Рефераты. Изучение личности обвиняемого

Прежде чем приступить данной работе, представляется необходимым рассмотреть термин «обвиняемый». Этот термин дается УПК. Там сказано: «Обвиняемым признается лицо, в отношении которого в , установленном настоящим Кодексом порядке вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого».

Обвиняемый, преданный суду, именуется подсуди-мым, а подсудимый, в отношении которого вынесен об-винительный приговор, -- осужденным. В этом отноше-нии данный термин и будет упоминаться в нашей рабо-те. Но раскрытие темы было бы неполным, если бы здесь не рассматривались вопросы изучения следовате-лем личности подозреваемого.

Если процессуальными терминами «обвиняемый» и «подозреваемый» обозначаются конкретные участники уголовно-процессуальной деятельности, то термин «заподозренный» не имеет процессуального содержания. Он выработан практикой и получил широкое распрост-ранение. Обычно заподозренным следователь считает человека, в отношении которого у него есть определен-ные данные, дающие основания подозревать его в со-вершении какого-либо преступления. Естественно, такие лица могут быть объектом расследования, особенно в его начале, когда преступление еще не раскрыто.

Здесь уместно привести высказывание А. М. Ларина, который пишет: «Не следует смешивать подозреваемого заподозренным, т. е. с лицом, которого в чем-то запо-дозрил потерпевший или следователь. Подозревать в со-вершении определенного преступления следователь мо-жет иногда и широкий круг лиц. Но подозреваемым в процессуальном смысле становится лишь тот, кто за-держан или подвергнут одной из мер пресечения до предъявления обвинения.

По делу о разбойном нападении, совершенном в рай-онном центре, вначале были получены данные, что в, преступлении участвовал неизвестный шофер такси. В городе в то время находились вне гаража девять так-си. Оказались необходимыми допросы всех девяти шо-феров, причем каждый из них допрашивался и о работе других шоферов, и о своей работе в эту смену. До до-просов следователь мог считать вероятным участником преступления каждого из девяти. Однако ставить всех их в процессуальное положение подозреваемых основа-ний не было. Все они были допрошены в качестве сви-детелей. В дальнейшем же на основании проверки по-казаний этих свидетелей один из них был изобличен и привлечен к ответственности в качестве обвиняемого. Материалы же допросов остальных восьми шоферов со-хранили значение свидетельских показаний». Практи-ка показывает, что следователю часто приходится изу-чать как личность обвиняемого и подозреваемого, так и заподозренного и, несмотря на существенные процес-суальные различия между ними, в методике изучения личности этих фигур имеется много общего.

Бесспорно, следователя должны интересовать такие свойства и качества личности обвиняемого, которые ли-бо находятся в соответствии с характером расследуемо-го преступного деяния, либо противоречат ему. В первом случае получение таких данных о личности обвиняемого подтверждает правильность принятого следовате-лем решения о предъявлении данному лицу обвинения, во втором случае -- обвинение ставится под сомнение, что, естественно, требует от следователя поиска новых доказательств для того, чтобы убедиться в правильности обвинения либо (и такое бывает на практике) ошибоч-ности предъявленного обвинения.

Определение критерия относимости данных, характе-ризующих личность обвиняемого, еще не полностью раз-решает проблему, стоящую здесь перед следователем. Ему нужно еще знать, какие конкретные цели разреша-ются посредством собирания данных о личности обвиня-емого и в каком объеме эти сведения должны быть в законченном следственном производстве.

Без четкого определения направления изучения Лич-ности обвиняемого даже самое добросовестное отноше-ние к этой работе превращается в собирание отдельных малосвязанных между собой сведений, равно как и указания на направления без объяснения того, какие сведения составляют предмет изучения, слишком мало представляют ценного для практики. Лишь в сочетании одного с другим можно конкретизировать рекомендации по собиранию сведений об обвиняемом, что гарантирует доброкачественное проведение предварительного следст-вия.

Так, возраст обвиняемого важен для уголовно-право-вого направления исследования, поскольку лишь по до-стижении определенного возраста может наступить уго-ловная ответственность гражданина. Возраст имеет зна-чение и для уголовно-процессуального направления, ибо при решении такого, например, вопроса, как избрание меры пресечения, возраст обвиняемого может играть определенное значение. Существен возраст обвиняемого и для криминалистического направления, так как так-тика производства отдельных следственных действий меняется в зависимости от того, в каком возрасте обви-няемый. Определение направлений изучения личности обвиня-емого на предварительном следствии имеет, главным образом, методический смысл. Направления ориентируют следователя в его сложной работе по сбору сведений о личности обвиняемого. Направления в изучении лич-ности помогают анализировать полученные сведения и определять их полноту.

Поэтому кратко охарактеризуем каждое направление (подробно об этом будет сказано в последующих раз-делах настоящей работы). Уголовно-правовое направле-ние изучения данных, характеризующих личность обви-няемого, проводится для решения вопроса о возможно-сти привлечения лица к уголовной ответственности; для правильной квалификации действий виновного; для пра-вильного применения мер уголовного наказания -- 'инди-видуализации.

Уголовно-процессуальное направление изучения дан-ных, характеризующих личность обвиняемого, необходи-мо для осуществления обоснованного процессуального режима (проведение следственных действий, избрание меры пресечения, допуск защитника к участию в деле и т. п.).

Криминалистическое направление изучения данных, характеризующих личность обвиняемого, организуется с целью правильного выдвижения следственных версий, установления всех эпизодов по делу и всех соучастников обвиняемого, а также для обоснованного выбора тактиче-ских приемов при производстве отдельных следственных действий.

Таким образом, личность обвиняемого представляет собой необходимый и сложный объект изучения на пред-варительном следствии. Полные сведения о личности обвиняемого вооружают следователя знанием, гаранти-рующим целесообразное и эффективное расследование уголовного дела, что обеспечивает выполнение задач, возложенных законом на стадию предварительного рас-следования преступлений.

2. Анализ практики изучения личности обвиняемого на предварительном следствии. Рекомендации следова-телю по изучению им личности обвиняемого окажутся обоснованными лишь в том случае, если будет изучена следственная практика, установлены наиболее характер-ные ошибки (существенные для правильного разрешения дела и часто повторяющиеся), а также выявлен передо-вой опыт лучших следователей.

Типичные недостатки в изучении личности обвиня-емого на предварительном следствии можно подраз-делить на четыре основные группы.

Первая группа. Отсутствие в деле полных и нужных сведений, характеризующих обвиняемого. Задача следствия в этой части выполнена формально. Следователи ограничивались запросами характеристик с места жительства или места работы обвиняемого.

Вторая группа. В материалах дела имеются сведения, характеризующие личность обвиняемого, однако они собраны по случайному признаку и представляют собой набор различных малосвязанных друг с другом фактов и оценок, которые нередко носят противоречивый характер.

Нередко те или иные сведения, характеризующие личность обвиняемого, хотя и фигурируют в материа-лах законченного следственного производства, однако по существу не проверяются. Иначе говоря, следователи используют при собирании данных о личности обвиняе-мого весьма ограниченное число источников.

По результатам нашего исследования отдельные качества или свойства обвиняемого устанавливаются, как правило, только одним доказательством и лишь в редких случаях -- двумя, тремя. При этом не всегда устраняются противоречия в отдельных сведениях и оценках человека.

Третья группа. Недостатки этой группы заключа-ются в предвзятости собираемых данных, характери-зующих обвиняемого. При этом нарушается требова-ние закона о том, что следователь обязан принять все меры для всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела, выяснить как уличающие, так и, оправдывающие, как отягчающие, так и смягчающие ответственность обвиняемого обстоятельства.

Четвертая группа. По многим делам следователи со-бирают достаточно сведений о личности обвиняемого. Эти .сведения, полученные из самых различных источни-ков, проверяются и перепроверяются, а поэтому в их истинности сомнений не возникает. Однако следователь не находит этим сведениям правильного применения. По-нятно, что в завершающих следствие документах -- об-винительном заключении и постановлении о прекраще-нии уголовного дела -- необходим анализ личности об-виняемого в тесной связи с остальными важнейшими обстоятельствами дела. Читающему уголовное дело дол-жно быть ясно, насколько возможно совершение того или иного преступления именно этим лицом, облада-ющим такими качествами и свойствами личности. Коне-чно, даже самая хорошая репутация не исключает воз-можности совершения тяжкого преступления. Однако она является важным обстоятельством по делу и наряду с другими обстоятельствами должна быть принята во внимание следователем при разрешении уголовного де-ла. К сожалению, такие соображения учитываются сле-дователями не всегда.

Анализ наиболее часто встречающихся ошибок в следственной работе по собиранию и использованию дан-ных, характеризующих личность обвиняемого, позволяет прийти к более общему выводу о том, что некоторые следователи еще не в полной мере уяснили, какие имен-но сведения им необходимо выяснять о личности обвиняе-мого и как полученные сведения должны быть реализо-ваны в материалах законченного следственного произ-водства.

II. Уголовно-правовое направление изучения следователем личности обвиняемого

1. Задачи уголовно-правового направления изучения личности обвиняемого. Уголовно-правовое направление изучения личности обвиняемого призвано обеспечить пра-вильную квалификацию деяния обвиняемого и создать необходимые предпосылки для индивидуализации уго-ловной ответственности. «Должны быть установлены и, следовательно, подлежат доказыванию обстоятельства, пишет М. С. Строгович, --характеризующие личность обвиняемого, поскольку это имеет значение для правиль-ного разрешения дела, для того, чтобы суду было ясно, что представляет собой обвиняемый (его поведение на работе и в быту, отношение к своим обязанностям, нали-чие или отсутствие прежней судимости и т. д.')».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.