23
ПетрозАводский техникум городского хозяйства.
курсовая работа
Лишение свободы на определенный срок.
Выполнил: ст. гр. 38тэ
Казанцев Владимир
2001 содержание.
введение 3
Понятие лишения свободы на определенный срок 4
Сроки лишения свободы 11
Виды мест лишения свободы, основания и порядок определенния судами вида исправительных учреждений 14
Совершенствование уголовно-правовой регламентации лишения свободы 20
Заключение 24
Задачи 25
Литература 28
введение.
В современных условиях при переходе к рыночным отношениям, на фоне экономического кризиса особенно ярко проявляется преступность. Борьба с ней - одна из сложнейших задач, которую приходиться решать Российскому государству.
Уголовное наказание - важное средство в борьбе с преступностью. Поэтому в российской уголовно-правовой науке уделяется большое внимание институту наказания. Сложным в этом вопросе является вопрос о сущности и целях наказания. Смыслом такого познания является создание необходимых условий для дальнейшего исследования различных аспектов наказания, особенно его эффективности - наиболее сложной, но достаточно важной на сегодняшний день проблемы.
Наказание в виде лишения свободы на определенный срок наиболее часто применяется в судебной практике по уголовным делам, потому что считается наиболее действенным наказанием в отношении лиц, совершивших преступления различной степени тяжести. Хотя предупредительное воздействие лишения свободы на определенный срок в частности зависит от многих причин, в том числе и от содержания нормы, справедливого и правильного ее применения, состояния правовой пропаганды, деятельности правоохранительных органов, общественных организаций и от ряда социальных факторов. Едва ли можно среди всех обстоятельств, влияющих на состояние преступности, точно определить вклад который непосредственно вносит такое наказание как, лишение свободы на определенный срок. Но практика показывает [3], что оно носит наиболее результативный фактор в борьбе с преступностью, так как имеет самое высокое карательное содержание среди иных видов уголовного наказания (исключая смертную казнь).
Понятие лишения свободы на определенный срок
В работе правоохранительных органов, в ходе применения уголовного закона, два вопроса являются централь-ными: на чем основывается уголовная ответственность, т.е. за что следует наказывать, и от чего зависят размеры ответственности, т.е. как наказывать.
Следует отметить особую значимость уголовного наказания для отображения функций уголовного права.
Некоторые из функций специфичны только для уголовного права: прежде всего охранительная и социально-превентивная. Между указанными общими функциями уголовного права и уго-ловного наказания есть определенная связь. Так, в частности, уго-ловное наказание способствует реализации такой специфической функции уголовного права, как социально-превентивная функ-ция, -- общее и специальное предупреждение преступлений Шаргородский М.Д. Наказание, его цели и эффективность. Л., 1973; Карпец И.И. Наказание: социальные, правовые и криминологические проблемы. М., 1973; Беляев Н.А. Цели наказания и средства их достижения. Л., 1963; Струч-ков Н.А. Уголовная ответственность и ее реализация в борьбе с преступностью. Саратов, 1978.z.
Меры государственного принуждения разнообразны.
Уголовное наказание -- одна из наиболее значительных мер государственного принуждения. Об этом свидетельствует истори-ческий опыт. Так, Чезаре Беккариа в трактате “О преступлениях и наказаниях” писал, что “только законы могут устанавливать наказания за преступления, и власть их издания может принад-лежать только законодателю... Никакой судья не может, не нару-шая справедливости, устанавливать наказания для других членов общества. Несправедливо наказание, выходящее за пределы зако-на, т.к. оно явилось бы другим наказанием, не установленным законом”.
Обобщая значимые теоретические разработки, ныне действую-щий Уголовный кодекс Российской Федерации закрепил на уров-не закона “принцип законности”, где определено, что “преступ-ность деяния, его наказуемость и иные уголовно-правовые пос-ледствия определяются только настоящим Кодексом”.
Текст ст. 43 действующего УК РФ гласит: “Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренном настоящим кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица”.
Сложность познания сущности наказания связана не только с различным подходом в науке к определению места кары в нака-зании, но и с различными взглядами ученых на природу самой кары.
Представляется возможность определить отличительные признаки уголовного наказания, на основании которых выявляется его отличие от иных видов государственного принуждения:
1) осуждение лица, виновного в совершении преступного дея-ния, от имени государства;
2) наибольшая острота репрессии (в отличие от администра-тивных или гражданско-правовых видов принуждения);
3) применение наказания только к лицам, виновным в совер-шении преступления;
4) возможность применения уголовного наказания только по приговору суда;
5) судимость -- последствие, присущее лишь уголовному на-казанию.
Среди наказаний предусмотрен различный уровень правоограничений.
Действующий уголовный закон предусмотрел смертную казнь в общей системе наказаний (п. "н" ст. 44), отменив тем самым ее исключительность. Репрессивность видов наказания определена действующим УК РФ от наказания, связанного с наименьшим объемом кары -- штрафом, до обладающего наибольшим -- смертной казни. В этом промежутке огромную роль занимает наказание в виде лишения свободы на определенный срок.
Содержание одного из наиболее суровых видов наказа-ний состоит в принудительной изоляции осужденного путем по-мещения его в предназначенные для этого учреждения на срок, установленный приговором суда, со специальным режимом со-держания.
Лишение свободы на определен-ный срок по российскому уголов-ному праву (ст. 56 У К РФ), один из видов наказания (назначаемое только как основ-ное), заключается в изоляции осуж-денного от общества путем направления его в колонию-поселение или помещения в исправительную колонию общего, стро-гого или особого режима либо в тюрьму. Лица, осужденные к лишению свободы, не достигшие к моменту вынесения су-дом приговора восемнадцатилетнего воз-раста, помещаются в воспитательные ко-лонии общего или усиленного режима.
Лишение свободы обладает наибольшим числом правоограничений для осужденного, а следовательно, повышенной по отно-шению к другим видам наказания репрессивностью. Сундуров Ф. Р. Лишение свободы и социально-психологические предпосылки его эффективности. С.17. Оно предус-матривается в законе и применяется судом в случаях совершения тяжких и особо тяжких преступлений к лицам, ранее осуждав-шимся к этому наказанию, к рецидивистам и т.п. Лишение свободы назначается в качестве наказания, когда цели наказания не могут быть достигнуты более мягкими мерами уголовно-правового воздействия, исправление лица возможно лишь в условиях строгой изоляции и специального режима. Осужденный к этому виду наказания существенно ограничивается в целом ряде основных прав. Уголовно-исполнительное законодательство к осужден-ному предусматривает возможность применения специальных принудительных мер (за злостное нарушение установленного по-рядка отбывания наказания, например, перевод в помещения камерного типа). Важным элементом при всей совокупности социальных мер лишения свободы, является свобода личности.
Свобода личности -- понятие исключительно слож-ное и многогранное. Юристов оно интересует прежде всего как один из моментов взаимодействия права и лич-ности. Однако разобраться в механизме этого взаимодействия было бы затруднительным без анализа философского, политического, социально-психологического и индивиду-ально-психологического аспектов понятия свободы, без анализа ее социального и личностного содержания.
Опуская философскую, политическую стороны, выделим социально-психологический аспект лишения свобо-ды как вида уголовного наказания. Применение его ведет к ограничению доступа осужденных к средствам массовой коммуникации, пос-кольку имеют место ограничения или даже лишение возможности в просмотре программ телевидения, спе-циальный подбор кинофильмов и т. д. Тем самым, ли-шение свободы, ведет к ограничению не только непо-средственного, но и опосредствованного средствами массовой коммуникации общения осужденных с внеш-ним миром.
Наказание, как и уголовная ответственность в це-лом, -- проблема не только социальная, но и индиви-дуально-психологическая. Оно будет иметь соответ-ствующий эффект только тогда, когда получит соответствующий “отзвук” у человека. Здесь прежде всего следует выделить проблему восприятия осужденным наказания, то есть чувственного отражения и пережи-вания осужденным наказания. Восприятие наказания в качестве явления, вызывающего страдания, состав-ляет один из важных элементов всего отношения осуж-денного к наказанию. Без этого нельзя, “подключить” механизм самовоспитания к процессу исправления осужденного. Практика показывает [3], что отдельные рецидивисты в результате длительного пребывания в местах лишения свободы рассматривают условия в исправительных учреждениях (далее ИУ) чуть ли не в качестве обычных. Подобная искаженность восприятия объясняется, с одной стороны, адаптацией к условиям наказания, с другой - тем, что рецидивист теряет значительный интерес к жизни на свободе, рассматривая ее как очередную возможность вновь совершить преступление. По данным изучения, характерно, например, что более половины преступников-рецидивистов считают наказа-ние несправедливым, незаслуженным, чрезмерно суровым, в то же время 6,0% рецидивистов в качестве иде-ала указали человека, совершающего преступления, а 13,7%--(помимо указанных 6,0%)--вообще не имеют социально одобряемого идеала. Лица с извра-щенным восприятием наказания и пониманием жизни в целом, как правило, упорно не желают встать на путь исправления. Восприятие наказания как справедливо-го акта со стороны общества и в качестве явления, вы-зывающего чувство неудовлетворительности и страда-ния, является необходимой предпосылкой перевоспита-ния правонарушителя. Исходя из выше сказанного можно заключить, что правильное отношение осужденно-го к наказанию, предпо-лагает не только адекватное его восприятие, но и осо-знание им ответственности перед обществам, справед-ливости наказания и подлинной причины своего нахождения в местах лишения свободы, а также фор-мирование у него нового отношения к нормам права и морали, в чем собственно и состоит смысл лишения свободы на определенный срок.
Страницы: 1, 2, 3, 4