Рефераты. Исполнительное производство как вид гражданского судопроизводства

Безусловно, вышеуказанные предложения могли бы найти свое отражение на практике лишь при позитивном решении одного из самых существенных вопросов: предоставление российским судебным приставам-исполнителям статуса представителей небюджетной профессии. Фактически речь идет об изменении действующей модели исполнения, о переводе системы исполнения России из государственного в частноправовое русло на основе самоокупаемости при разумном сохранении контроля за деятельностью соответствующих должностных лиц со стороны государства. Возможно, при наличии ряда условий и более детальной проработке сопутствующих вопросов, ряд из которых указан выше, исполнительное производство России, как и современное исполнительное производство Франции, смогло бы стать действительно эффективным, самодостаточным, автономным и малозатратным для современного государства и общества.

4. Исполнительная процессуальная форма в исполнительном праве стран СНГ (на примере республики Армения)

В современной Республике Армения, как и в России, идет процесс создания новой системы зна-ний об исполнительном производстве и возможно-сти выделения его в качестве отдельной отрасли права -- исполнительного права. В связи с этим ин-тересен вопрос об отдельных элементах, характери-зующих самостоятельность указанной отрасли пра-ва. Одним из таковых является исполнительная процессуальная форма. Теоретической основой яв-ляются разработки, произведенные еще советски-ми учеными правоведами, что говорит о близости двух правовых систем -- российской и армянской.

Понятию процессуальной формы вообще и гражданской процессуальной формы в частности посвящены многие исследования ученых процессу-алистов, начиная с 20-х годов двадцатого столетия и до настоящего времени. Разногласия сводятся к различному пониманию природы гражданской процессуальной формы и выделению различных ее признаков. Кроме термина гражданская процессу-альная форма в теории выработана и применяется категория «правового режима».

Наиболее общепринятым является определе-ние гражданской процессуальной формы как установленного порядка рассмотрения и разрешения гражданских дел, а также выделенные профессором К.И. Комиссаровым признаки: нормативность, не-пререкаемость, системность и универсальность.

В современный период проводились исследова-ния и в отношении исполнительной процессуаль-ной формы. Например, Н.А. Рассахатская указала на различия между гражданской процессуальной формой и исполнительной процессуальной фор-мой, в которой в отличие от первой отсутствуют последовательность совершения действий и их сис-темность. Наиболее полно и последовательно ис-следовал исполнительную процессуальную форму Д.Х. Валеев, который пришел к выводу, что она со-ответствует всем признакам гражданской процессу-альной формы и обосновал вслед за К.И. Комисса-ровым ее признаки: нормативность, непререкае-мость, системность и универсальность исполни-тельной процессуальной формы. О.В. Исаенкова подвергла критике позиции вышеуказанных авто-ров, исходя из позиции самостоятельности испол-нительной процессуальной формы, ее независимо-сти от гражданской процессуальной формы.

Зайцев И.М. Судебная власть в гражданском процессе./Российская юстиция. 2004. № 2

На мой взгляд, исполнительная процессуальная форма действительно соответствует понятию про-цессуальной формы и стоит в одном ряду с граждан-ской процессуальной формой, уголовно-процессу-альной формой и т.д., имея при этом свое собствен-ное своеобразие, связанное с особенностями регу-лируемых исполнительных правоотношений и ме-тода такого регулирования, что и выделяет, в част-ности, исполнительное право в число самостоя-тельных отраслей права.

Основное значение исполнительной процессу-альной формы заключается в следующем.

Во-первых, она выступает в качестве гарантии реализации прав всех без исключения участников исполнительного производства, закрепляя деталь-ный порядок их реализации и определяя последо-вательность, сроки совершения предусмотренных действий в рамках исполнительного производства.

Во-вторых, исполнительная процессуальная форма гарантирует участникам исполнительного производства возможность защиты своих прав и за-конных интересов. Несоблюдение исполнительной процессуальной формы влечет последствия, пре-дусмотренные в действующем исполнительном за-конодательстве. Более того, нарушение исполни-тельной процессуальной формы ведет к появлению оснований для обжалования действий принуди-тельного исполнителя по смыслу действующего за-кона Республики Армения «О принудительном исполнении судебных актов как должностного лица, отвечающего за соблюдение такой формы всеми участниками исполнительного производства. Сам порядок обжалования действий принудительного исполнителя также облечен в процессуальную фор-му (см. например, ч.4 ст.28 Закона Республики Ар-мения «О принудительном исполнении судебных актов», соответствующие главы ГПК Республики Армения).

В-третьих, исполнительная процессуальная форма призвана по возможности оградить участни-ков исполнительного производства и, прежде всего, принудительного исполнителя и стороны исполни-тельного производства, от необходимости разреше-ния сугубо процессуальных вопросов, которые воз-никают при осуществлении исполнительских дей-ствий. У указанных основных участников исполни-тельного производства нет необходимости постоян-но обращаться к вопросу -- следует ли считать факти-чески выполненные сторонами и иными участника-ми исполнительного производства действия испол-нением, предписанных в исполнительном листе обязанностей; является ли то или иное действие участника реализацией его прав либо выходит ж полномочий, предоставленных ему действующим законодательством в сфере принудительного исполнения, соблюдены ли сроки совершения действий участниками исполнительного производства, его детальность и разработанность, наличие способов и мер реагирования принудительного исполнителя на нарушение порядка позволяет снять вышеуказанные вопросы в рамках исполнительного производства.

Поэтому исполнительная процессуальная форма позволяет, прежде всего, принудительному исполнителю сконцентрировать все свое внимание на выполнении действий, связанных с реали-зацией основной цели исполнительного произ-водства -- принудительного исполнения указанных в исполнительном листе действий. Остальным субъектам правоотношений исполнительная форма позволяет увидеть перспективу их дальнейшего участия в ис-полнительном производстве, варианты своих воз-можных действий и действий иных участников, если они установлены действующим исполнитель-ным законодательством; возможные негативные последствия несоблюдения исполнительной про-цессуальной формы, которые могут выражаться в том числе и в применении в отношении них раз-личных мер ответственности.

Следует согласиться с позицией Д.Х. Валеева, основанной в свою очередь на взглядах профессора К.И. Комиссарова, позволяющей выделить в ис-полнительной процессуальной форме признаки нормативности, непререкаемости, системности и универсальности. Признаки, выделяемые другими вышеуказанными авторами, несмотря на иные на-звание во многом близки, на наш взгляд, по своему содержанию этим признакам.

Нормативность исполнительной процессуальной формы заключается в том, что Законом Респуб-лики Армения «О принудительном исполнении су-дебных актов» определяются условия и порядок ис-полнения судебных актов судов Республики Арме-ния и третейских судов (ст.I Закона Республики Армения «О принудительном исполнении судебных актов»). На уровне закона закреплены все права и обязанности всех участников исполнительного производства, более того, правовой статус принуди-тельного исполнителя определяется также Законом РА «О Службе, осуществляющей принудительное исполнение судебных актов». Отдельные вопросы исполнительного производства могут регулиро-ваться подзаконными актами, принятыми во ис-полнение действий законов Республики Армения. Допускается регулирование исполнительных дей-ствий на уровне международных актов.

Непререкаемость исполнительной процессу-альной формы во многом связана с принципом непредотвратимости гражданско-правовой, уголов-ной и административной ответственности и про-цессуальной ролью принудительного исполнителя в исполнительном производстве. Принудительный исполнитель «добивается совершения того дей-ствия, которое предусмотрено правовом нормой, но не было совершено обязанным типом только в том порядке, который установлен исполнительно-процессуальным законодательством Непререкаемость исполнительной процессуальной формы от-носится ко всем субъектам исполнительных правоотношений без исключения. Том числе все дей-ствия принудительного исполнителя и судебного органа, их порядок совершения, сроки, содержание и оформление последствия несоблюдения испол-нительной процессуальной формы закреплены в действующем законодательстве Республики Армения. Изменение установленной исполнительной процессуальной формы возможно только соответствующим

Экономика и жизнь. 2002. № 17

законодательным органом в установленном законом порядке, но не самими участниками исполнительного производства.

Системность исполнительной процессуальной формы предполагает внутреннюю взаимосвязь всех совершаемых исполнительных действий, объединенных одной целью -- целью принудительного ис-полнения, т.е. достижения того результата, кото-рый «предписан» в исполнительном листе. Дей-ствующее исполнительное законодательство позво-ляет выделить общие и специальные части, включа-ющие в себя соответствующие институты исполни-тельного права. В связи с этим Д.А. Валеевым отме-чается, что существуют характерные только для ис-полнительного производства и не совпадающие с общей частью гражданского процессуального права положения о лицах, участвующих в исполнитель-ном производстве, основания и меры применения принудительного исполнения, отводы в исполни-тельном производстве, сроки, ответственность и т.п. Системность также определяет последователь-ное (постадийное) развитие исполнительных пра-воотношений в исполнительном производстве, ло-гику этого развития, а также необходимость взаимо-действия отдельных участников исполнительного производства, преследующих взаимосвязанные и взаимоопределяющие цели (например, взыскатель и принудительный исполнитель).

Универсальность как признак исполнительной процессуальной формы проявляется в следующем. Исполнительным законодательством Республики Армения предусмотрена универсальность процедур исполнения судебных актов и решений третейских судов независимо от субъектного состава участни-ков исполнительного производства и предписаний, указанных в исполнительном листе, подлежащих принудительному исполнению.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.