Рефераты. Избирательная система в Украине

Также редко встречающейся разновидностью пропорциональ-ной системы является система "единого передаваемого голоса" (Ирландия, Австралия, ряд индийских штатов). В данном случае голосование осуществляется по преференциям, и кандидат, на-бравший достаточное количество голосов по первым преференци-ям, объявляется избранным. Все остальные собранные им, но ока-завшиеся излишними голоса передаются кандидату, который по-лучил наибольшее после него количество отметок о преференции. Затем процедура может быть продолжена в отношении третьего кандидата и т. д. При этой математически довольно сложной сис-теме голоса избирателей не пропадают, а передаются как бы "по цепочке" от одного кандидата к другому. В данном случае такая система создает условия для искусственного образования необхо-димой избирательной квоты.

Пропорциональная система и ее разновидности применяются в Скандинавских странах, в Бельгии, Греции, Италии, Австрии, Швейцарии, Израиле и т. д.

В некоторых странах наряду с применением пропорциональ-ной системы действует законодательно установленный "загради-тельный пункт" или оговорка, в соответствии с которой обяза-тельным условием участия партии в распределении мандатов яв-ляется получение ею не менее определенного процента голосов избирателей. Если партия не смогла обеспечить себе на выборах определенный процент голосов, она не допускается к участию в распределении мандатов. Такая система действует в Италии, Да-нии, ФРГ, Израиле, Швеции и других странах. В ФРГ, чтобы партия получила право принять участие в распределении манда-тов, она должна собрать в масштабе всей страны не менее 5% признанных действительными голосов (пятипроцентная "загради-тельная" оговорка) или победить не менее чем в трех одномандат-ных округах. Подобного рода оговорки являются искусственными и довольно сильно искажают пропорциональную избирательную систему.

Важное значение при пропорциональной избирательной сис-теме придается распределению мандатов внутри списка между кандидатами одной партии. Часть стран придерживается правил жестких списков, когда предложенные избирателям кандидаты получают мандаты в той последовательности, в какой они пере-числены в списке. В других странах (Дания, Бельгия, Австрия, Нидерланды) применяют систему полужестких списков, когда пер-вое место предназначено кандидату, стоящему первым в списке, но зато кандидаты, получившие большее число преференций, даже если их фамилии расположены в конце списка, могут быть передвинуты выше и получить мандат. И, наконец, в ряде стран (Швейцария, Италия) действует правило свободных списков, при котором решающее значение придается преференциям, простав-ляемым избирателями, в соответствии с которыми и осуществля-ется распределение депутатских мандатов.

Пропорциональная система более предпочтительна для тех партий, которые имеют значительную поддержку избирателей, хотя распределение оставшихся мандатов по методу наибольших остатков не только искажает пропорциональную систему, но мо-жет и способствовать получению мест мелкими партиями.

Смешанная система сочетает в себе элементы мажоритарной и про-порциональной системы. Применяется смешанная система с целью избежать или существенно смягчить недостатки и соединить преимущества каждой системы.

Конституционные принципы избирательного права Украины

Принципы избирательного права закреплены в ст. 71 Конституции Украины и статьях Закона Украины «О выборах народных депутатов». Из них следует, что выборы народных депутатов Украины являются свободными и проводятся на принципах всеобщего, равного и прямого

избирательного права при тайном голосовании. Эти принципы носят универсальный характер, они относятся ко всем видам выборов.

Принцип всеобщности избирательного права

Всеобщность избирательного права - это важнейший демократиче-ский принцип. Он означает, что избирательные права признаются за всеми взрослыми и психически здоровыми гражданами. Однако это идеальный вариант, которого в жизни практически не бывает. Круг лиц, имеющих избирательные права, ограничиваются цензами, т.е. спе-циальными условиями. Цензы обязательно должны быть предусмотре-ны Конституцией.

Первым таким условием в Украине является гражданство. В соот-ветствии с законодательством, что право избирать и быть избранным в Украине имеют граждане Украины. Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие в Украине, избирательного права не име-ют. Кроме того, в Украине существует ограничение пассивного избира-тельного права в отношении граждан, имеющих судимость за соверше-ние умышленного преступления, если эта судимость не погашена и не снята в установленном законом порядке (ст. 8 закона «О выборах»).

Следующий избирательный ценз - возрастной. Он означает призна-ние за лицом избирательных прав по достижении определённого воз-раста. В Украине активное избирательное право предоставляется ли-цам, достигшим 18 лет, а пассивное избирательное право регламенти-руется несколько жёстче. Так, п. 1 ст. 8 Закона «О выборах народных депутатов Украины» гласит: «Депутатом может быть избран гражданин Украины, достигший на день выборов двадцати одного года, имеющий право голоса», а ст. 103 Конституции Украины устанавливает тридца-типятилетний возрастной ценз для кандидата в Президенты. Кроме то-го, добавляется ценз оседлости (т.е. проживание в Украине определён-ное время) для кандидата в народные депутаты пять лет, для кандидата в Президенты Украины - десять лет.

Принцип несовместимости

К пассивному избирательному праву относится и такое ограниче-ние, как несовместимость. Оно заключается в том, что народные депу-таты осуществляют свои полномочия исключительно на постоянной основе. Народный депутат Украины не может быть депутатом другого представительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, а также находиться на государственной службе. Со-гласно Закону Украины «О статусе народного депутата Украины» ста-тус депутата несовместим с занятием какой-либо иной деятельностью по совместительству с получением материального вознаграждения, за исключением преподавательской, научной работы и литературной, ху-дожественной и иной творческой деятельности в свободное от работы время. Принцип несовместимости закрепляется в украинском законо-дательстве исключительно с целью освободить народных депутатов для исполнения ими сложных и ответственных депутатских обязанностей.

По законам Украины права голоса не имеют граждане, признанные судом недееспособными. Кроме вышеперечисленных, какие-либо огра-ничения избирательных прав граждан Украины в зависимости от про-исхождения, социального и имущественного положения, расовой и на-циональной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических убеждений, рода и характера занятий запреща-ются. Конституционный Суд признал неконституционным положение нового Закона «О выборах народных депутатов Украины» 1997 г. о том, что осуществление избирательного права приостанавливается для лиц, которые по приговору суда находятся в местах лишения свободы - на время пребывания в этих местах, и новый закон о выборах такого положения уже не имеет.

Принцип свободных выборов

Принцип свободных выборов означает, что избиратель сам решает, участвовать ли ему в избирательном процессе и если да, то в какой форме. Избирателям обеспечиваются условия для свободного форми-рования своей воли и ее свободного изъявления при голосовании.[11]

Неучастие избирателей в выборах называется абсентеизмом. Абсен-теизм может быть как политическим, так и аполитичным. Аполитич-ным абсентеизм бывает, если избиратель не идет на выборы из-за бо-лезни, отъезда, либо потому, что его это просто не интересует. Полити-ческим абсентеизм бывает, когда избиратель использует своё неучастие в выборах как политическую демонстрацию, когда его не устраивают выдвинутые кандидаты, их позиции, когда он считает, что выборы не могут быть честными и т.д.

Гарантией свободного волеизъявления гражданина при голосовании является и то, что в день голосования и во время подачи голосов в избирательных помещениях не допускается никакая выборная агитация.

Равное избирательное право.

Этот принцип предполагает равную для каждого избирателя возможность воздействовать на результаты выборов. Равенство избирательного права обеспечивается, прежде все-го, наличием у каждого избирателя такого же числа голосов, что и у любого другого избирателя. Избиратель включается только в один спи-сок по одному избирательному округу, и каждый избиратель имеет один голос в многомандатном и один голос в одномандатном округах; обладает равным правом стать инициатором выдвижения кандидата; равным правом участвовать в предвыборной агитации.

Для соблюдения принципа равного избирательного права необхо-димо, чтобы все голоса имели равный вес, т.е. равное влияние на ре-зультат выборов. Это достигается обеспечением единой нормы пред-ставительства: на каждого депутата должно приходится одинаковое число жителей (с учётом этой нормы образуются избирательные окру-га).

Избирательное право осуществляется на равных основаниях всеми гражданами независимо от их расы, цвета кожи, политических, религи-озных и иных убеждений, пола, этнического и социального происхож-дения, имущественного положения, места жительства, языковых или других признаков.

Прямое избирательное право означает, что депутаты избираются непосредственно избирателями: каждый голосует лично (избиратель-ные бюллетени выдаются только на основании списка избирателей и лишь по предъявлении документа, удостоверяющего личность), голо-сование за других лиц не допускается.

Принцип тайного голосования

Принцип тайного голосования состоит в исключении внешнего на-блюдения и контроля над волеизъявлением избирателя. Смысл его в том, чтобы гарантировать полную свободу этого волеизъявления.[12] Ст.: Зако-на Украины «О выборах народных депутатов» гласит: «Голосование на выборах депутатов является тайным: контроль над волеизъявлением избирателей запрещается». Обеспечивается тайна голосования соответствующим порядком создания избирательных участков, формой избирательного бюллетеня, которая исключает возможность установить, какой бюллетень опустил в избирательную урну данный избиратель, а также то, что избиратель заполняет избирательные бюллетени в закры-той от посторонних взоров кабине, затем опускает бюллетень в избира-тельный ящик. Реализация принципа тайного голосования обеспечива-ется также закрепленной в Законе ответственностью лиц, которые на-рушили тайну голосования.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.