Рефераты. Источники международного частного права

Источники международного частного права

27

СОДЕРЖАНИЕ:

  • ВВЕДЕНИЕ. 2
  • 1. Конституция Российской Федерации и международное частное право. 3
    • 1.1. Конституция РФ - важнейший внутренний источник международного частного права. 3
    • 1.2. Конституция РФ и Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации». 4
    • 1.3. Гражданско-правовые отношения с иностранным элементом. 5
    • 1.4. Внешняя политика и международные отношения. 5
  • 2. Международные договоры Российской Федерации. 6
    • 2.1. Понятие международного договора 6
    • 2.2Трансформация норм международного договора. 6
    • 2.3. Международно-правовые принципы. 8
    • 2.4. Условия трансформации международного договора в источник международного частного права. 9
    • 2.5. Защита прав человека в международное частное право. 12
    • 2.6. Развитие международное частного права. 13
  • 3. Федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации -- источники международного частного права. 14
    • 3.1. Регулирование частноправовых отношений. 14
    • 3.2. Комплексные и отраслевые законодательные акты. 16
    • 3.3 Материально-правовые нормы международного частного права. 17
  • 4. Гражданский кодекс Российской Федерации и вопросы кодификации законодательства о международном частном праве. 19
  • 5. Обычаи 20
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 24
  • Нормативные акты: 26
  • ЛИТЕРАТУРА: 27

ВВЕДЕНИЕ.

Тема представленной курсовой работы - «Источники международного частного права».

Международное частное право регулирует отношения (гражданско-правового характера в широком смысле слова), возникающие в условиях международной жизни; имеет свой предмет и свой метод регулирования; является отраслью частного права, отраслью внутригосударственного права. Международное частное право тесно связано с гражданским правом - многие институты международного частного права являются как бы продолжением институтов гражданского (семейного, трудового) права, в определенной мере производны от этих институтов, но в силу своего международного «происхождения», «внутреннего» и «внешнего» своеобразия не сливаются с ними и не растворяются в них.

Международное частное право тесно связано с международным правом, но не является его частью.

В связи с вышеизложенным интересно определить источники международного частного права.

Под источниками права принято понимать внешние фор-мы права. "В правовой доктрине формы, с помощью которых государственная воля становится правовой нормой, обознача-ются условным термином "источники права" Общая теория права. Учебное пособие для юридических вузов /Под ред. Пиголкина А.С. - М., 1995. С. 164.

Содержание международного частного права определя-ется системой его источников, к которым в Российской Феде-рации относятся ее Конституция, международные договоры и законодательство, а также признаваемые в Российской Феде-рации обычаи.

1. Конституция Российской Федерации и международное частное право.

1.1. Конституция РФ - важнейший внутренний источник международного частного права.

В ряду внутренних источников международного частного права важнейшим является Конституция РФ. Следующие конституционные нормы имеют ключевое значение для форми-рования основ международного частного права.

Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, при-нимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. Требования Конституции: законы под-лежат официальному опубликованию; любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они неопубликованы официально для всеобщего сведения.

Основные права и свободы человека призна-ются в Конституции РФ (ст. 17) неотчуждаемыми и принадле-жащими каждому от рождения. Являясь непосредственно дей-ствующими, права и свободы человека и гражданина опреде-ляют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуп-равления и обеспечиваются правосудием.

Положения главы 2 "Права и свободы человека и гражда-нина" составляют основы правового статуса личности в Рос-сийской Федерации, в том числе иностранных граждан и лиц без гражданства. Исходным является положение о равенстве прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к ре-лигии, убеждений, принадлежности к общественным объеди-нениям, а также других обстоятельств.

Российская Федерация гарантирует своим гражданам за-щиту и покровительство за ее пределами.

Главное, что характеризует правовое положение иност-ранных граждан и лиц без гражданства -- уравнивание их в правах и обязанностях с российскими гражданами, кроме слу-чаев, установленных федеральным законом или международ-ным договором РФ.

Обращает на себя внимание формула ч. 1 ст. 17 Конститу-ции ("...согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституци-ей"), в которой отсылка к общепризнанным принципам и нор-мам международного права предшествует упоминанию Кон-ституции Лукащук И.И. Конституция России и международное право. - М., 1995. С. 172..

Общепризнанные принципы и нормы междуна-родного права -- а именно с ними сверяется сегодня движение России к демократическому правовому государству -- наряду с международными договорами РФ рассматриваются в Консти-туции как составная часть российской правовой системы. Ра-зумеется, это привносит новые, более высокие, основываю-щиеся на общечеловеческом наследии и международных стан-дартах требования ко всем другим компонентам системы, вклю-чая законотворческую и правоприменительную деятельность.

1.2. Конституция РФ и Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации».

Разработанный на основе конституционных положений и норм международного права Федеральный закон "О междуна-родных договорах Российской Федерации" СЗ РФ, 1995. № 29. Ст. 2757. исходит из значе-ния международных договоров как существенного элемента стабильности международного правопорядка, функционирова-ния правового государства. Стабильность в межгосударственных отношениях -- важнейший фактор устойчивого развития деловых контактов граждан и организаций различных стран, международного общения в целом.

Не соответствующие Конституции РФ международные договоры РФ не подлежат введению в действие и примене-нию. Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответ-ствии. Конституции РФ не вступивших в силу международ-ных договоров РФ.

В отношении международного договора, который содер-жит правила, требующие изменения отдельных положений Конституции РФ, установлен особый порядок выражения со-гласия на его обязательность для Российской Федерации. Ре-шение о согласии на обязательность такого международного договора для Российской Федерации возможно, в форме феде-рального закона только после внесения соответствующих по-правок в Конституцию РФ или пересмотра ее положений в установленном порядке.

Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются пра-вила международного договора.

1.3. Гражданско-правовые отношения с иностранным элементом.

Гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство отнесено к ве-дению Российской Федерации; в ведении Федерации находит-ся и федеральное коллизионное право (п. "о" и "п" ст. 71 Кон-ституции РФ). По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются федеральные законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ. При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ принимаются в соответствии с федеральными законами. В ре-зультате российское материальное, коллизионное и процес-суальное право, применяемое к гражданско-правовым отно-шениям с иностранным элементом, формируется на федераль-ном уровне и является единым для страны, для всех субъек-тов Федерации. Тем самым создаются важные предпосылки для обеспечения единообразных условий функционирования гражданского оборота и участия в нем иностранных граждан и иностранных юридических лиц.

1.4. Внешняя политика и международные отношения.

Предметами ведения Российской Федерации являются ее внешняя политика, международные отношения, Международные договоры и внешнеэкономические отношения.

Основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, порядок ее осуществления российскими и ино-странными лицами, права, обязанности и ответственность ор-ганов государственной власти Российской Федерации и орга-нов государственной власти субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности определяются Феде-ральным законом "О государственном регулировании внешне-торговой деятельности"'. К принципам государственного, регу-лирования внешнеторговой деятельности Закон отнес, в част-ности, приоритет экономических мер государственного регу-лирования этой деятельности, равенство ее участников и их недискриминацию, защиту государством прав и законных ин-тересов участников внешнеторговых связей.

2. Международные договоры Российской Федерации.

2.1. Понятие международного договора

В Федеральном законе "О международных договорах Рос-сийской Федерации" СЗ РФ. 1995. №29. Ст. 2757 понятие международного договора РФ оп-ределено на основе Венской конвенции о праве международ-ных договоров 1969 г ВВС СССР. 1986. № 37. Ст. 772. и Венской конвенции о праве договоров между государствами и международными организациями или международными организациями 1986 г. Под международным договором РФ понимается международное соглашение, зак-люченное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами) либо с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой докумен-тах, а также независимо от его конкретного наименования.

2.2 Трансформация норм международного договора.

Доктрина трансформации норм международного договора, сводятся в кратком изложении к следующему:

1) международно-правовая норма приобретает юридичес-кую силу в сфере внутригосударственной в результате ее трансформации в норму внутригосударственного права;

2) трансформация норм международного договора во внут-ригосударственное право осуществляется в различных право-вых формах, посредством издания различных внутригосудар-ственных актов;

3) выбор той или иной формы трансформации зависит от содержания международного договора и характера регулиру-емых отношений;

4) норма национального права, явившаяся продуктом трансформации, применяется в качестве lex specialis по отно-шению к иным внутригосударственным нормам;

5) "трансформированная" норма отличается определенной автономией в системе внутригосударственных норм, что объяс-няется связью этой нормы с породившим ее международным обязательством;

6) при трансформации международный договор как акт международного права остается формой правовой связи зак-лючивших его государств Усенко Е.Т. Формы регулирования социалистического международного разделения труда. - М., 1965. С. 124.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.