Рефераты. История отечественного государства и права

24. Сословное законодательство Екатерины II

Окончательная организация дворянского сословия - по жалованной грамоте Е-2 1785г, основанной на многочисленных петициях самих дворян. Способы приобретения дворянства: до Е-2 - смешанный сословно-служилый характер шляхетства. Выслуга: по табели о рангах 1722 г. чин не ниже 8 класса - причисление “ на вечные времена к лучшему старшему дворянству. Чины ниже 8 класса - личные дворяне .В период Империи дворянство превратилось в корпорацию В период правления Екатерины II принципы «просвещенного абсолютизма» укрепляются. В Манифесте о восшествии на престол новой императрицы провозглашена идея установления «законной монархии» Е2 создает ряд специальных комиссий для установления пределов «законной власти правительства»: Комиссия о вольности дворянской (позже ставшая советом при императрице), Комиссия о коммерции, Комиссия о церковных имениях.

Законодательная деятельность была направлена не просто на пересмотр старых законов, но и на выработку единого уложения на новых началах. Закон рассматривался как главный инструмент государственного управления, В 1766 г. после подготовки «Наказа» создается новая Комиссия по подготовке проекта нового Уложения. Одновременно с «Наказом »для направления кодификационной работы комиссии был принят «Генерал-прокурорский наказ», определявший основные характеристики разных видов законодательства и форм права: право божественное, право естественное, право народное, право государственное общее, право государственное особенное и др. К «праву общему» относились: нормы о полномочиях верховной власти, правомочиях органов государственного управления, принципы административно-территориального деления, права и положение православной церкви, порядок судопроизводства и судебной системы, основы уголовного права, полицейского управления и благочиния, регулирование государственного хозяйства, здравоохранения и образования. К «праву особенному»: нормы, регламентировавшие сословные права, область брачно-семейых отношений, опека, отношения по распоряжению имуществом, и иные обязательства.

В ходе работы над Уложением были созданы специальные комиссии: по вопросам «общего права», о сословиях, о правосудии, о благочинии, духовно-гражданская, об имениях, о правах частных лиц, об обязательствах. Эти частные комиссии работали в течение нескольких лет (с 1768 по 1771 г.) и подготовили материалы, положеные в основу важнейших правовых документов конца XVIII в.: Жалованная грамота дворянству (1785 г.); Жалованная грамота городам (1785 г.). Учреждения для управления губерний (1775 г.), Устава благочиния (1782 г.) и др.

Комиссия предложила реформировать систему центрального управления, перенеся центр тяжести на места в губернии. В конце 1771 г. работа частных комиссий была прекращена. Тем не менее комиссия по составлению нового Уложения продолжала существовать. Екатерина II предполагала даже превратить ее в постоянно действующий при Сенате орган.

25. Попытки реформирования общественного и государственного строя при Александре I. Механизм освобождения крестьян от крепостной зависимости и наделение их землёй по реформе второй половины XIX в.Правовое положение временнообязанных и крестьян-собственников по реформе 1861 года. Судебная реформа 1864 года

Прежнее судопроизводство хар-ось инквизиционной формой процесса, теорией формальных док-в, множественностью органов, обладающих суд полномочиями, закрытостью суд процесса, сословностью. Правовую основу реформы составили: учреждения суд установлений, устав уг судопроизводства, устав гр судопр, устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями. Реформа провозгласила след принципы: 1)независимость суда 2) все сословность суда 3) устность и властность суд процесса 4) = всех перед судом 5)несменяемость судей и следователей 6) рассмотрение дел сч участием присяжных заседателей 7) выборность судей и присяжных заседателей 8)установление прокурорского надзора 9) введение института присяжных поверенных. 10) право на защиту и участи адвокатов 11) призумция невиновности 12) соотношение тяжести преступления и наказания.

26. Городская реформа второй половины XIX века

Городская реформа 1870г. была проведена на основе Городового положения, принятого 16 июля 1870 г. Положение предусматривало создание следующей системы органов городского самоуправления: городское избирательное собрание, Городская дума и городская управа. Главой думы и управы был городской голова, утверждаемый в своей долж---ности губернатором или министром внутренних дел. Городская дума и управа избирались на срок в четыре года, причем половина состава управы должна была обновляться через каждые два года. Споры между думой и управой разрешал губернатор.

Компетенция Городской думы включала вопросы о назначении выборных должностных лиц, установлении городских сборов (на право торговли, на содержание трактиров, постоялых дворов и т. д.), о приобретении городской недвижимости, ведении местных хозяйственных дел и др. + Выборы в Городскую думу проходили на основе имущественного ценза и ценза оседлости. В соответствии с ними все городские избиратели делились на три группы, каждая из которых избирала треть состава городской думы. Избирательным правом обладали лица, достигшие 25-летнего возраста, владеющие недвижимостью или торгово-промышленными предприятиями, и другие мелкие собственники, занимающиеся промыслами, торговлей и т. п. Рабочие, низшие служащие, подследственные, лишенные духовного сана и многие другие к выборам не допускались. Голосование было тайным. Создание новых органов самоуправления положительно сказалось на торгово-промышленном развитии городов, системе здравоохранения и народного просвещения, а также способствовало становлению общественно-политической и культурной жизни. Вместе с тем органы городского самоуправления, как и земские органы, находились под постоянным контролем государственных административных и полицейских учреждений.

27. Земская реформа второй половины XIX века

Земская реформа 1864г. была проведена на основе Положения о губернских и уездных земских учреждениях, принятого 1 января 1864 г.

В ходе реформы создавались органы местного самоуправления: в губерниях и уездах избирались земские собрания и управы. На них возлагались: ведение местных хозяйственных дел; содержание земских зданий и путей сообщения; строительство и содержание школ и больниц; мероприятия по благотворительности; попечение о развитии местной торговли и промышленности; санитарные меры и др.

2. Губернские и уездные земские собрания, а также земские управы были выборными органами. Собрания и управы возглавлялись выборными председателями. Земское собрание и земская управа избирались сроком на три года.

Выборы проходили по трем избирательным куриям:

курия уездных землевладельцев состояла главным образом из дворян-помещиков, для участия требовался высокий имущественный ценз;

городская курия, для участия в которой необходимо было отвечать достаточно высокому имущественному цензу;

сельская курия, для участия в которой имущественный ценз не был установлен, введена следующая система выборов-- крестьяне, собравшиеся на волостной сход, посылали своих выборщиков на собрание, которое избирало земских гласных.

3. Земская реформа 1864 г. положительно сказалась на развитии местного хозяйства, промышленности, средств связи, системы здравоохранения и народного просвещения. Земские органы способствовали становлению общественно-политической жизни, стали своеобразной политической школой, через которую прошли представители либерального и демократического общественных направлений.

Однако реформа не сформировала централизованной системы управления. Деятельность земских органов контролировалась губернаторами и Министерством внутренних дел, которые могли отменять любые их решения. Отсутствие достаточных материальных ресурсов усиливало зависимость земств от правительственных органов.

28. Военная реформа второй половины XIX века

Была утверждена всеобщая воинская повинность для лиц муж. пола достигшие 20-летнего возраста, призывались по жребию. Срок службы - шесть лет с последующим зачислением в запас на девять лет и на флоте соответственно семь и три года. Освобождение подлежали: 1 единственный сын и кормилиц, 2 братья военнослужащих, 3 духовенство, 4 народы средней Азии и 5 крайнего севера. Офицерские кадры: готовились в юнкерских училищах, военных гимназиях и военных академиях, предпочтение в поступлении в них отдавалось дворянству. Эта реформа ускорила ломку сословного строя, способствовало развитию ж/д, и содействовало распространения грамотности. Изменение норм в этот период преследовало цели дальнейшего укрепления феодально-крепостн-го строя. Цель - создание регулярной армии с обученным личным составом. Современным оружием, квалифицированными кадрами офицеров.

29. Реформирование общественного и государственного строя в результате революции 1905-1907 гг.

Причины революции 1905 г.: пережитки крепостничества, сохраняющееся крупное помещичье землевладение, крестьянское малоземелье, аграрное перенаселение центра и т.д.; порождаемый быстрым ростом капитализма рабочий вопрос; национальный вопрос; отсутствие демократических свобод и т.д.

Экономический кризис 1900-1908 гг. и русско-японская война 1904-1905 г. обострили социально-политическую обстановку в стране.

2. Первый период революции -- с 9 января по сентябрь 1965 г.З января 1905 -- забастовка на Путиловском заводе. 9 января 1905 г. --демонстрация (ок. 140 тыс. чел.). Требования: сократить рабочий день, повысить заработную плату, отменить штрафы; свободы слова; печати, союзов, созыв Учредительного собрания и т.д. Всего за январь бастовало около 500 тыс. чел.

18 февраля 1905 г. Николай III подписал рескрипт на имя министра внутренних дел А.Г.Булыгина о возможности законосовещательной работа выборных представителей от народа.

12-27 апреля 1905 г. в Лондоне состоялся III съезд РСДРП. Основные резолюции съезда -- о характере революции, о вооруженном восстании, о временном революционном правительстве, об отношении 'к крестьянскому движению; составлена основа тактики "левого блока",

12 мая началась стачка в Иваново-Вознесенсхе. В ней приняли участие ок. 70 тыс. рабочих. Стачка продолжалась 72 дня и охватила, кроме Иваново-Вознесенска, Шую, Тейково, Кинешму; в ходе стачки был организован первый в России общегородской Совет рабочих депутатов (151 депутат, преде. А.Е-Ноздрев); некоторые требования рабочих были выполнены, но работа возобновилась только после того. как стачечный фонд и другие материальные средства были полностью исчерпаны.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.