Рефераты. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, досто-верную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причинен-ного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42 Конституции).

Понятие «окружающая среда» охватывает все компоненты природ-ной сферы, потребителем которых является человек (вода, воздух и пр.), а также те, которые оказывают на него воздействие (шумы, вибра-ция и др.). Право на благоприятную окружающую среду, т.е. такую, которая не приносит вред человеку, тесно увязано с правами человека на жизнь, на охрану здоровья.

Государственная гарантия права на благоприятную окружающую среду заключается прежде всего в законодательном установлении сис-темы нормативов ее качества, контроля за их соблюдением всеми субъ-ектами, деятельность которых влияет на окружающую среду. Объектом охраны со стороны государства является не только человек, но и сама природная среда, строгое нормирование предельно допустимых норм ее использования, нагрузки на нее. Основной нормативный правовой акт, регулирующий отношения в данной сфере, - Закон РСФСР от 19 де-кабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды».

К числу социально-экономических прав и свобод относится право на образование (ст. 43 Конституции).

Каждому гарантируется общедоступность и бесплатность начально-го общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего професси-онального и послевузовского профессионального образования в госу-дарственных и муниципальных образовательных учреждениях.

Государство гарантирует доступность всех достижений культуры для граждан, где бы они ни проживали. Это обеспечивается общедо-ступностью ценностей отечественной и мировой культуры, находящих-ся в государственных и общественных фондах, развитием и равномер-ным размещением культурно-просветительных учреждений на терри-тории страны, развитием телевидения и радио, книгоиздательского дела и периодической печати, сети библиотек, расширением культур-ного обмена с зарубежными государствами.

Важным условием обеспечения свободы научного, технического и художественного творчества является снятие существовавших прежде идеологических ограничений, затрагивающих не только науку, и преж-де всего общественную, но и искусство, художественные направления. Однако положительное значение этого фактора снижается слабой под-держкой науки и искусства государством, по-прежнему остаточным принципом финансирования учреждений данного рода.

Правовой статус личности характеризуется не только правами и свободами, но и обязанностями. Эти обязанности затрагивают много-образные сферы отношений, в которых субъектом выступает человек.

В конституционно закрепленных основных обязанностях выраже-ны наиболее важные требования - ответственности личности перед обществом, гражданина перед государством, надлежащего отношения гражданина к государственным и общественным интересам, активного включения его в охрану этих интересов. Ведь сущность гражданства, как отмечалось выше, состоит в совокупности взаимных прав, обязан-ностей и ответственности человека и государства.

Важнейшей обязанностью гражданина, так же как и любого иного лица, проживающего в Российской Федерации, является соблюдение Конституции и законов. Эта обязанность граждан Российской Федера-ции зафиксирована в главе об основах ее конституционного строя (ст. 15).

Режим законности - незыблемая основа порядка, стабильности в государстве, обществе, в жизни каждого человека.

Обязанность соблюдать Конституцию и законы универсальна, рас-пространяется на всех субъектов правоотношений. Конкретно как обя-занность человека и гражданина она выражается в необходимости у него стойких установок на правомерное поведение во всех сферах жизни и деятельности.

Конституция и законы наиболее обобщенно отражают весь строи общественных отношений, принятые в государстве и обществе нормы, правила поведения людей, которых должен придерживаться каждый человек и гражданин. Любое нарушение этих норм связано с ущемле-нием интересов государства, общества, граждан.

Обязанность граждан платить налоги была конституционно закреп-лена впервые с переходом страны к рыночной экономике. И это вполне закономерно. Развитие частной собственности, свобода предпринима-тельства, значительное сокращение сферы государственной собствен-ности связаны с новыми подходами к налоговой системе. Число налогообязанных субъектов меняется качественно, расширяются и виды налогообложения.

Статья 57 Конституции закрепляет, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, об-ратной силы не имеют.

Закрепляется обязанность каждого сохранять природу и окружаю-щую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Кон-ституции).

Природа как внешняя среда обитания человека в век научно-техни-ческого прогресса требует особых мер охраны государством и общест-вом. Но в ней должен участвовать и каждый человек - главный «потре-битель» природы.

За последнее время принят ряд законов об охране природы, атмо-сферного воздуха, животного мира. Многие нормы этих законов опре-деляют поведение граждан при использовании природных богатств. Обязанностью гражданина является соблюдение установленных пра-вил, активное противодействие их нарушениям со стороны других лиц. Введена или повышена плата за пользование природными ресурсами.

Сохранение природы и окружающей среды из-за их варварского использования за все годы советской власти трансформировалось, по сути, в их восстановление, спасение от гибели. Это, естественно, дело общегосударственное, требующее огромных материальных затрат, внедрения новых технологий, замены устаревшего оборудования и т.д. Однако и посильное участие каждого гражданина в сохранении приро-ды внесло бы важный вклад в поддержание невосполнимого богатства, которое мы должны передать будущим поколениям россиян.

В ст. 59 Конституции Российской Федерации закреплено, то защи-та Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соот-ветствии с федеральным законом. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе» определяет усло-вия прохождения военной службы в рядах Вооруженных Сил Россий-ской Федерации, порядок призыва, льготы по призыву, сроки службы, условия ее прохождения и др.

Конституция Российской Федерации закрепляет возможность за-мены военной службы альтернативной гражданской службой в случае, если убеждениям лица или вероисповеданию противоречит несение военной службы (ч. 3 ст. 59).

В ныне действующей Конституции обязанности граждан отражены весьма слабо. В ней зафиксирована лишь необхо-димость соблюдать Конституцию и законы, платить налоги, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, историческому и культурному наследию, нести военную службу, защищать Отечество (ст. Г ст. 15, 44, 57-59).

Между тем в международных пактах о правах указываются и другие обязанности, почему-то не вошедшие в нашу Конституцию. Это можно считать отступлением от общепринятых стандартов. В Конституциях ряда современных зарубежных стран обязанности также представлены шире и значительнее.

Резкое количественное несоответствие между правами и обязанностями, зафиксированных в Конституции, обычно объясняется тем, что если первые охватывают все сферы жизнедеятельности людей, то вторые связаны в основном лишь с поддержанием общественного порядка. Но это в прин-ципе верно. Однако надо иметь в виду, что на практике обя-занности незримо «сопровождают» все права, корреспонди-руя им в соответствующих правоотношениях, то есть в про-цессе реализации. Иначе права могут превратиться в «пус-той звук». Ведь обязанности - способ обеспечения прав.

Это вовсе не значит, что в том или ином нормативном ак-те в «паре» с каждым конкретным правом непременно долж-на фигурировать обязанность - чаще всего она просто подразумевается. Но наиболее важные, социально значимые обязанности полезно было бы закрепить в главном Законе страны, чтобы граждане лучше их знали и строго соблюдали.

Распространено мнение, что слишком большой перечень обязанностей - признак тоталитарного государства. Отчасти это так. В то же время без обязанностей не может обойтись ни одно «нормальное» общество, объем их зависит от многих причин (национальные традиции, развитость демократии, уровень политической и правовой культуры и т. д.). В конкретных обстоятельствах современной России, в целях усиления организующих начал можно было бы расширить и привести их в более гармоничное сочетание с правами. Конституционное право РФ. Лекции. Саратов. 1995.

3. Реализация и защита конституционных прав и свобод в РФ.

В вопросе о правах личности одно из центральных мест за-нимает проблема гарантий, ибо о реальной ценности прав, свобод и обязанностей личности судят прежде всего по их охране, реа-лизации.

В современных условиях проблема гарантий имеет исключи-тельное значение, приобрела еще в большей степени политичес-кую направленность и остроту, что объясняется важностью реали-зации идеи естественных прав человека. Как подчеркивается во Всеобщей декларации прав человека 1948 года, Заключительном Акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 года, уважение и защита прав и свобод человека - одна их глав-ных обязанностей и задач всех государств и народов.

Расширение и углубление правового статуса личности зависит от условий, обеспеченных государством и добросовестным выпол-нением каждой личностью своих обязанностей перед государством, перед своими согражданами. Главная гарантия прав человека - это в конечном счете экономическое состояние государства. Решаю-щей гарантией осуществления конституции и ее статей, кодифи-цированных законом гражданских прав, являются сознательность и самодеятельность людей.

Эта активность может превратить букву закона в живую дей-ствительность, преодолеть объективные препятствия на пути реа-лизации различных прав (действительно существующие противо-речия), а также субъективные помехи (отсталость, рутинные мыш-ление и действия), которые делают осуществление прав формальным. Поэтому подлинным критерием демократизма того или иного общества оказывается действительность, направленная на развитие активности народа. Киш А. Социалистическое государство и демократические свободы //Вопро-сы философии, 1980. № 10. С.66.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.