Рефераты. Источники семейного права

Однако законы субъектов Российской Федерации в области семейных отношений могут приниматься и по вопросам, непосредственно СК не урегулированным. Это вытекает из принципа единства семейной политики, что предполагает дополнение и развитие на уровне субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления минимальных социальных гарантий и льгот, предоставленных семье на федеральном уровне,

При этом в любом случае законы субъектов Российской Федерации, регулирующие семейные отношения, не должны противоречить как Кодексу, так и иным федеральным законам. При наличии противоречий между ними применению подлежит федеральный закон. Таковы принципиальные условия законодательной деятельности субъектов Российской Федерации в сфере регулирования семейных отношений.

Изучение нормативной базы ряда регионов России свидетельствует о том, что после принятия СК семейное законодательство субъектов Российской Федерации в основном совершенствуется по следующим основным направлениям:

1. Установление порядка и условий, при наличии которых вступление в брак может быть разрешено в виде исключения до достижения возраста шестнадцати лет (п. 2 ст. 13 СК).

Предоставление субъектам Российской Федерации возможности устанавливать порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет, является новеллой СК и в то же время наглядно демонстрирует возрастающую роль в урегулировании семейных отношений законодательства отдельных регионов. Данное положение начинает активно применяться на практике. Так, в 1996 - 1997 гг. приняты специальные законы и иные нормативные акты в Вологодской, Владимирской, Калужской, Московской, Мурманской, Нижегородской, Новгородской, Орловской, Ростовской, Рязанской, Самарской, Тверской областях. Особые обстоятельства (уважительные причины), дающие основания на ранние браки, чаще всего заключаются в беременности несовершеннолетней или рождении ею ребенка. К ним также могут относиться отсутствие обоих родителей у вступающих в брак, непосредственная угроза жизни одному из вступающих в брак либо иные чрезвычайные обстоятельства. Например, ст. 3 Закона Вологодской области от 14 августа 1996 г. N 95-ОЗ "О снижении брачного возраста" таким обстоятельством признан предстоящий призыв жениха на военную службу.

Решение о снижении брачного возраста (до четырнадцати или до пятнадцати лет) обычно принимается соответствующими компетентными органами (главой областной (городской, районной) администрации или уполномоченными ими должностными лицами) по заявлениям несовершеннолетних лиц, желающих вступить в брак, и их родителей при обязательном представлении документов, подтверждающих наличие особых обстоятельств для заключения брака (ст. 3 Закона Московской области от 15 мая 1996 г. N 9/90 "О порядке и условиях вступления в брак на территории Московской области лиц, не достигших возраста шестнадцати лет" с изменениями, внесенными Законом Московской области от 9 апреля 1997 г. N 20/97; ст. 4 Закона Орловской области от 21 апреля 1997 г. N 33-ОЗ "О порядке и условиях вступления в брак лиц, не достигших возраста шестнадцати лет"; ст. 2, 5 Закона Ростовской области от 12 мая 1996 г. N 18-ЗС "Об условиях и порядке регистрации брака несовершеннолетних граждан в Ростовской области"; ст. 3 Закона Рязанской области от 14 января 1997 года "О порядке и условиях разрешения вступления в брак лицам, не достигшим возраста шестнадцати лет".

Примечательно, что законодательством некоторых регионов также установлена необходимость получения заключения органа опеки и попечительства об отсутствии препятствий к вступлению в брак (ст. 2 Закона Калужской области от 6 июня 1997 г. N 10-ОЗ "О порядке и условиях вступления в брак на территории Калужской области лиц, не достигших возраста шестнадцати лет"; ст. 8 Закона Новгородской области от 31 июля 1996 г. N 65-ОЗ "О регулировании некоторых вопросов семейных отношений в Новгородской области" с изменениями, внесенными Законом Новгородской области от 25 октября 1996 г. N 72-ОЗ; ст. 2 Закона Мурманской области от 18 ноября 1996 г. N 42-01-ЗМО "Об условиях и порядке вступления в брак лиц, не достигших возраста шестнадцати лет".

2. Вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 2 ст. 121 СК).

Нормы принципиального характера о защите прав детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закреплены в уставном законодательстве ряда субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 121 СК защита личных и имущественных прав и интересов детей, утративших по тем или иным причинам попечение родителей, возлагается на органы опеки и попечительства. Указанная их обязанность предполагает выполнение следующих основных функций: выявление и учет таких детей (ст. 122 СК); избрание форм их устройства в зависимости от конкретных обстоятельств утраты попечения родителей (ст. 123 СК); осуществление последующего контроля за условиями их содержания, воспитания и образования (ст. 142, 145, 147, 155 СК). Согласно п. 2 ст. 121 СК и п. 1 ст. 34 Гражданского кодекса Российской Федерации органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления - выборные и другие органы, наделенные полномочиями по решению вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти. Однако согласно ст. 132 Конституции и ст. 6 (п. 1 и 4) Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. К таким государственным полномочиям относятся функции по опеке и попечительству, которые реализуются путем принятия соответствующих решений (постановлений, распоряжений) руководителем (главой) органа местного самоуправления, конкретное наименование должности которого устанавливается, исходя из местных традиций, и закрепляется в законе (уставе) о местном самоуправлении. Например, органом власти района города Москвы является районная управа, состоящая из районного собрания и главы управы, возглавляющего районное собрание и администрацию района. Поэтому все функции по охране прав детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляет глава управы района (лично или через подразделения администрации района) в порядке, установленном ст. 5 - 6 Закона г. Москвы от 4 июня 1997 г. N 16 "Об организации работы по опеке и попечительству в г. Москве".

При установлении факта отсутствия попечения родителей данные о детях персонально регистрируются органом опеки и попечительства в журнале первичного учета утвержденной формы. В том случае, если ребенок в течение одного месяца со дня его первичной регистрации не был передан на воспитание в семью, орган опеки и попечительства заполняет на него анкету установленной формы, копия которой передается для постановки ребенка на региональный учет в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В частности, в столице формирование регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей и проживающих на территории г. Москвы, возложены на Комитет образования.

Согласно ст. 123 СК дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности - в учреждения для детей - сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные, лечебные, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения). Кроме того, программой социальных реформ в РФ на период 1996 - 2000 гг., утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 1997 г. N 222, в перспективе предусмотрено дальнейшее расширение государственной поддержки развития новых форм семейного воспитания детей, лишившихся родительского попечения (попечительские семьи, воспитательные семьи и др.).

С принятием Кодекса появилась возможность использования иных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, которые прямо не указаны в ст. 123 СК, но могут быть предусмотрены законами субъектов Российской Федерации. Отсюда следует, что теоретически допускается использование различных известных ранее способов устройства детей - сирот (включая патронат, патронаж, так называемое "свободное воспитание" и т.п.), но только при условии закрепления этих форм в законах субъектов Российской Федерации.

Особенно важно, что выбор формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, относится к исключительной компетенции органов опеки и попечительства. Только они решают вопрос о том, каким образом в каждом конкретном случае должна быть устроена судьба ребенка (помещение в детское учреждение, школу - интернат, назначение опекуна и т.п.). Непосредственно полномочия органов местного самоуправления по осуществлению функций опеки и попечительства в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, закреплены не только в СК (ст. 121 - 123, 125, 129, 140, 145 - 147, 154 и др.), Гражданском кодексе (ст. 31 - 41), Гражданском процессуальном кодексе РСФСР (ст. 263.2 - 263.3), но и в законах субъектов Российской Федерации, конкретизирующих правовой статус этих органов в рассматриваемой сфере деятельности.

Обновленные специальные законы о деятельности органов опеки и попечительства приняты в ряде субъектов Российской Федерации уже после принятия СК (Закон Архангельской области от 18 декабря 1996 года "Об организации работы по опеке и попечительству в Архангельской области"; Закон Владимирской области от 2 апреля 1997 года "Об организации работы по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних во Владимирской области"; Закон Ленинградской области от 31 марта 1997 года N 7-ОЗ "Об органах опеки и попечительства в Ленинградской области" и др.) и предусматривают меры по защите прав и интересов детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

3. Установление размера оплаты труда приемных родителей и льгот, предоставляемых приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей (ст. 152 СК).

В соответствии с п. 2 ст. 151 СК Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1996 г. N 829 утверждено Положение о приемной семье. Установлено, что приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка на воспитание в семью, который заключается между органом опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка и приемными родителями, то есть супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью. В соответствии со ст. 152 СК размер оплаты труда приемных родителей устанавливается законами субъектов РФ в зависимости от количества взятых на воспитание детей. В таком же порядке приемным семьям могут предоставляться льготы различного характера. Отдельные нормы о льготах имеются в федеральном законодательстве, но они носят рекомендательный характер и касаются только приемных семей, создающих крестьянское (фермерское) хозяйство. Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1996 г. N 829 (п. 3) органам исполнительной власти субъектов РФ рекомендовано: а) выделять в собственность приемной семье, создающей крестьянские (фермерские) хозяйства, земельные участки единым массивом (по нормам их бесплатного предоставления) вблизи места проживания этой приемной семьи с учетом количества детей, взятых на воспитание; б) предоставлять преимущественное право на дополнительное получение земельных участков при количественном увеличении состава приемной семьи; в) предоставлять беспроцентные ссуды для нового строительства или расширения существующих жилых помещений; г) принимать меры по освобождению в первые два года после образования от уплаты местных налогов; д) выделять в первоочередном порядке долгосрочные кредиты для развития производственной базы этих хозяйств, приобретения техники, оборудования, автотранспорта и на другие цели, связанные с ведением сельскохозяйственного производства, в пределах лимитов централизованных кредитных ресурсов, выделяемых для сельскохозяйственных товаропроизводителей; е) оказывать помощь в решении вопросов, связанных с финансированием за счет средств местных бюджетов строительства дорог, линий электропередач, сетей газификации, связи, теплоснабжения, водоснабжения и других объектов инженерного обустройства, а также затрат, направляемых на повышение плодородия почв. Эти рекомендации Правительства Российской Федерации закреплены в законодательстве некоторых субъектов Российской Федерации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.