Момент перехода риска случайной гибели или повреждения товара от продавца к покупателю тот же, что и при условиях «фоб»: пересечение релингов судна при погрузке. Таким образом, продавец перестает нести риск по товару до того, как товар будет считаться поставленным, в тоже время продавец продолжает нести связанные с товаром расходы (по перевозке, а возможно и по выгрузке) после того, как риск случайных убытков перешел на покупателя. При данных условиях моменты перехода на покупателя рисков и расходов по товару и поставки товара водятся во времени.
Так как по условиям «каф» продавец обязан заключить договор морской перевозки товара, то он, соответственно, обязан за свой счет получить и предоставить покупателю коносамент. Обычно он передается банку для оформления документарного аккредитива в целях оплаты товара. Коносамент выполняет три основные функции: является доказательством передачи товара на борт судна, доказательством заключения договора перевозки, средством для передачи во время транзита прав на товар третьим лицам. Иные транспортные документы выполняют две перечисленные функции, но не обеспечивают контроль за поставкой товара в пункт назначения и не предоставляют покупателю права продать товар во время транзита. Подобные документы указывают наименование стороны, правомочной получить товар в месте назначения. Тот факт, что необходимым условием для получения товара от перевозчика в месте назначения является обладание коносаментом, значительно затрудняет его замену средствами компьютерной связи, несмотря на его значимость, видимо, в будущем он будет заменен средствами компьютерной связи. Редакция Инкотермс-2000 года учитывает подобное развитие событий.
Согласно Унифицированным правилам и обычаям для документарного аккредитива (публикация МТП № 400) банки вправе принимать только чистые коносаменты, т. е. коносаменты, не содержащие оговорок о дефектном состоянии груза или упаковки. Кроме того, он должен быть бортовым, т. е. подтверждающим погрузку товара на борт судна, а не просто прием к перевозке. Коносамент на груз, принятый к перевозке, может быть использован для открытия аккредитива лишь при наличии в таком коносаменте отметки перевозчика о фактической погрузке товара на судно с указанием даты погрузки. Возможны сквозные и контейнерные коносаменты. Не принимаются коносаменты: 1) выданные экспедиторами; 2) оформленные в связи с чартерами; 3) предусматривающие перевозку на парусных суднах; 4) подтверждающие погрузку товара на палубу.
Условия «CIF» (Cost, Insurance, Freight) - стоимость, страхование, фрахт. Условия «сиф» означают, что продавец несет те же обязанности, что и по условиям «каф», кроме одного: он должен обеспечить морское страхование товара от риска гибели или повреждения товара во время перевозки. Данный термин применяется только при перевозке товара морским или внутренним водным транспортом.
Следует отметить, что так или иначе во всех вариантах базисных условий договора международной купли-продажи функции по страхованию товара распределяются между сторонами. В раннее рассмотренных вариантах это предопределялось экономической заинтересованностью, связанной с несением иска убытков от случайной гибели или повреждения товара и с тем обстоятельством, что при отсутствии страхового полиса банк не откроет документарный аккредитив.
Условия «сиф» обязывают продавца застраховать товар, причем на период его транспортировки, когда риск случайных убытков по товару уже перенесен на покупателя (с момента пересечения товаром поручней судна в порту отгрузки). Формально продавец обязан застраховать товар в пользу покупателя лишь до момента перехода риска на покупателя; так как до этого момента продавец заинтересован в страховании товара в свою пользу. Однако на практике применяется стандартная оговорка о сроке страхования, обеспечивающая груз страховой охраной «от склада до склада».
Согласно условиям «сиф» обязанностям продавца по страховке товара придается особое значение. Невыполнение данной обязанности считается существенным нарушением договора купли-продажи. Непредставление страхового полиса управомочивает покупателя отказаться от принятия товара, даже если он и доставлен в порт назначения в полной сохранности.
Это объясняется тем, что если товар не застрахован, то покупатель лишен возможности компенсировать случайные убытки и не получит банковской ссуды на приобретение товара. Ссуда выдается под залог товара, для оплаты которого она испрашивается, а залоговое право банка на незастрахованный товар оказывается необеспеченным. Именно поэтому непредставление банку полиса влечет за собой его отказ открыть документарный аккредитив, оформляемый за счет ссуды.
Соответственно, покупатель незастрахованного товара столкнется с серьезными трудностями при его реализации.
Инкотермс не только устанавливают обязанность продавца заключить договор страхования, но и регламентируют содержание этого договора. Так, договор должен быть заключен продавцом на минимальных условиях. Специфические риски, характерные для определенных отраслей торговли, страхованием не покрываются, кроме случаев, когда их покрытие предусмотрено договоренностью между продавцом и покупателем. К их числу относятся: кража, утечка, бой, отпотевание судна, смешение с другими грузами, сколы и т. д. По требованию покупателя и за его счет продавец обеспечивает страхование товара от военных рисков, забастовок, мятежей, если страхование от таких рисков возможно.
Далее Инкотермс определяет страховую сумму, которая должна соответствовать, как минимум, предусмотренной в договоре купли-продажи цене плюс 10 % (то есть 110 %) и должно быть произведено в валюте договора купли-продажи. Объем страхового покрытия должен быть минимальным с учетом условий института лондонских страховщиков по страхованию грузов. Цена «сиф» означает чистую цену после всех скидок и вычетов, а также расходы по перевозке и страхованию.
По условиям «сиф» продавец обязан застраховать товар и соответственно передать покупателю страховой полис. Страховой полис вместе с коносаментом и другими документами обычно передается банку в связи с оформлением документарного аккредитива и поэтому он должен соответствовать предъявляемым к нему требованиям, изложенным в Унифицированных правилах и обычаях для документарных аккредитивов. Там, записано, что полис должен быть подписан страховщиком или его агентом; ковернот (предварительный документ, подтверждающий страхование и выдаваемый брокером) банками не принимается.
Все изменения, существенные и формальные, были сделаны на основе тщательных исследований среди пользователей Инкотермс. Особое внимание было уделено запросам, полученным с 1990 года Группой экспертов Инкотермс, организованной в качестве дополнительной службы для пользователей Инкотермс.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10