Рефераты. Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации

Конституционно закреплено право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в госу-дарственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33). Это право - важное средство проявления общественно-политической ак-тивности граждан, заинтересованности их в общественных делах, а также защиты ими своих прав. Обращения граждан имеют значение и как канал укрепления связей государственного аппарата с населением, как источник информации, необходимой для решения текущих вопросов общественной жизни.

В России пока не принят федеральный закон о порядке рассмотре-ния обращений граждан и действует акт бывшего Союза ССР - Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан».

Законодательством Российской Федерации урегулирован только судебный порядок рассмотрения жалоб. Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» с изменениями и дополнения-ми, внесенными Федеральным законом от 14 декабря 1995 г., урегули-ровал круг субъектов, неправомерные решения, действия (бездействие) которых могут быть обжалованы, порядок и сроки подачи жалобы, виды решений суда и порядок их исполнения.

Важным правом, связанным с участием граждан в управлении дела-ми государства, является закрепляемое за каждым право на объедине-ние, включая право создавать профсоюзы для защиты своих интересов (ст. 30 Конституции). Это право дает гражданам возможность исполь-зовать в указанных целях различные формы совместной организован-ной общественной деятельности, объединять свои усилия для осущест-вления тех или иных задач.

Выражением социальной и политической активности граждан, их воздействия на процессы управления государством является право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демон-страции, шествия, пикетирование (ст. 31 Конституции). Это право в последние годы широко используется гражданами Российской Феде-рации.

25 мая 1992 г. принят Указ Президента Российской Федерации «О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования». В нем установлено, что впредь до урегулирования законом Российской Федерации порядка проведения этих мероприятий следует исходить из положений Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом Россий-ской Федерации 22 ноября 1991 г., о праве граждан собираться свободно и без оружия, проводить митинги и другие указанные мероприятия при условии предварительного уведомления властей. Осуществление этого права не должно нарушать свободы и права других лиц, запрещайся использование указанного права для насильственного изменения кон-ституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны. Указ опре-делил, что до принятия соответствующего российского закона упомя-нутый выше союзный Указ на территории России применяется в части, не противоречащей Декларации прав и свобод человека и гражданина.

Особую группу основных прав и свобод человека и гражданина составляют социально-экономические права и свободы. Они касаются таких важных сфер жизни человека, как собственность, труд, отдых, здоровье, образование, и призваны обеспечить физические, материаль-ные, духовные и другие социально значимые потребности личности.

Конституция Российской Федерации 1993 года, по сравнению с основными законами советского типа, исходит из принципиально иной идеологии при закреплении социально-экономических прав и свобод.

Отказ от глобального огосударствления экономики, признание того, что объективно необходима частная собственность, основанная на эко-номической заинтересованности, активности и ответственности чело-века, не могли не привести к изменению роли государства в обеспече-нии социально-экономических прав и свобод личности. Оно уже не может быть единственным субъектом, который полностью отвечает за их реализацию и защиту. Ответственность ложится на всех субъектов экономической и социальной деятельности при возрастающей актив-ности и индивидуальной ответственности самого человека.

К социально-экономическим правам и свободам, закрепленным в Конституции, относятся свобода предпринимательской деятельности, право частной собственности, в том числе и на землю, свобода труда и право на труд в надлежащих условиях, право на отдых, охрана семьи, право социального обеспечения, право на жилище, право на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду, право на образование, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, право пользования учрежде-ниями культуры (ст. 34-44).

Инициируя экономическую и социальную активность каждого че-ловека как естественную основу утверждающихся в стране рыночных отношений, Конституция закрепляет право каждого на свободное ис-пользование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34).

Важнейшее место в системе социально-экономических прав и сво-бод занимает право частной собственности (ст. 35 Конституции). Его конституционное закрепление имело решающее значение в переходе страны на рельсы рыночной экономики.

Конституция Российской Федерации 1993 года признание и защиту частной собственности, равно как и других форм, отнесла к основам конституционного строя, расширила гарантии ее охраны, в том числе судебными органами.

В ч. 3 ст. 35 Конституции установлено, что принудительное отчуж-дение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Конституция 1993 года в отличие от прежней без каких-либо оговорок и ограничений закрепила право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю, свободно осуществлять владение, поль-зование и распоряжение землей и другими природными ресурсами, не нанося ущерба окружающей среде и не нарушая прав и законных инте-ресов иных лиц (ст. 36, ч. 1, 2).

В условиях рыночной экономики претерпело изменение и содержа-ние прав человека в сфере труда (ст. 37 Конституции).

Конституция 1993 года более четко сформулировала права человека d сфере труда, применительно к рыночной экономике. Основной упор сделан на закрепление свободы труда, его надлежащих условий и права человека свободно распоряжаться своим трудом. Такое содержание прав в сфере труда объективно обусловлено изменением роли государ-ства, переставшего быть единственным собственником всех средств производства и вследствие этого, как раньше, единственным работода-телем, единственным гарантом получения каждым работы.

Однако это не означает устранения государства от обеспечения прав граждан в сфере труда. Его роль здесь многогранна.

Государство:

1) запрещает принудительный труд;

2) закрепляет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

3) утверждает право на защиту от безработицы;

4) признает право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом спосо-бов их разрешения, включая право на забастовку.

Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», детально урегулировал формы и спо-собы реализации этого права.

Государство своей политикой призвано создавать и другие условия,. способствующие экономическому развитию страны, наиболее полной занятости населения, подготовке квалифицированных кадров работни-ков и управляющих.

Конституционная трактовка содержания прав в сфере труда полнос-тью соответствует положениям Международного пакта об экономичес-ких, социальных и культурных правах.

С трудовыми правами неразрывно связано право на отдых (ч. 5 ст. 37 Конституции). В его обеспечении задействован широкий круг субъектов, призванных создавать для реализации этого права необхо-димые условия.

Большую роль играет и деятельность самого человека, который дол-жен рационально и грамотно использовать время отдыха.

Функции государства в этой сфере заключаются в установлении посредством федерального закона разумной продолжительности рабо-чего времени, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодно-го отпуска.

Социальное развитие общества в значительной степени зависит от статуса его первичной ячейки - семьи, защищенности материнства и детства. В ст. 38 Конституции закреплена общая норма о том, что они находятся под защитой государства.

Статья 38 Конституции определяет и взаимные права родителей и детей. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

К числу социально-экономических прав и свобод относится и право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установлен-ных законом (ч. 1 ст. 39 Конституции).

Содержанием данного права является прежде всего гарантированная возможность получать государственные пенсии и социальные по-собия. Причем федеральный закон устанавливает минимальные размеры пенсий и пособий. Кроме них, поощряются добровольное социаль-ное страхование, создание дополнительных форм социального обеспе-чения и благотворительность, которые получают в последнее время определенное развитие (ч. 3 ст. 39).

Конституционно закрепляется право на жилище (ст. 40). Оно включает:

1) защиту жилища, в силу которой никто не может быть произ-вольно лишен жилища;

2) поощрение органами государственной влас-ти и органами местного самоуправления жилищного строительства и создание условий для осуществление права на жилище; бесплатное или за доступную плату предоставление жилища малоимущим, иным ука-занным в законе гражданам, нуждающимся в нем, из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.

Поощряется кооперативное и индивидуальное жилищное стро-ительство, развивается система ссуд на это, не облагаемых налогом.

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конститу-ции) предполагает бесплатность последней в государственных и муни-ципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответству-ющего бюджета, страховых взносов и других поступлений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.