Рефераты. Избирательная система в Украине

Принцип гласности и открытости избирательного процесса

Важным моментом в подготовке и проведении выборов является гласность и открытость избирательного процесса (ст. 12). Избиратель-ные комиссии должны информировать граждан о своём составе, место-нахождении, режиме работы, об образовании избирательских округов и участков, знакомить их со списком избирателей, избирательными про-граммами (платформами) кандидатов в депутаты, партий и их избира-тельных блоков и т.д. Средства массовой информации объективно ос-вещают ход подготовки и проведения выборов депутатов. Гласность предполагает не только объективное освещение избирательного про-цесса, но и участие общественности в контроле за ходом проведения выборов, введение практики официальных наблюдателей.

Официальными наблюдателями могут быть представители от ино-странных государств и международных организаций, от общественных организаций Украины и кандидатов в народные депутаты. Положение о статусе официальных наблюдателей разрабатывается и утверждается Центральной избирательной комиссией, которая определяет порядок аккредитации официальных наблюдателей; полномочия и гарантии их деятельности во время проведения избирательной кампании.

Таким образом, избирательная система в Украине базируется на демократических принципах. Выборы являются свободным волеизъявлением народа. Подготовка и проведение выборов осуществляется открыто и гласно.

Избирательный процесс и его основные стадии

Как любой юридический процесс, избирательный процесс - это и определенная деятельность, и система правовых норм, регулирующая эту деятельность. Цель избирательного процесса - обеспечить законный ход выборов и объективные результаты голосования, гарантировать надлежащую реализацию гражданами конституционных прав на осуществление власти, сформировать легитимные органы власти в строго установлен ной законом форме и предписанными законом средствами и способами.
Нам важна характеристика избирательного процесса как урегулированной законом деятельности людей, органов и организаций по проведению выборов в государственные органы власти и в органы местного самоуправления.

Избирательный процесс состоит из ряда стадий. Основными ста днями избирательного процесса в Украине являются:

составление и уточнение списков избирателей;

образование избирательных округов;

создание избирательных участков;

создание избирательных комиссий;

выдвижение и регистрация кандидатов;

проведение предвыборной агитации;

голосование;

подсчет голосов избирателей и определение итогов голосования;

определение результатов выборов и их официальное обнародование;

прекращение деятельности избирательных комиссий[15]

Если речь идет, например, о выборах президента, то здесь может иметь место второй тур голосования и окончательное определение и опубликование результатов выборов. А в целом, выборы Президента Украины могут быть очередными, внеочередными и повторными. Они назначаются Верховной Радой Украины, принятием соответствующего постановления. Верховная Рада Украины принимает также постановление о назначении очередных и внеочередных выборов Президента Украины на основаниях, определенных Конституцией Украины и законом о выборах Президента, и постановления о назначении повторных выборов, на основании письменного заявления Центральной избирательной комиссии. Выборы Президента проводятся по единому общегосударственному одномандатному избирательному округу, который включает в себя всю территорию Украины.[13]

Немаловажным является определение тех важнейших демократических принципов, основываясь на которых и должен осуществляться избирательный процесс. Главными среди них являются:

соблюдение принципов избирательного права

принцип законности и запрета незаконного вмешательства в избирательный процесс;

принцип политического плюрализма и многопартийности;

принцип публичности и открытости;

принцип свободы предвыборной агитации, равного доступа всех кандидатов и партий (блоков) - субъектов избирательного процесса к средствам массовой информации независимо от их формы собственности, кроме средств массовой информации, учредителями (собственниками) которых являются политические партии;

принцип непредвзятости органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, судей, предприятий, учреждений и организаций, их руководства, других должностных и судебных лиц к партиям (блокам) - субъектам избирательного процесса, кандидатам в депутаты.

Субъектами избирательного процесса в Украине являются:

избиратель;

избирательная комиссия, образованная в соответствии с законом Украины «О Центральной избирательной комиссии»;[20]

партия(блок), которая выдвинула кандидата в депутаты;

кандидат в депутаты, зарегистрированный в порядке, установленном законом;

официальный наблюдатель от партии (блока) - субъекта избирательного процесса.

Организацию подготовки и проведения выборов Президента Украины, народных депутатов Украины, а также всеукраинских референдумов обеспечивает Центральная избирательная комиссия, которая является постоянно действующим государственным органом.

Согласно Закону Украины «О центральной избирательной комиссии» от 30 июня 2004 года комиссия осуществляет консультативно - методическое обеспечение выборов в городские советы, выборов сельских, поселковых и местных голов и проведение местных референдумов. Она возглавляет систему избирательных комиссий, которые образуются для подготовки и проведения выборов и всеукраинских референдумов, направляет их деятельность.

Назначает на должность и прекращает полномочия членов Комиссии Верховная Рада Украины по представлению президента. Члены комиссии перед вступлением в должность приносят перед Верховной Радой Украины присягу. Срок полномочий члена комиссии составляет 7 лет.

В упомянутом выше законе определены полномочия Комиссия касательно подготовки и проведения выборов Президента Украины, народных депутатов, всеукраинского референдума; она осуществляет финансовое обеспечение их подготовки и проведения. Закон также устанавливает правовой статус и полномочия членов комиссии, гарантии обеспечения деятельности Комиссии и ее членов.

Порядок организации и внутренней работы Комиссии определяется также регламентом, который утверждается на заседании Комиссии. Работу комиссии обеспечивает Секретариат.[18]

Центральная избирательная комиссия в установленном порядке обеспечивается законодательными и другими нормативно-правовыми актами, принятыми Верховной Радой Украины, Президентом Украины, Кабинетом Министров Украины, а также официальными материалами, которые распространяются центральными органами исполнительной и судебной власти.

Заключение

Подводя итог всему сказанному, можно сделать определённые выводы.

Для определения результатов голосования используются спе-циальные избирательные системы, т. е. установленный законом или другим нормативным актом способ определения результатов голо-сования и порядок распределения мандатов между партиями. Тра-диционными и наиболее распространенными избирательными сис-темами являются две: система пропорционального представитель-ства (пропорциональная) и система большинства (мажоритарная). Они в свою очередь имеют несколько разновидностей. В отдельных странах встречается смешанная система. Большинство стран ис-пользуют и ту и другую системы в зависимости от вида выборов.

Мажоритарная система предполагает, что для избрания кан-дидат должен получить большинство голосов избирателей данно-го округа или страны в целом (если речь идет о выборах прези-дента). Она может применяться в одномандатных округах, тогда каждая партия выставляет только одного кандидата, и избира-тель голосует за кандидата той или иной партии. Если система большинства применяется в многомандатных округах, партия вы-ставляет сразу целый список своих кандидатов, и избиратель го-лосует не за отдельных кандидатов, а за партийный список в це-лом. Партийный список, собравший большинство голосов, забира-ет все мандаты по данному округу.

Мажоритарная система предусматривает распределение ман-датов таким образом, что кандидат или политическая партия, получившая в данном избирательном округе большинство голо-сов, получает мандат или все мандаты от данного округа. Мажо-ритарная избирательная система не в состоянии адекватно отра-зить действительную расстановку политических сил на выборах, поскольку ее основное назначение состоит в обеспечении стабиль-ности существующей системы. Обычно мажоритарная система имеет две разновидности: абсолютного или относительного большин-ства. Мажоритарная система абсолютного большинства предусмат-ривает, что победитель на выборах должен получить больше по-ловины (50% плюс один голос) всех признанных действительными голосов в данном округе. Такая система применяется на выборах президентов в ряде латиноамериканских стран. На практике она малоэффективна и часто нерезультативна, поскольку для того чтобы собрать больше половины голосов избирателей, отдельному кандидату или политической партии необходимо обладать очень большим влиянием в избирательном округе или в целом по стра-не.

В Украине, как известно, еще до недавнего времени, в том числе на парламентских и местных выборах, для подсчета голосов на выборах применялась мажоритарная система абсолютного большинства. Ныне эта система сохранена только на выборах Президента Украины.

В Украине парламент избирается на основе общего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования по -пропорциональной системе. Всего избирается 450 депутатов. В период с 2002 по 2006 год Верховная Рада Украины приняла большое количество законодательных актов непосредственно связанных с изменением формы правления государства на парламентскую республику. В свою очередь подверглась изменению и сама избирательная система Украины: произошел переход от мажоритарно-пропорциональной модели формирования парламента к пропорциональной, что не могло не повлиять на другие институты конституционного права, на основании которых в большей степени и обновилась законодательная база всего конституционного права Украины.

Список использованной литературы

1. Конституция Украины от 28.06.1996 года.- К.: Изд-во Верховной Рады Украины, 1996.c изменениями и дополнениями от 8.12.2004

2. Конституционное право зарубежных стран / под общ. ред. М.В.Баглая и др. - М.: НОРМА, 2000. - 832 с.

3. Конституция Италии от 27.12.1947 г. // Конституции зарубежных государств / сост. В. Маклаков. - М.: БЕК, 1999. - 584 с.

4. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. - М.: Юрист, 2001. - 600 с.

5. Конституционное право зарубежных государств. В 4 томах. Т.1,2/ под ред. Б.Страшуна. - М.: БЕК, 1996. - 947 с.

6. Кривенко Л. «Історико-порівняльний погляд на проблеми пар-ламенту». /Вісник Академії правових наук України/ №4-1999, с. 50 - 60,

7. Журавський В. Розвиток доктрини українського парламентаризму у XIX - на поч. XX ст.// Право України. - 2000. - № 5 - С.37-42

8. Закон "О выборах народных депутатов Украины" // Голос України, 2001, 11, 06.11.2001 N 205-206

9. Закон "О выборах Президента Украины" // Офіційний вісник України, 1999, № 12 (09.04.99), ст. 469

10. Закон "О выборах депутатов местных советов и сельских, поселковых, городских голов" // Відомості Верховної Ради України, 1998, N 3-4, ст. 15

11. Конституційне право України / за ред. В.Ф. Погорілка. - К.: Наукова думка, 1999.- 734 с.

12. Кривенко Л. «Регламентація діяльності парламенту і парламентська реформа в Україні». Юридический вестник №4. 1999. С.

13. Тодыка Ю. Основы Конституционного строя Украины. Харь-ков Факт, 1999, 239 с.

14. Конституційне право України / за ред. В.Я. Тація, В.Ф. Погорілка, Ю.М. Тодики - К.: Укр. Центр прав. студій, 1999. - 376 с.

15. Закон Украины «О выборах народных депутатов» от 25.03.2004

16. Чиркин В.Е. Основы сравнительного государствоведения. - М.: "Артикул", 1997. - 352 с.

17. Ведомости Верховной Рады Украины. - 2004. -№36. - ст. 448

18. Фрицький О. Ф. Конституційне право України: Підручник. - 3-є вид., перероб. і доп. - К.: Юрінком Інтер, 2006. - 512 с.

19. Гнилорибов В. В., Тихонов В. М. Г 56 Державне будівництво і місцеве самоврядування в Україні: Навчальний посібник. -Луганськ. - Видавництво - СНУ ім. В. Даля. - 2004 р. - 376 с.

20. Закон Украины «О центральной избирательной комиссии» от 30 июня 2004 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.