Рефераты. Конституционное право Японии

Правда, ореол таинственности, как правило, имеет далеко идущие стратегические цели, способствующие росту почтения к монарху. Не будучи задействован в решении текущих дел, он сохраняет высокий авторитет и влияние, что при определенных условиях важнее формальных полномочий.

4. Конституционно-правовые основы деятельности правительства

Кабинет министров (Првительство) фактически обладает гораздо большей функциональной автономией, чем это вытекает из» положений Конституции. Формально в ней компетенции ис-полнительной власти посвящена всего одна статья. В соответ-ствии со ст. 73 Кабинет министров выполняет наряду с другими общими функциями управления следующие обязанности:

-- добросовестное проведение в жизнь законов, ведение государственных дел;

-- руководство внешней политикой;

-- заключение договоров, для чего требуется предваритель-ное или, в зависимости от обстоятельств, последующее одобре-ние Парламента;

-- организация гражданской службы и руководство ею в соответствии с нормами, установленными законом;

-- составление бюджета и внесение его на рассмотрение Парламента;

-- издание правительственных указов в целях проведения в жизнь положений Конституции и законов, причем уголовные наказания могут предусматриваться правительственными ука-зами только с разрешения соответствующего закона;

-- принятие решений об общих и частных амнистиях, смяг-чении и отсрочке наказаний и восстановлении в правах (ст. 73).

В отличие от других государств значительными полномо-чиями в нормотворческой деятельности обладают отдельные министры. Так, согласно ст. 74 Конституции правительствен-ные указы, как и законы, подписываются компетентными го-сударственными министрами и контрасигнуются Премьер-ми-нистром.

Кроме того, Кабинет министров в лице Премьер-министра обладает правом законодательной инициативы. Нередко зако-нодательная инициатива правительства из-за фракционной структуры ведущих политических партий, особенностей зако-нодательного процесса и др. наталкивается в стенах законода-тельного органа на серьезные возражения и активные попытки изменения содержания проектов законов. Как свидетельствует статистика, лишь 83,6% внесенных японским правительством законопроектов принимается безоговорочно, в то время как в большинстве западных стран этот показатель гораздо выше. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учебник: В 4 т. Т. 4.Часть Особенная: страны Америки и Азии / Отв. ред. проф. Б. А. Страшун.- М.: Издатель-ство НОРМА (Издательская группа НОРМА--ИНФРА* М), 2001. С. 256.

Кабинет министров со-стоит из Премьер-министра и государственных министров (часть первая ст. 66). В нынешнем составе Кабинета 12 государ-ственных министров, возглавляющих соответствующие мини-стерства, и 8 государственных министров без портфеля, явля-ющихся главным образом советниками Премьер-министра, ко-торым могут поручаться и другие функции. По Конституции все члены Кабинета должны быть гражданскими лицами (часть вторая ст. 66) и большинство министров должны быть членами Парламента (часть первая ст. 68). Фактически в состав Кабине-та очень редко включаются лица, не являющиеся депутатами.

Согласно ст. 67 Конституции кандидатуру Премьер-мини-стра выдвигает Парламент из своего состава, и решение этого вопроса предшествует всем остальным его делам. В случае расхождения между палатами по этому вопросу и недостиже-ния соглашения на объединенном их заседании или в случае непринятия Палатой советников решения в течение 10 дней после решения Палаты представителей (не считая времени пе-рерыва в работе Парламента) решение Палаты представите-лей становится решением Парламента. Избранный кандидат назначается Императором на должность Премьер-министра, и по его указанию Император назначает других министров (каж-дая внутрипартийная группировка представляет главе Кабинета список кандидатур). Число и отраслевая специализация будущих министров в списке кандидатов на должность строго соответствуют положению и влиянию партийных группировок. Премьер-министр по своему усмотрению может освобождать государственных министров от должности.

Кабинет при осуществлении исполнительной власти несет коллективную ответственность перед Парламентом (часть третья ст. 66 Конституции). Поэтому в случае отставки Пре-мьер-министра или вакансии его должности, а также после всеобщих выборов Палаты представителей они должны уйти в отставку. Правда, ушедший в отставку Кабинет продолжает действовать до назначения нового Премьер-министра.

В случае выражения Палатой представителей вотума не-доверия иди отказа в доверии правительству Премьер-министр принимает решение об отставке правительства, если в тече-ние 10 дней Палата представителей не будет распущена ука-зом Императора (в подавляющем большинстве случаев дела-лось второе).

Помимо политической ответственности правительства речь можно вести и об уголовной ответственности отдельных его членов. В частности, Конституция предусматривает такую воз-можность в отдельных случаях. Государственные министры в период занятия ими своих должностей, указано в ст. 75, не могут привлекаться к судебной ответственности без согласия на то Премьер-министра. Однако этим не затрагивается пра-во привлечения к судебной ответственности. Столь гибкая нор-ма Конституции в отношении уголовной ответственности чле-нов правительства позволяет последним чувствовать себя уве-ренно в плане выполнения профессиональных обязанностей. Но не настолько, чтобы появились самоуверенность и чувство полной безответственности и безнаказанности. Указанная нор-ма не мешает правоохранительным органам проводить рассле-дование правонарушений, совершенных высокопоставленны-ми государственными чиновниками.

В последнее время, когда эра безраздельного господства одной партии подошла к концу и труднее стало скрывать не-которые темные стороны финансирования избирательных кам-паний, размещения выгодных правительственных заказов и т. п., участились скандальные уголовные процессы с некоторыми высокопоставленными лицами в японском правительстве.

Премьер- министр руководит работой Кабинета ми-нистров, координирует функции остальных членов правитель-ства и направляет их деятельность. Конституция предоставля-ет ему особые полномочия и отводит более половины содер-жания главы о правительстве.

Премьер-министр как глава Кабинета и в силу права на-значать и смещать министров имеет возможность поддержи-вать единство в Кабинете, направлять и контролировать его деятельность. Все законопроекты, бюджет и другие вопросы представляются через него от имени Кабинета в Парламент. Он также регулирует разногласия между членами Кабинета.

Кабинет осуществляет свои функции на основе обычая: процедура заседаний и принятие решений не регулируют писаными нормами права. Обсуждение вопросов и подготовка решений происходят в условиях секретности, решения принимаются консенсусом, а не голосованием Курицын В.М. Конституционный строй Японии.- М., 1998. С. 77

.

В сфере управления государственным аппаратом, а так-же исполнения положений Конституции, законодательных актов и собственных решений у японского правительства име-ется достаточно много нерешенных проблем. Прежде всего это проблемы исполнительской дисциплины и эффективности управления. Не случайно поэтому последние избирательные кампании проходили под лозунгом административной рефор-мы и сокращения административных структур. Готовится пе-ресмотр Закона о Кабинете министров с целью расширения полномочий Премьер-министра, в том числе установления права Премьер-министра на личную инициативу в определе-нии принципиального политического курса и внедрения прин-ципа принятия решений Кабинета министров большинством голосов его членов, а не консенсусом. Предлагается расши-рить и укрепить аппарат помощников Премьер-министра, чтобы фактически образовать его собственный «мозговой центр», а также преобразовать канцелярию Премьер-министра в канце-лярию Кабинета министров, оставив ее в подчинении Премьер-министра. В канцелярию Кабинета министров предлагается включить государственный комитет общественной безопаснос-ти (общее руководство полицией, морской охраной, нарколо-гическим надзором), управление финансового надзора, управ-ление императорского двора, а также управление обороны. Для обеспечения успешной работы Кабинета министров в це-лом, возможно сохранение в составе Канцелярии кабинета ми-нистров секретариата.

Во главе каждого министерства находятся министр и два его заместителя -- парламентский (член Парламента, который уходит в отставку вместе с министром) и административный. Последний является представителем высшего чи-новничества и сохраняет свой пост, невзирая на частые смены министров (именно эти заместители министров сохраняют пре-емственность политики и руководства).

Внутренняя организация министерств включает бюро (ди-ректораты), подразделяемые на секции. При наиболее важ-ных министерствах создаются административные комиссии (по типу американских административных комиссий и управлений), а также консультативные комиссии для изучения, разработ-ки назревающих проблем и информирования правительства. Они играют важную роль в ограничении всевластия чиновничьего аппарата.

Японские министры, как правило, не являются специали-стами и потому целиком зависят от компетентности своих под-чиненных. В соответствии с поправкой, принятой в 1974 г. к Закону о Кабинете министров, министр может возглавлять более одного министерства или иного ведомства, что делает ротацию министров более естественной. Реально аппаратом министерства руководит административный заместитель мини-стра -- профессиональный чиновник со специальным образо-ванием.

Министр -- прежде всего представитель правящей партии, который в своей деятельности руководствуется чаще всего партийными интересами, тесно связан с одной из парламент-ских фракций и вынужден большую часть времени уделять не делам министерства, а решению партийных вопросов. Средний срок пребывания на посту -- около года. Это, впрочем, не означает, что освобожденный от должности министр не воз-главит вскоре другое министерство, а возможно, и это же. Частая сменяемость не позволяет министрам вникнуть в дела министерства, а высшие чиновники по этой причине не спе-шат вводить их в курс дела. Деятельность министра может быть подвергнута проверке только со стороны Премьер-министра, но такое вмешательство -- отступление от общепринятых норм.

Будучи членом Парламента, министр не должен забывать своих избирателей. Насколько тесными бывают порой такие связи, может освидетельствовать пример бывшего премьер-министра К. Танаки, который, находясь под стражей по делу «Локхид», был переизбран в Парламент.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.