Рефераты. Источники российского уголовно-процессуального права

По Положению о Министерстве юстиции РФ (см. п. 9), ут-вержденному Постановлением Правительства РФ от 4 ноября 1993 года № 1187 (РГ, 1993,12 декабря), нормативные акты, издаваемые этим министерством, обязательны для широкого круга лиц, в том числе для судей и судебных исполнителей. К примеру, большой известностью пока что поль-зуются изданная им в 1994 году Инструкция по делопроизводству, содер-жащая немало предписаний, которые должны выполняться судьями и ра-ботниками аппаратов судов в связи с подготовкой судебных заседаний, об-ращением к исполнению приговоров и выполнением других действий по уголовным делам, а также утвержденное в том же году по согласованию с рядом министерств и ведомств Положение о порядке оплаты труда адвока-тов за счет государства, где решены принципиальные вопросы, касающиеся обеспечения права обвиняемого (подсудимого) на защиту.

Согласно Положению о Министерстве внутренних дел РФ (см. п. 6 ст. 9), утвержденному Указом Президента РФ от 17 июля 1996 года (СЗ РФ, 1996, № 30, ст.3605), руководитель и этого министерства вправе издавать обязательные к исполнению в системе МВД приказы, ин-струкции и иные правовые акты, в том числе по вопросам, тесно соприка-сающимся с уголовным судопроизводством. К ним можно отнести, напри-мер, Инструкцию об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел от 5 мая 1993 года, где регламентируется порядок произ-водства розыска лиц, скрывающихся от следствия. Любой следователь хо-рошо знает, что объявление розыска лиц, обвиняемых в совершении пре-ступлений, возможно, когда соблюдаются предписания нормативных актов такою рода. А потребность в розыске, как будет показано ниже (см. главу 14 учебника), на практике возникает по многим уголовным делам.

Существует немало нормативных актов, издаваемых другими, не являю-щимися правоохранительными, министерствами и ведомствами. Акты та-кого рода тоже активно используются практическими работниками органов, ведущих производство по уголовным делам, и другими субъектами уголов-ного судопроизводства. Им приходится довольно часто обращаться при решении практических вопросов, скажем, к нормативным актам, издавае-мым Министерством здравоохранения РФ по вопросам, касающимся про-изводства судебно-медицинских экспертиз. Таким актом является, напри-мер, приказ данного министерства от 10 декабря 1996 г. № 407 «О введении в практику правил производства судебно-медицинских экспертиз» (с изме-нениями от 5 марта 1997 г.), которым утверждено восемь документов (правила и положение), регламентирующих, в частности, порядок произ-водства судебно-медицинских экспертиз трупов, тяжести вреда здоровью, причиненного преступлением, установления родства людей, вещественных доказательств и др. Знание этих документов требуется для юридически грамотного назначения соответствующих экспертиз, производимых по уго-ловным делам, контроля за их проведением, а главное -- для квалифициро-ванной оценки заключений экспертов.

В отношении некоторых ведомственных нормативных актов («нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти») Указом Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в си-лу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполни-тельной власти» от 23 мая 1996 г. № 763 установлены особые правила вве-дения их в действие. В соответствии с данным Указом изданные после 1 марта 1993 года нормативные акты министерств и ведомств, затрагиваю-щие права, свободы и законные интересы граждан, устанавливающие пра-вовой статус организаций или носящие межведомственный характер, долж-ны обязательно проходить регистрацию в Министерстве юстиции РФ. Они (все, кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера) также подлежат опуб-ликованию в газете «Российские вести» и в издаваемом издательством «Юридическая литература» Администрации Президента РФ «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».

Акты, в отношении которых эти условия не соблюдены, применению не подлежат. Они «не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих пра-воотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и ор-ганизациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров» (ст. 10 названного Указа).

По вопросам, представляющим интерес для нескольких или всех орга-нов, осуществляющих производство по уголовным делам, возможно изда-ние руководителями этих органов совместных (межведомственных) норма-тивных актов. Среди них можно было бы назвать, например:

* Инструкцию по применению Положения о порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, от 2 марта 1982 года;

* Инструкцию о порядке изъятия, учета, хранения и передачи вещест-венных доказательств по уголовным делам, ценностей и иного иму-щества органами предварительного следствия, дознания и судами от 18 октября 1989 года;

* Указание 1991 года «О реабилитации жертв политических репрессий», утвержден-ное 13 января 1992 года;

* Приказ «Об утверждении Положения о совместных следственно-оперативных группах (бригадах) органов прокуратуры, внутренних дел, безопасности и налоговой полиции для пресечения и расследо-вания деятельности организованных преступных групп» от 22 мая 1995 года;

* Инструкцию о порядке извещения иностранных дипломатических и консульских представительств на территории СССР о задержаниях и арестах граждан представляемого ими государства, а также о поряд-ке посещения консульскими должностными лицами и сотрудниками посольств задержанных, арестованных и осужденных к лишению свободы граждан от 5 июня 1987 года.

СИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Алексеев Н.С., Даев В.Г„ Кокорев Л.Л Очерк развития науки уголовного процесса. -- Воронеж, 1980.

Ветрова Г.Н. Санкции в судебном праве. -- М., 1991.

Воскобитова Л.А. Существенные нарушения уголов-но-процессуального закона как основания к отмене приговоров: Автореф. дис. канд. юр. наук. -- М., 1979.

Гродзинский М.М. Учение о доказательствах и его эволю-ция // Архив криминологии и судебной медицины -- Юрид. изда-тельство НАРКОМЮСТА УССР, 1926. --Т. L-- Кн. 1.- С. 1-23.

Даев В.Г. Иммунитеты в уголовно-процессуальной дея-тельности // Правоведение. -- 1992. --№3.--С. 48-52.

Доля Е.А. Доказывание и оперативная работа по уголов-ным делам // Укрепление законности и борьба с преступностью в условиях формирования правового государства. -- М.: ИГП АН СССР, 1990. -- С. 128-130.

Доля Е.А. Новая Конституция РФ и уголов-но-процессуальная деятельность// Российская юстиция. -- 1994. --№4.--С. 17-19.

Доля E.A. Использование результатов оператив-но-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам ' // Российская юстиция. -- 1994. -- Mi 6.--С. 42-44.

Доля Е.А. Соотношение гносеологической и правовой сто-рон доказывания в российском уголовном процессе // Государство и право. -- 1994. --№10.--С. 118-128.

Зажицкий В.И. Правовая регламентация деятельности по обнаружению признаков * преступления // Правоведение. -- 1992. --№ 4.--С. 100--106.

Закон об оперативно-розыскной деятельности в Россий-ской Федерации. Комментарий. --М., 1994.

Комментарий к Конституции Российской Федерации. -- 1-е изд. -- М., 1994.

Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР -- М., 1981.

Никандров В.И. Возбуждение уголовного дела -- М.: ВЮЗИ, 1990.

Пашин C.A. Проблемы доказательственного права // Судебная реформа: юридический профессионализм и проблемы юридического образования. Дискуссии. -- М.: Международный комитет содействия 1991.--№5.--С. 55-60.

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ

Конституция РФ -- ct.ct.io, II, 15, 17--26, 45-55, 61--63, 67, пп. «в», «г», «о» ст. 71, пп.«б», «к», «л» ч. 1 ст. 72, ст. ст. 77, 93, 98, 1 18--129, а так-же пп. 5, 6 Раздела второго «Заключительные положения». УПК --ст. ст. 1,2,31и33. Комментарий к УПК.

Акты по вопросам уголовного процесса, принятые в ходе реформы, на-чавшейся в 1988 году (см. перечень в § 6 настоящей главы учебника).

Акты по вопросам действия уголовно-процессуального закона с учетом правового статуса конкретных категорий лиц (см. акты, названные в § 12 настоящей главы учебника).

Положение о дипломатических и консульских представительствах ино-странных государств на территории СССР от 23 мая 1966 года (ВВСС, 1966, № 22, ст, 387).

Постановление Верховного Совета РСФСР «О ратификации Соглаше-ния о создании Содружества Независимых Государств» от 12 декабря 1991 года (ВВС, 1991, №51, ст. 1798).

Указ Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу ак-тов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Феде-рации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнитель-ной власти» от 23 мая 1996 года № 763 (СЗ РФ, 1996, № 22, ст.2663; 1997, № 20, ст.2242) Международные документы:

--Всеобщая декларация прав человека (Документы и материалы, с. 413--419);

-- Международный пакт о гражданских и политических правах --ст.ст. 9, 14 (Документы и материалы, с. 302--320);

-- Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или уни-жающих достоинство видов обращения или наказания (Там же, с. 384--397);

-- Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по граждан-ским, семейным и уголовным делам, вступившая в силу 10 декабря 1994 года -- раздел IV (СЗ РФ, 1995, № 17, ст. 1472);

-- конвенции о правовой помощи с конкретными государствами (см. § 7 настоящей главы учебника); -- консульские конвенции (см. там же);

-- Договор о торговом судоходстве между СССР и Соединенным Коро-левством Великобритании и Северной Ирландии, вступивший в силу 27 ап-реля 1972 года--ст. 16 (ВВСС, 1972, №20, ст. 161).

Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ (см. упомянутые в § 8и 9 настоящей главы учебника).

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.