориальное море

Территориальное море (территориальные воды) -- это морской пояс, прилегающий к берегу или внутрен-ним морским (и/или архипелажным) водам государст-ва, на который распространяется его суверенитет. Су-веренитет осуществляется с учетом норм международ-ного права. Внешняя граница территориального моря является морской границей государства. Наряду с тер-мином "территориальное море", который закреплен ныне в конвенциях, употребляется и термин "террито-риальные воды". В некоторых государствах территори-альные воды означают и внутренние морские воды, а потому употребление конвенционного термина "терри-ториальное море" предпочтительней.

Вопрос о ширине территориального моря. Отказ от притязаний на морские пространства и ограничение суверенитета прибрежного государства морским по-ясом поставили вопрос о ширине территориального моря. Национальное законодательство и международ-ная договорная практика (в основном двусторонняя) в средние века связывали ширину территориального моря с пределом видимости с берега или дальностью стрельбы береговых батарей. В 1783 году впервые в официальной переписке была указана ширина в одну морскую лигу (3 морских мили), что соответствовало дальнобойности береговой артиллерии того времени. Однако трехмильная ширина территориального моря никогда не признавалась обязательной всеми государ-ствами. Так, о признании этой ширины территориаль-ного моря никогда не заявляла Россия. Длительное время вопрос о ширине территориального моря не находил решения из-за значительных различий в пози-циях и практике государств. И только Конвенция 1982 года установила, что государство имеет право само определять ширину своего территориального моря в пределах 12 морских миль. В Российской Федерации установлена 12-мильная ширина территориального моря.

Отсчет ширины территориального моря произво-дится от линии наибольшего отлива вдоль берега, от прямых исходных линий в тех местах, где береговая линия глубоко изрезана или извилиста или вдоль бере-га и в непосредственной близости к нему имеется цепь островов (эти прямые линии соединяют соответствую-щие точки, и они не должны отклоняться от общего направления берега); от внешней границы внутренних вод, от архипелажных исходных линий.

Международно-правовой режим территориального моря. Он установлен Женевской конвенцией о терри-ториальном море и прилежащей зоне 1958 года и Кон-венцией ООН по морскому праву 1982 года. Основой правового режима территориального моря является су-веренитет прибрежного государства, который распро-страняется и на воздушное пространство над террито-риальным морем, на дно и недра последнего. В этом правовой режим территориального моря схож с право-вым режимом внутренних морских вод. Различия же сводятся к изъятиям из суверенитета прибрежного го-сударства в отношении территориального моря, кото-рые установлены международным правом.

Одним из основных изъятий является право мир-ного прохода, которое понимается как плавание судов всех государств через территориальное море с тем, чтобы пересечь его, пройти во внутренние воды или выйти из них. Проход должен быть непрерывным и быстрым, однако остановки или стоянки на якоре до-пустимы, когда они являются обычными по условиям плавания в этом районе или стали результатом непре-одолимой силы или бедствия или когда требуется ока-зание помощи терпящим бедствие или находящимся в опасности. Подводные лодки в территориальном море должны следовать в надводном положении.

Прибрежное государство может по соображениям безопасности и без дискриминации в отношении флага на определенный период приостанавливать право мир-ного прохода в тех или иных районах своего территори-ального моря, своевременно объявляя об этом.

Мирным называется проход, которым не наруша-ются мир, добрый порядок или безопасность прибреж-ного государства. Конвенция 1982 года перечисляет такие виды деятельности иностранного судна, которые, будучи совершены в территориальном море, нарушают мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства. К ним относятся угроза силой или ее применение против прибрежного государства, маневры или учения с применением оружия, сбор информации в ущерб безопасности прибрежного государства, про-паганда, посягающая на его безопасность, подъем, по-садка, принятие летательных аппаратов или военных устройств, нарушение таможенных, санитарных, им-миграционных, фискальных законов и правил при-брежного государства, рыболовство, серьезное загряз-нение, проведение исследований, создание помех в работе средств связи прибрежного государства.

Юрисдикция в территориальном море. Вопрос о юрисдикции решается в зависимости от того, является ли осуществляющее право мирного прохода судно военным или торговым. В отношении военных кораб-лей и государственных судов, эксплуатируемых в не-коммерческих целях, действует принцип иммунитета, т.е. изъятие их из-под юрисдикции прибрежного госу-дарства. Вместе с тем если военный корабль не соблю-дает законов и правил прибрежного государства в от-ношении прохода через его территориальные воды, то власти этого прибрежного государства могут потребо-вать, чтобы такой корабль немедленно покинул преде-лы его территориального моря. За ущерб или убытки, причиненные военным кораблем прибрежному госу-дарству, международную ответственность несет госу-дарство флага этого корабля.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.