Рефераты. Гражданско-правовое положение несовершеннолетних граждан в Российской Федерации

После многолетней подготовки в 1989 году на свет появилась Конвенция ООН "О правах ребенка" (12, с.955) Свое продол-жение она нашла во Всемирной Декларации об обес-печении выживания, защиты и развития детей и в Плане действий по осуществлению Всемирной Декла-рации об обеспечении выживания, защиты и разви-тия детей в 90-е годы.

Если оценивать Конвенцию "О правах ребенка" с точки зрения ее значения для пра-вового положения ребенка, следует отметить, что она содержит значительное число положений об-щего, принципиального порядка, имеющих прямое отношение к семейному воспитанию, и, кроме того, посвящает правам ребенка в семье ряд специальных статей, предопределяющих правовой статус несовершеннолетнего.

Общие положения Конвенции "О правах ребенка" в свою очередь можно разделить на сугубо деклара-тивные, составляющие ее преамбулу. Эти положения еще раз повторяют сформулированные ранее в части, касающейся семейного воспитания. Их духом прони-заны правила, имеющие конкретное содержание. (24, с.38)

Вместе с тем эта Конвенция предлагает ряд прин-ципиально важных формулировок. Сюда входит, на-пример, определение понятия "ребенок", которым считается каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимо-му к данному ребенку, он не достигает совершенно-летия ранее. Теперь это легальный термин семейного законодательства, тождественный понятию, употреб-ляемому, например, в Гражданском, Уголовном кодек-сах -- несовершеннолетний.

Конвенция дает перечень всех прав ребенка, не выделяя в качестве главенствующего ни одно из них, идет ли речь об общегражданских правах и свободах или правах в семье. При этом не существует никакой зависимости между правовым статусом ребенка и уровнем его материального, семейного благополучия.

Не отдавая предпочтения какому-либо одному праву ребенка, документ делает акцент на необходи-мости уделять внимание наилучшему обеспечению его интересов, что имеет особое значение при защите прав, связанных с семейным воспитанием, определяет общий характер защиты прав ребенка, ее направлен-ность, обозначает круг лиц, обязанных защищать права ребенка (причем на первом месте в их перечне родители, опекуны, а также те, кто несет по закону ответственность за несовершеннолетнего).

В нем обращается внимание на ответственность родителей, а в соответствующих случаях и других членов семьи за ненадлежащее осуществление пред-усмотренных законом прав и обязанностей по отно-шению к ребенку, предлагается организованная сис-тема контроля за соблюдением всех прав детей, пред-усматривается контроль за выполнением государст-вом-участником своих обязательств по обеспечению прав ребенка в своей стране, предлагается государст-вам-участникам принимать необходимые законода-тельные, административные меры для осуществления предусмотренных ею прав ребенка.

Таков перечень общих, но уже не декларируемых, целенаправленных положений Конвенции "О правах ребенка", имеющих прямое отношение к его правам в семье. Данный перечень определяет характер, содер-жание законопроектной работы, правоприменительной практики, когда приходится иметь дело с правами ребенка, предусмотренными семейным законодатель-ством. И, наконец, давая общую характеристику Кон-венции "О правах ребенка", следует обратить внима-ние на форму выражения государствами -- ее участ-никами своей воли путем использования глаголов: уважают, обеспечивают, принимают все необходимые (возможные) меры, обязуются, признают, добиваются, стремятся содействовать. Другими словами, при обес-печении прав ребенка Конвенция не обезличивает га-ранта любых прав несовершеннолетнего, а прямо его называет -- государство. Степень и форма его учас-тия определяется характером охраняемого права.(24, ст.39)

При этом имеются в виду предусмотренные Конвенцией права на: выживание и здоровое развитие; пользова-ние наиболее совершенными услугами здравоохране-ния и средствами лечения болезней и восстановления здоровья; пользование благами социального обеспече-ния, включая социальное страхование; уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития; образование, в том числе на бесплатное и обязатель-ное начальное образование; защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для здоровья или слу-жить препятствием в получении образования либо наносить ущерб здоровью и физическому, умствен-ному, духовному, моральному и социальному разви-тию несовершеннолетнего; защиту от всех форм сек-суальной эксплуатации и сексуального совращения и от всех других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка.

Богатство содержания Конвен-ции, разнообразие предусмотренных ею прав позво-ляет лишний раз убедиться в их комплексном харак-тере, требующем применения мер защиты с помощью не только семейного, но и других отраслей права. В то же время Конвенция формулирует свои требования в такой гибкой форме, которая позволяет государству любого уровня развития, учитывая свои особенности и возможности, обеспечивать права любого ребенка. А это важно еще и потому, что ее ратифицировали 180 стран, т.е. примерно 90% всех государств (по со-стоянию на 1999 год).

Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы.

Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы были приняты резолюцией 45/113 Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1990 года.

Система правосудия в отношении несовершеннолетних должна защищать их права и безопасность и содействовать их хорошему физическому и умственному состоянию. Тюремное заключение должно применяться лишь как крайняя мера.

Несовершеннолетние должны лишаться своей свободы в соответствии с принципами и процедурами, установленными в настоящих Правилах и в Минимальных стандартных правилах Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинских правилах). Лишение несовершеннолетнего свободы должно применяться в качестве крайней меры воздействия и в течение минимального необходимого периода времени. Оно должно ограничиваться исключительными случаями для выполнения приговора суда после осуждения за наиболее опасные виды правонарушений и с должным учетом сопутствующих условий и обстоятельств. Срок наказания должен определяться судебным органом, не исключая возможности его или ее досрочного освобождения.

Цель Правил состоит в том, чтобы установить минимальные стандарты, принятые Организацией Объединенных Наций для защиты несовершеннолетних, лишенных свободы в какой бы то ни было форме, в соответствии с правами человека и основными свободами и с целью противодействовать неблагоприятным последствиям всех видов заключения и способствовать вовлечению в жизнь общества.

Важнейшим требованием Правил является требование о беспристрастном применении правосудия к несовершеннолетним, без какой бы то ни было дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, возраста, языка, вероисповедания, национальности, политических или иных убеждений, культурных взглядов или практики, имущественного, сословного или семейного положения, этнического или социального происхождения и нетрудоспособности. Необходимо обеспечивать уважение религиозных и культурных взглядов, практики и моральных принципов несовершеннолетнего.

Защита индивидуальных прав несовершеннолетних с уделением особого внимания законности мер по задержанию должна обеспечиваться компетентной судебной властью, а цели вовлечения в социальную жизнь общества должны обеспечиваться путем регулярных инспекций и других средств контроля, которые осуществляются в соответствии с международными нормами, внутригосударственными законами и постановлениями должным образом созданным органом, уполномоченным посещать несовершеннолетних и не входящим в состав администрации исправительного учреждения.

Правила применяются в контексте экономических, социальных и культурных условий каждого государства-участника.

Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам. (Минская Конвенция)

Государства-члены Содружества Независимых Государств, исходя из стремления обеспечить гражданам и лицам других государств СНГ, проживающим на их территориях, такой же правовой защиты, как и собственным гражданам по гражданским, семейным и уголовным делам приняли Конвенцию "О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам". (2,с. 72)

Минская конвенция в отношении правового положения несовершеннолетних определяет взаимоотношения стран-членов СНГ в:

· правоотношении родителей и детей;

· порядок принятия мер по опеке и попечительству;

· порядок передачи опеки или попечительства; усыновление и т.д.

Таковы, в самых общих чертах, положения между-народного масштаба, так или иначе касающиеся прав ребенка. Все они объединены общей целью, которая заключается в укреплении правового статуса ребенка как гражданина и члена семьи, улучшении его положения в обществе и семейном коллективе.

Вместе с тем в общем массиве документов, имеющих международное значение и предназначенных для не-совершеннолетних детей, Конвенция "О правах ре-бенка" занимает особое место. Как международный договор, к которому присоединилась Российская Фе-дерация, она согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ имеет приоритетное значение.(Х, с. 15)

Кроме того, идеи этой Конвенции непосредственно касаются общечелове-ческих проблем. Не случайно ее называют "Великой хартией вольности для детей", "Мировой Конститу-цией прав ребенка". Не менее важно ее значение для охраны прав ребенка в семье, что имеет особое зна-чение для современной России, которой предстоит, во-первых, полностью возродить понимание семьи как непреходящей ценности, во-вторых, в корне изменить сложившееся веками патриархальное пред-ставление о подчиненном положении несовершенно-летнего в семье.

Гражданско-правовое положение несовершеннолетних в Российском законодательстве регулируется: международными правовыми актами, краткая характеристика которых дана выше, а также Конституцией Российской Федерации, Гражданским Кодексом, Семейным Кодексом и рядом Федеральных Законов РФ, носящих комплексный характер, в которых в той или иной степени определяется положение несовершеннолетних.

Основы правового статуса личности в целом и ребенка в частности в Российской Федерации закреп-лены в главе 2 Конституции России; Законе РФ "О гражданстве Россий-ской Федерации" других законодательных актах Российской Федера-ции и ее субъектов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.