Рефераты. Гражданское право

Отдельные решения исключены из числа изобретений в силу того, что они охраняются специальным законодательством либо как противоречащие общественным интересам.

Сорта растений и породы животных выводятся в результате селекционной деятельности, которая представляет собой творческую деятельность. По своей природе она близка к изобретательской деятельности, однако в отличие от последней имеет дело с объектами природы, к которым относятся как живые организмы, так и неживые материалы (семена, клетки и т.д.).

Патентный закон сохранил ранее действовавшее правило о том, что не признаются в качестве изобретений технические решения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали (например, конструкции отмычек, орудия пыток и т.д.). В данном случае заявленные решения отвечают условиям патентоспособности, однако законодатель, исходя из общественных интересов, прямо исключил их из числа подлежащих охране объектов.

Заметим кстати, что указанное положение Закона несколько двусмысленно, поскольку очевидно, что любые виды вооружений противоречат принципам гуманности и морали, тем не менее новые виды вооружений постоянно патентуются. Очевидно, законодатель исходил из того, что в данном случае они соответствуют общественным интересам.

Что касается противоречия общественным интересам, то, как было отмечено в литературе, "при отнесении решений к противоречащим общественным интересам сами эти интересы должны быть отражены в тех или иных правилах, установленных от имени общества уполномоченными на то компетентными органами (например, запрет использования тех или иных веществ, у которых выявлены канцерогенные свойства). В противном случае ссылка на общественные интересы могла бы служить основанием для отказа в патентовании большинства заявляемых решений".

3. Понятие и виды товарного знака и знака обслуживанию. Право на товарный знак (знак обслуживание), его субъекты. Оформление и использовнаие права на товарный знак

В ст. 1 Закона о товарных знаках дается определение товарного знака и знака обслуживания как обозначений, служащих для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц. Правовые режимы этих обозначений по существу одинаковы: только товарный знак предназначен для индивидуализации товаров, а знак обслуживания - для индивидуализации работ или услуг. Закон, используя понятие товарного знака, одновременно имеет в виду и знак обслуживания.

В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации (ст. 5 Закона о товарных знаках). При этом Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утв. Приказом Роспатента от 5 марта 2003 г. N 32, к "другим обозначениям" относят также звуковые, световые и иные обозначения. Под словесными обозначениями понимаются слова, сочетания букв, имеющие словесный характер, словосочетания, предложения, другие единицы языка, а также их сочетания. К изобразительным обозначениям относятся изображения живых существ, предметов, природных и иных объектов, а также фигуры любых форм, композиции линий, пятен, фигур на плоскости. Объемными изображениям считаются трехмерные объекты, фигуры и комбинации линий, фигур. Регистрация товарного знака допускается в любом цвете или цветовом сочетании.

В Законе о товарных знаках в отличие от Патентного закона не формулируются критерии охраноспособности товарных знаков, а лишь содержится подробный перечень случаев, в которых обозначения не могут получить правовую охрану в качестве товарных знаков. Ряд оснований для отказа в регистрации являются абсолютными, т.е. безусловными (ст. 6 Закона о товарных знаках). В качестве товарных знаков не регистрируются обозначения, не обладающие различительной способностью или состоящие только из элементов:

а) вошедших во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида;

б) являющихся общепринятыми символами и терминами;

в) характеризующих товары (указывающих на их вид, качество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место, способ производства или сбыта);

г) представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров.

Перечисленные элементы могут быть включены в товарный знак в качестве неохраняемых, если не занимают в нем доминирующего положения. Регистрация подобных обозначений запрещена потому, что они просто не могут служить средством индивидуализации. Данные правила не применяются в отношении аналогичных обозначений, которые тем не менее приобрели различительную способность в результате их использования.

Не допускается регистрация в качестве товарных знаков различных официальных обозначений: государственных гербов и флагов, наименований международных межправительственных организаций, их эмблем, официальных контрольных, гарантийных и пробирных клейм, печатей, наград или сходных с ними до степени смешения обозначений. Такие элементы могут быть включены в товарный знак в качестве неохраняемого элемента с согласия соответствующего компетентного органа.

Не допускается регистрация обозначений, которые представляют собой или содержат элементы, являющиеся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя, а также противоречат общественным интересам, принципам гуманности и морали.

Еще одним абсолютным основанием для отказа в регистрации является тождество обозначений или их сходство до степени смешения с официальными наименованиями или изображениями особо ценных объектов культурного наследия народов РФ либо объектов всемирного культурного или природного наследия, а также с изображениями культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах, если такая регистрация испрашивается на имя лиц, не являющихся собственниками (владельцами) и не имеющих согласия собственников или уполномоченных ими лиц.

Кроме того, в соответствии с международным договором установлен запрет на регистрацию обозначений, охраняемых государством - участником данного международного договора, идентифицирующих вина или спиртные напитки как происходящие с его территории и имеющие особое качество, репутацию или другие характеристики, которые главным образом определяются их происхождением, если товарный знак предназначен для обозначения вин и спиртных напитков, не происходящих с территории данного географического объекта.

Статья 7 Закона о товарных знаках предусматривает иные основания для отказа в регистрации, когда отказ возможен после дополнительного исследования содержания заявленного обозначения. Так, не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков в отношении однородных товаров обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, заявленными на регистрацию или охраняемыми в РФ и имеющими более ранний приоритет, а также с товарными знаками других лиц, признанными общеизвестными в РФ. Однако с согласия правообладателя такая регистрация возможна.

Не регистрируются в качестве товарных знаков в отношении любых товаров обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с наименованиями мест происхождения товаров, охраняемыми в соответствии с Законом РФ (за исключением случаев, когда эти обозначения включены как неохраняемые элементы в товарные знаки, регистрируемые на имя лиц, имеющих право пользования такими наименованиями).

Наконец, не могут быть зарегистрированы обозначения, тождественные:

а) охраняемому в РФ фирменному наименованию или его части в отношении однородных товаров, промышленному образцу, знаку соответствия, права на которые в РФ возникли у иных лиц ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака;

б) названию известного в РФ на дату подачи заявки произведения науки, литературы или искусства, персонажу или цитате из такого произведения, произведению искусства или его фрагменту без согласия обладателя авторского права или его правопреемников, если права на эти произведения возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака;

в) фамилии, имени, псевдониму или производному от них обозначению, портрету и факсимиле известного на дату подачи заявки лица без согласия этого лица или его наследников.

Субъекты прав на товарные знаки. Ими могут быть юридические лица и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность (п. 3 ст. 2 Закона о товарных знаках).

Иностранные юридические и физические лица пользуются правами на товарные знаки наравне с российскими юридическими и физическими лицами в силу международных договоров РФ (ч. 1 ст. 47 Закона о товарных знаках).

Возникновение прав на товарные знаки. Основанием предоставления правовой охраны товарному знаку является его государственная регистрация, осуществляемая в установленном законом порядке <1>. В Роспатент подается заявка на регистрацию товарного знака, содержащая: заявление в установленной форме; заявляемое обозначение; перечень товаров, в отношении которых испрашивается регистрация (сгруппированных по классам Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков), и описание заявленного обозначения. К заявке прилагается документ, подтверждающий уплату пошлины за подачу заявки.

Роспатент проводит по заявке экспертизу, состоящую из двух этапов. Формальная экспертиза осуществляется с целью проверки содержания заявки, наличия необходимых документов и их соответствия установленным требованиям. На этом этапе определяется дата подачи заявки. По результатам формальной экспертизы принимается решение о принятии заявки к рассмотрению или об отказе в принятии ее к рассмотрению.

На следующем этапе производится экспертиза заявленного обозначения, в ходе которой проверяется его соответствие условиям охраноспособности товарного знака и устанавливается приоритет.

Приоритет товарного знака устанавливается по дате подачи заявки в Роспатент. Заявитель может также воспользоваться конвенционным или выставочным приоритетом, если заявка подана им в течение 6 месяцев с даты подачи первой заявки в стране - участнице Парижской конвенции или с даты помещения товарного знака на экспонатах официальных или официально признанных международных выставок на территории одного из государств - участников Конвенции. Заявитель, желающий воспользоваться правом конвенционного или выставочного приоритета, обязан указать это при подаче заявки или в течение 2 месяцев с даты ее подачи в Роспатент и приложить все необходимые документы (либо представить их не позднее 3 месяцев с даты подачи заявки). Приоритет товарного знака может также устанавливаться по дате международной регистрации товарного знака (ст. 9 Закона о товарных знаках).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.