Рефераты. Избирательные реформы в Англии

В 1859 г. окончательно становится ясно о переходе Гладстона на новые по-литические позиции, так как он входит в состав второго кабинета лорда Паль-мерстона, вполне вигского по составу. Разрыв с торийской партией становится окончательным. В новом правительстве Гладстон получил пост министра финан-сов, занимаясь вопросами упорядочения английской налоговой системы, пере-смотром тарифов, и во многом способствовал заключению торгового договора с Францией. За свой переход в либеральные ряды Гладстон лишается поддержки избирателей Оксфордского округа и во время парламентских выборов 1865 г. проходит в парламент благодаря избранию от округа Южного Ланкашира. Пос-ле смерти лорда Пальмерстона в 1865 г. Гладстон становится лидером либералов в палате общин и вновь министром финансов в кабинете лорда Рассела. В 1866 г. он вносит в парламент билль о реформе избирательного права, который был провален консерваторами, и либералы уходят в отставку, уступив последним бразды правления. Им и принадлежала заслуга в принятии второй парламентской реформы в Англии (1867 г.). Как лидер оппозиции, Гладстон сыграл важную роль в изменении характера закона, внося в него либеральные поправки. После падения кабинета Б. Дизраэли в 1868 г. представители всех политических напра-влений в либеральной партии (виги, пилиты, радикалы) отдали предпочтение У. Гладстону, и он становится главой либерального правительства (1868-74).

Таким образом, политический путь Гладстона в ряды либеральной партии и к вершине политического триумфа - премьерству - был сложен, сопровождался сменой политической ориентации и сторонников. В лице консерваторов он приобрел серьезных противников, не забывших его политической измены их партии и не прощавших ему никаких, даже малейших, промахов во внутри- и внешнепо-литической жизни Англии.

С 60-х гг. XIX в. У. Гладстон последовательно выступал за проведение по-литики социального либерализма. Он полагал, что социальная политика являет-ся главной для либеральной партии и что либералы могут успешно конкуриро-вать с консерваторами, только опираясь на массовую национальную поддержку. Либеральное правительство 1868-74 гг. вошло в политическую историю Анг-лии как “реформаторское”. Работу первого кабинета Гладстона можно рассмат-ривать как начало новой эры согласованных действий политических партий с массами в масштабах всей страны. Из наиболее значимых законодательных ме-роприятий либералов в рассматриваемый период можно назвать закон об отде-лении государственной церкви в Ирландии, ирландский земельный закон 1870 г., школьную реформу 1870 г., предоставившую детям из рабочей среды возмож-ность получить начальное образование, закон о гражданской службе 1870 г., во-енную реформу 1871 г., введение тайного голосования в 1872 г., закон о легали-зации тред-юнионов 1871 г., закон об университетах 1873 г.

В результате досрочных парламентских выборов в феврале 1874 г., либера-лы потерпели поражение. Разочарованность большинства англичан внутриполи-тическими мероприятиями либералов явилась одной из главных причин, обусло-вивших их поражение на выборах. Фактически правительство Гладстона не смог-ло удержаться на умеренных позициях, которые бы удовлетворяли и радикаль-ные и консервативные круги английского общества. В 1873 г., когда основные пункты предвыборной программы либералов были выполнены, они не смогли предложить избирателям что-либо значимое. Периодический орган вигов “Edinburgh Review” отмечал, что “либеральная партия была ослаблена завершен-ностью своих достижений” Айзенштадт М.П., Гелла Т.М. Английские партии и колониальная империя Великобритании в XIX веке. М., 1999. С. 629, а королева Виктория замечала в феврале 1874 г., что “большинство либералов с трепетом спрашивают: “А что же дальше?” История дипломатии. М., 1963. Т. II. 1871-1914. C. 269. Накануне парламентских выборов они не выдвинули конструктивной программы, которая способна была бы привлечь внимание различных слоев английского общества. Об этом свидетельствовал, например, текст манифеста У. Гладстона к своим из-бирателям в Гринвиче. Российский посол Ф.И. Бруннов, находившийся в это вре-мя в Лондоне, писал о “неопределенности” и “неуверенности” самого лидера ли-бералов. “В его выступлении не было и следа авторитета, которого можно было бы ожидать от министра, возглавлявшего парламент и который чувствовал бы к себе доверие всей огромной политической партии”, - заключал посол Ротштейн Ф.А. Международные отношения в конце XIX века. М.-Л., 1960. С. 30.

Наличие нескольких соперничающих фракций в самой либеральной партии сыграло не последнюю роль в отставке либерального правительства. При анали-зе результатов выборов 1874 г. нельзя не учитывать и тот момент, что тори во главе с Б. Дизраэли использовали оппозиционный период для собрания сил. Пар-тийная машина консерваторов развернула работу по привлечению в свой лагерь новых избирателей из средне- и мелкобуржуазных слоев общества. Контраст ме-жду расколотой на различные группировки либеральной и единой, монолитной консервативной партиями являлся серьезным фактором в определении симпатий англичан. Необходимо также иметь в виду, что, несмотря на принятие либерала-ми ряда законов, касающихся проблем Ирландии, ирландский вопрос был далек от своего окончательного решения. Поэтому во время выборов 1874 г. ирланд-ские националисты выступали отдельным блоком, что, в свою очередь, ослабило позиции либералов.

В 60-70-е гг. XIX в. консервативная партия также приступила к пересмот-ру своих программ и тематики работы с избирателями. И это было связано с име-нем Б. Дизраэли.

После смерти Пальмерстона Б. Дизраэли выступил на сессии 1866 г. против-ником билля о реформе, предложенного новым министерством Рассела-Глад сто-на. В правительстве лорда Дерби (июль 1866 г.) он вновь занимает пост канцле-ра казначейства. Именно ему принадлежала заслуга окончательного варианта парламентской реформы, проведенной консерваторами в 1867 г. Изумительный талант и несокрушимая настойчивость, с которыми он провел этот закон, доста-вили ему величайший политический триумф и проложили путь к последней сту-пени власти, которой ему еще надлежало достигнуть. Когда в феврале 1868 г. лорд Дерби сложил с себя звание премьер-министра, Дизраэли наследовал ему в этой должности. После смерти в 1869 г. лорда Дерби он становится наконец и главой консервативной партии. Годы его второго премьерства (1874-80) во-шли в историю Великобритании как период укрепления ее международного пре-стижа и расширения ее колониальных владений. Относительно социальных ре-форм правительство Дизраэли на сессиях 1874-1876 гг. приняло закон, разреша-ющий рабочим пикетирование, закон об улучшении жилищных условий рабочего класса, новый закон о мореходстве и т.д. За свои заслуги Б. Дизраэли был удо-стоен королевой Викторией титула лорда Биконсфилда. Умер Б. Дизраэли 19 ап-реля 1881 г.

Действия консерваторов по проведению парламентской реформы 1867 г. имели для партии далеко идущие последствия по целому ряду параметров. Ее ру-ководство не просто смирилось с участием низших сословий в политической жиз-ни и их численным преобладанием среди электората. Оно пришло к пониманию того, что будущее партии немыслимо без определенной политики в отношении этих сословий, без постоянного воздействия на различные слои трудящихся горо-да. Признание этого автоматически заставило тори уделять хоть какое-то внима-ние их нуждам, чаяниям, интересам. Символичным стало образование Нацио-нального союза консерваторов и Конституционных ассоциаций.

Однако в конце 60-х и начале 70-х гг. консерваторы не противопоставили действиям либералов своей альтернативной позитивной программы. Дизраэли только наблюдал, как либералы увеличивали число недовольных своей полити-кой, но не стремился выдвинуть перед электоратом определенную программу. Правда, круг возможностей был для консерваторов ограничен. Главными лозун-гами тори должны были остаться охранительные аспекты. В то же время необ-ходимость выработки программы была очевидна.

Дизраэли отнюдь не относился к разряду политических мыслителей: его по-литическая философия не отличалась ни глубиной, ни богатством идей. Ему, од-нако, было легче, чем родовитым аристократам, увидеть важные реалии нового времени, прежде всего возрастание роли масс, особенно рабочего класса. Если Р. Пиль делал упор на союз всех собственников, то Дизраэли, продолжив эту ли-нию, дополнил ее идеей “одной нации”, т.е. превращения консервативной партии в “национальную”, способную обеспечить себе массовую поддержку всех классов общества, создать “классовую гармонию”. Пропаганда идеи “одной нации” была направлена на то, чтобы показать буржуазии и трудящимся, что консерваторы лучше могут решать социальные проблемы, чем либералы.

Вывод: Дизраэли пришел к выводу, что поддерживая осторожные реформы, партия сможет бороться за голоса рабочих, не отталкивая в то же время от себя бурзжуазию. Единственной картой, на которую могли поставить консерваторы для при-влечения рабочего класса, было обещание социального усовершенствования об-щества. Этим и объяснилось появление идеи “народного торизма”, или “торийской демократии” Дизраэли.

3.2 ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ РЕФОРМЫ В КОНЦЕ XIX в.

В 70-е гг. XIX в., находясь у власти (1874--1880), консерваторы не предпри-няли смелых шагов в социальной области. Главная причина малой продуктивно-сти деятельности консерваторов в социальных вопросах заключалась в переориентации на буржуазию. Напуганная деятельностью I Интернационала и Париж-ской Коммуной, английская буржуазия усматривала в консервативной партии единство надежного защитника своих интересов. Со своей стороны тори делали все для усиления этих настроений. В итоге для консерваторов стало просто невоз-можно принять масштабную демократическую платформу или зайти достаточно далеко в своих апелляциях к трудящимся. Главный упор, как быстро понял Дизраэли, надо было делать на “национальную партию”, демонстрирующую общ-ность интересов различных классов в сохранении существующего строя. Вслед-ствие этого тори не сумели предпринять сколько-нибудь серьезную попытку за-полнить вакуум, возникший в результате неспособности официального либера-лизма удовлетворить запросы трудящихся.

В 60-70-е гг. XIX в. создаются новые формы работы представителей поли-тических партий с электоратом. В 70-е гг. в стране прошли крупные политиче-ские кампании, в ходе которых вырабатывались новые формы взаимодействия с избирателями. Инициатива в этом принадлежала либералам - Болгарская кампа-ния 1876 г., Мидлтонская кампания 1879-1880 гг. Последняя стала беспрецедент-ным событием в политической истории Англии. На исходе осени 1879 г. У. Гладстон предпринял двухнедельную поездку по городам избирательного округа Мидлтон в Шотландии для встречи со своими избирателями. Ни один политиче-ский лидер до него не предпринимал таких шагов в проведении избирательной кампании. Мидлтонская кампания дала импульс новой политической моде произ-несения программных речей, обращенных непосредственно к избирателям. Посе-щение Гладстоном Мидлтонского избирательного округа было ответной реакци-ей на финансовую и внешнюю политику консервативного правительства Дизраэли, когда продолжавшаяся экономическая депрессия и усилившаяся неопреде-ленность в международных делах (разногласия с Турцией по вопросу о нахожде-нии британского флота в ее водах, англо-афганская и англо-зулусская войны) способствовали тому, что страна готова была слушать политического деятеля, который ассоциировался “с миром и процветанием, особенно с процветанием средневикторианской эпохи”, наивысший размах которого соотносился с годами его первого премьерства. Главный акцент выступлений Гладстона был направ-лен на критику внешнего и имперского курса торийского кабинета. Критические настроения в высказываниях либерального лидера превалировали над позитивны-ми. Это объяснялось тем, что его мидлтонские речи представляли собой своеоб-разную программу “реставрации”: они не были предвидением либерального бу-дущего, а скорее обращением к великим основам и традициям либерального про-шлого - фритреда, сбалансированного бюджета и последовательного прогресса. Радикальное содержание мидлтонских выступлений было незначительным.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.