Рефераты. Коллективные трудовые споры и порядок их разрешения

Если работодатель уклоняется от создания трудового арбит-ража, рассмотрения спора в нем, а также выполнения его реше-ний, то Закон предоставил право работникам в этих случаях приступить к забастовке.

4. ЗАБАСТОВКА. ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ РАБОТНИКОВ УЧАСТИЯ В ЗАКОННЫХ И НЕЗАКОННЫХ ЗАБАСТОВКАХ

Закон предусмотрел права и обязанности государственной службы по урегулированию коллективных трудовых споров, впервые урегулировал и порядок разрешения разногласий сами-ми сторонами до возникновения спора, решаемого примири-тельной комиссией, позволяя исключить стихийность и преду-предить коллективные трудовые споры. Закон не приглашает к забастовке, а вводит ее в правовые рамки, предусмотрев про-цедуру ее объявления, гарантии для участников и правовые по-следствия незаконной забастовки.

Забастовка -- это временный добровольный отказ работни-ков от исполнения трудовых обязанностей (полностью или час-тично) в целях разрешения коллективного трудового спора ст. 398 ТК РФ, ст. 2 ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров".

В отличие от примирительных процедур разрешения коллектив-ного трудового спора забастовка -- это ультимативное действие работников, давление на работодателя путем прекращения рабо-ты, чтобы добиться выполнения своих требований, не урегули-рованных в примирительных процедурах, крайняя, исключи-тельная мера разрешения трудового спора Трудовое право. Учебник. Издание второе, переработанное и до-полненное. /Под ред. О.В. Смирнова. -- М.: «ПРОСПЕКТ», 1998, с. 295.

Право на забастовку -- это право трудового коллектива или нескольких трудовых коллективов, поскольку сама забастов-ка -- это коллективные действия, форма коллективного ультима-тума для удовлетворения требований работников, не получив-ших разрешения мирным путем. И никто другой не подпадает под определение понятия забастовки, данной в ст. 398 ТК.

Трудовой кодекс указывает, что право работников на забас-товку в соответствии со ст. 37 Конституции Российской Федера-ции признается способом разрешения коллективного трудового спора. Кодекс не допускает и ограничивает право на забастовку в некоторых случаях. Так, в ст. 413 его указывается, что в соот-ветствии со ст. 55 Конституции РФ являются незаконными и недопускаются забастовки:

а) в период введения военного или чрезвычайного положе-ния, либо особых мер в связи с этим, в органах и организациях Вооруженных Сил Федерации, других военных, военизирован-ных и иных формированиях и организациях, ведающих вопроса-ми обеспечения обороны страны, безопасности государства, ава-рийно-спасательных и поисково-спасательных работ, противо-пожарных работ, предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных орга-нах; в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования, на станциях ско-рой и неотложной помощи;

б) в организациях, связанных с обеспечением жизнедеятель-ности населения (энергообеспечение, отопление, теплоснабже-ние, водоснабжение, газоснабжение, авиационный, железнодо-рожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовки создает угрозу страны и безопас-ности Государства, жизни и здоровью людей.

Следовательно, ТК расширил как безусловный (п. «а»), так и условный (п. «б») запрет забастовок и конкретизировал его. За-прещено участие в забастовках федеральным государственным служащим законодательством о них Толкунова В.Н. Трудовое право. Курс лекций. - М.: ООО»ТК Велби», 2002, с. 297.

Когда забастовка не может быть проведена, окончательное решение по коллективному трудовому спору (после примири-тельных процедур) принимает в 10-дневный срок Президент РФ.

Осуществление работниками, их трудовыми коллективами права на забастовку возможно:

ь лишь после прохождения прими-рительных процедур;

ь при уклонении работодателя от примири-тельных процедур;

ь когда он не выполняет соглашение, достиг-нутое в ходе разрешения коллективного трудового спора.

В этих случаях работники могут использовать такие формы, как собра-ния, митинги, демонстрации, пикетирование (эти формы могут использоваться и. в ходе забастовки для поддержания требова-ний).

Участие в забастовке является добровольным, и никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забас-товке, иначе принуждающие лица несут дисциплинарную, адми-нистративную и даже уголовную ответственность.

Работодатели и их представители не вправе организовывать забастовку и при-нимать в ней участие.

Порядок объявления забастовки Трудовой кодекс и Закон "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" урегулировали четко.

Ю Об объявлении забастовки решение принимается общим собранием (конференцией) работников организации, филиала, представительства или профсоюзной организацией, объединени-ем профсоюзов. Указанные органы считаются правомочными принять решение об объявлении забастовки, если в них присут-ствует не менее двух третей общего числа работников, членов профсоюзной организации (членов конференции).

Ю Решение со-ответствующего органа считается принятым, если за него прого-лосовало не менее половины присутствующих на собрании (конференции).

Ю При невозможности проведения собрания (со-зыва конференции) работников представительный орган работ-ников имеет право утвердить свое решение, собрав подписи бо-лее половины работников в поддержку проведения забастовки (ч. 4 ст. 410 ТК).

Ю Закон предусмотрел возможность проведения однократной часовой предупредительной забастовки после 5 ка-лендарных дней работы примирительной комиссии. О ней рабо-тодатель должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за 3 рабочих дня, а орган, ее возглавляющий, обес-печивает минимум необходимых работ (услуг).

Ю Работодатель о предстоящей забастовке предупреждает Службу, информирует поставщиков и потребителей, принимает меры к сохранению работоспособности производства, машин, оборудования и т. д., используя указанный 10-дневный преду-предительный срок до начала забастовки.

Забастовку возглавля-ет избранный собранием (конференцией) работников орган или соответствующий орган профсоюзов.

В период проведения забастовки стороны обязаны продол-жить разрешение коллективного трудового спора путем проведе-ния различных примирительных процедур.

В тех организаци-ях, филиалах, представительствах, работа которых связана с безопасностью людей, обеспечением их здоровья и жизненно важных интересов общества (например скорая помощь, больни-цы, водоснабжение, транспорт) при проведении забастовки дол-жен быть обеспечен минимум необходимых для населения работ (услуг), который определяется соглашением сторон совместно с органами исполнительной власти или органом местного само-управления в 5-дневный срок с момента принятия решения об объявлении забастовки. А если такое соглашение не достигнуто, то он устанавливается органом исполнительной власти или орга-ном местного самоуправления. В случае необеспечения миниму-ма необходимых работ (услуг) забастовка может быть признана незаконной.

Забастовка оканчивается подписанием соглашения спорящи-ми сторонами. Но она может оканчиваться и решением суда о признании забастовки незаконной.

Признание забастовки незаконной производится решением Верховного суда республики, края, областным судом, судами городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, ав-тономного округа. Такое решение суд принимает по заявлению работодателя или прокурора и доводит до органа, возглавляю-щего забастовку.

Решение суда о признании забастовки незаконной, вступившее в законную силу, подлежит немедленному исполне-нию.

Закон предусмотрел от-ветственность работников за проведение приостановленной или отложенной забастовки или не прекративших ее на следующий день после доведения до них вступившего в законную силу ре-шения суда о признании забастовки незаконной либо об отсроч-ке или приостановке забастовки. Они могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию за нарушение трудовой дисципли-ны, а их невыход на работу из-за этого может квалифицировать-ся как прогул, за что работника можно и уволить Комментарий к трудовому кодексу Российской Федерации /Отв.ред. Ю.П. Орловский - М.: ИНФРА-М, 2002, 245.

К организаторам незаконной забастовки могут быть приме-нены и меры дисциплинарного взыскания. Лица же, принуж-дающие к забастовке путем насилия или угрозой применения насилия, привлекаются к уголовной ответственности и наказы-ваются лишением свободы на срок до одного года или исправи-тельными работами на срок до двух лет согласно уголовному за-конодательству Российской Федерации.

Статья 414 ТК предусмотрела определенные гарантии и право-вое положение работников в связи с проведением забастовки.

Для участников забастовки сохраняется на время забастовки место работы и должность. Заработная плата им за это время мо-жет работодателем не выплачиваться.

Тем работникам, кто не принимает участие в забастовке, но в связи с ней не может вы-полнять свою работу, время простоя оплачивается как за простой не по вине работника, т. е. не ниже двух третей их ставки. Они могут быть переведены из-за простоя на другую работу с сохране-нием среднего заработка, если на ней выполняются нормы труда, или их тарифной ставки, если эти нормы не выполняются.

Ст. 415 ТК и ст. 19 Закона "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" запрещают локаут, т. е. увольнение бастующих работников или работников, участвую-щих в коллективном трудовом споре, а также ликвидацию или реорганизацию организации, филиала, представительства в пе-риод забастовки.

5. ИСПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЙ ПО КОЛЛЕКТИВНЫМ ТРУДОВЫМ СПОРАМ

Соглашение в ходе коллективного трудового спора может быть заключено сторонами на любом этапе переговоров. Это может быть соглашение по результатам работы примирительной комиссии, соглашение с участием посредника или соглашение о выполнении рекомендаций трудового арбитража.

В соответствии со ст. ст. 408 Трудового кодекса соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора, оформляется в письменной форме и имеет для сторон обязательную силу.

Контроль за его исполнением осуще-ствляют стороны коллективного трудового спора.

Невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, влечет наложение административного штрафа в размере от 20 до 40 минимальных размеров оплаты труда ст. 5.33 КоАП РФ от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ //СЗ РФ от 7 января 2002 г. (Часть I), N 1, ст. 1

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, разрешение коллективных трудовых спо-ров -- это важнейшая форма самозащиты работниками своих тру-довых прав, когда они, считая свои интересы нарушенными, об-ращаются в юрисдикционный орган.

Возникновению трудовых споров, как правило, предшествуют правонарушения в сфере тру-да, являющиеся непосредственным поводом спора. Когда дейст-вия обязанного субъекта были законными, а другой субъект счи-тает их неправомерными, то здесь также может возникнуть трудо-вой спор, хотя правонарушения нет. Есть или нет трудовое правонарушение -- это устанавливает юрисдикционный орган, рассматривающий трудовой спор.

Само трудовое правонарушение нельзя еще считать трудовым спором, а различная его оценка субъектами является разногласием, которое субъекты могут ре-шить сами. Такое разногласие субъектов трудового права может перерасти в трудовой спор лишь в том случае, если оно не урегу-лировано самими сторонами и поэтому вынесено на рассмотре-ние юрисдикционного органа, т. е. оспорено действие (бездейст-вие) обязанного субъекта, нарушившего трудовое право другого.

Трудовой спор возникает, когда разногласие переносится на разрешение юрисдикционного органа. Трудовой спор может возникнуть и без правонарушения, если субъект трудового права (работник, профком, трудовой коллектив) обращается в юрисдикционный орган, оспаривая отказ другого субъекта установить новые или изменить существующие социально-экономические условия тру-да и быта.

Список используемой литературы

1. Конституция Российской Федерации. - М., 1993.

2. Рекомендация Международной Организации Труда от 29 июня 1951 г. N 92 о добровольном примирении и арбитраже // Международная Организация Труда. Конвенции и рекомендации. 1919-1956, том 1

3. Конвенция Международной Организации Труда N 154 о содействии коллективным переговорам (Женева, 19 июня 1981 г.) // Библиотечка Российской газеты, выпуск N 22-23, 1999 г.

4. Рекомендация Международной Организации Труда от 19 июня 1981 г. N 163 о содействии коллективным переговорам // Библиотечка Российской газеты, выпуск N 22-23, 1999 г.

5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (с изменениями от 24, 25 июля 2002 г.). - М., 2002

6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ

7. Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 175-ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров" (с изменениями от 6 ноября, 30 декабря 2001 г.) //СЗ РФ от 27 ноября 1995 г. N 48, ст. 4557; от 12 ноября 2001 г., N 46, ст. 4307; от 7 января 2002 г. (Часть I), N 1, ст. 2

8. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (с изменениями от 21 марта, 25 июля 2002 г.) //СЗ РФ от 15 января 1996 г. N 3, ст. 148; от 25 марта 2002 г., N 12, ст. 1093; от 29 июля 2002 г., N 30, ст.ст. 3029,3033;

9. Зубкова А. Коллективные трудовые споры и способы их разрешения //Хозяйство и право, 1997, N 11

10. Комментарий к трудовому кодексу Российской Федерации /Отв.ред. Ю.П. Орловский - М.: ИНФРА-М, 2002

11. Куренной А. М. Трудовые споры. Практический комментарий. М.: Дело, 2001

12. Толкунова В.Н. Трудовое право. Курс лекций. - М.: ООО»ТК Велби», 2002

13. Трудовое право. Учебник. Издание второе, переработанное и до-полненное. /Под ред. О.В. Смирнова. -- М.: «ПРОСПЕКТ», 1998

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.