Для достижения указанных целей необходимо:
1. изучить законодательство о правовом положении несовершеннолетних;
2. проанализировать научные работы ученых-юристов по данной проблематике;
3. рассмотреть материалы судебной практики"
4. выявить проблемы и противоречия между отраслевыми законами и практикой, через изучение и сопоставление судебной практики.
И, таким образом, ответить на вопрос - каково же в настоящее время гражданско-правовое положение несовершеннолетних в нашей стране.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
Для рассмотрения жалоб родителей на детей был создан специальный совестный суд, который не только вел разбирательство, но и примирял стороны. При этом родители не должны были представлять никаких доказательств вины детей. Исследование этого вопроса считалось неуместным. У детей спрашивалось, что они могут сказать в свое оправдание. Но если в их ответах содержалось что-либо, что могло квалифицироваться как "наветы на родителей" или "выражение непочтения", это только усугубляло вину детей.
Лишения родительских прав российское законодательство того времени не знало, за исключением одного случая: православные родители могли быть лишены родительских прав, если они воспитывали своих детей в иной вере. (19, с. 62)
Формальное существование столь сильной родительской власти постепенно перестает соответствовать общественным представлениям. Родители не только имели право, но и обязаны были воспитывать своих детей. Воспитание состояло в приготовлении детей к определенной деятельности: определение сыновей на службу, а дочерей - замуж. Родители также должны были предоставлять содержание несовершеннолетним детям в соответствии со своими возможностями.
После совершения Октябрьской революции 1917 года семейное законодательство в целом и, касающееся прав детей в частности притерпело значительные изменения и в 1926 году был принят Кодекс законов о браке, семье и опеке. Законодательство о браке, семье и не смотря на все негативные моменты было прогрессивным для своего времени. Однако в условиях все усиливающейся реакции так не могло продолжаться долго. Так 8 июля 1944 года был принят Указ, мгновенно отбросивший наше законодательство на столетие назад. По этому Указу запрещалось установление отцовства в отношении детей, рожденных вне брака. Ни добровольное признание отцовства, ни отыскание его в судебном порядке более не допускалось. Не возникало и права на получение алиментов от фактического отца. Соответственно ущемлялись права детей, рожденных вне брака. Эти меры прикрывались лишенными всякого основания заверениями, что права внебрачных детей не нарушаются, так как заботу о них берет на себя социалистическое государство. Однако, во-первых: мизерные пособия, установленные для одиноких матерей, не могли заменить алименты. Во-вторых, дети лишались права знать своего отца, а отец не мог узаконить отношения с родными детьми. Права детей нарушались и тем, что в свидетельство о рождении ребенка в графе "отец" ставился прочерк, что сразу указывало на внебрачное происхождение ребенка, и, хотя формально права внебрачных детей и детей, рожденных в браке, признавались равными, на практике это нередко приводило к дискриминации.
К 60-м годам в теории гражданского и семейного права произошли серьезные изменения и в 1968 году были приняты Основы законодательства о браке и семье Союза ССР, на основании которых были разработаны семейные кодексы союзных республик.
30 июля 1969 года был принят Кодекс о семье и браке РСФСР. Современное правовое регулирование положения несовершеннолетних в России будет рассмотрено в параграфе 3 данной главы.
Конвенция ООН о Правах ребенка.
Считается, что в XX веке возникло принципиально иное отношение к несовершеннолетним детям, кото-рые достойны лучших условий существования, заботы и всесторонней защиты со стороны любого государ-ства. Однако действительность не оправдала этих на-дежд, особенно в России. Первая мировая война, война гражданская, социальные потрясения, голод, разруха -- таковы главные вехи на пути становления социалистического государства, повлекшие за собой сиротство детей в огромных масштабах, массовую беспризорность и безнадзорность, когда ни о каких правах ребенка не могло быть и речи. И все это про-исходило на фоне принципиально новых идеологи-ческих установок на бесполезность семьи, ее скорую гибель. Между тем в 1924 году Лига наций приняла так называемую Женевскую декларацию, призываю-щую мужчин и женщин всего мира создавать для ре-бенка условия для его нормального духовного, физи-ческого развития.
Сразу после окончания второй мировой войны, в 1945 году Генеральная Ассамблея ООН создает Дет-ский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ). В 1948 году Генеральная Ассамблея ООН принимает Всеобщую декларацию прав человека, провозгласившую право на защиту семьи, естествен-ной и основной ячейки общества, со стороны обще-ства и государства. Кроме того, п. 5 ст. 25 этой Декла-рации посвящался праву на особое попечение и по-мощь материнству и младенчеству. Здесь же было сказано: "Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой". (3,с.38) В 1966 году был принят Международный пакт о гражданских и политических правах, где по-вторялось положение о праве семьи на защиту со стороны общества и государства. А ст. 24 этого Пакта предназначалась специально для всех детей, имеющих право на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего со стороны его семьи, общества и государства. В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, принятом также в 1966 году, не только повторялись ранее зафиксированные положения, но и в более ши-роком плане рассматривалась забота о "несамостоя-тельных детях и их воспитании". Здесь же обраща-лось внимание на мероприятия, необходимые для здорового развития ребенка.
Но все это лишь отдельные фрагменты из между-народных документов, в центре внимания которых находились права человека, в том числе и ребенка, чья охрана несомненно имела свои особенности. Вот почему еще в 1959 году ООН приняла Декларацию прав ребенка, которая посвящалась только несовер-шеннолетним детям. При всей своей краткости эта Декларация предусматривала наиболее важные, имеющие принципиальный характер правила. Одно из них -- равенство прав всех без исключения детей без различия или дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рожде-ния или иного обстоятельства, касающегося самого ребенка или его семьи. Причем здесь не только переч-ислялись права ребенка как гражданина (на имя, гражданство, обязательное и бесплатное образование, первоочередную помощь и защиту -- особенно от всех форм небрежного отношения, жестокости и экс-плуатации), но и выделялись в качестве самостоятель-ных положения, касающиеся его воспитания в семье. В тексте принципа шестого Декларации говорилось:
"Ребенок для полного и гармоничного развития его личности нуждается в любви и понимании. Он дол-жен, когда это возможно, расти на попечении и под ответственностью своих родителей и во всяком случае в атмосфере любви и моральной и материальной обеспеченности". Кроме того, малолетний ребенок не должен, кроме тех случаев, когда имеются исключи-тельные обстоятельства, быть разлучаем со своей ма-терью. На обществе и на органах публичной власти должна лежать обязанность осуществить особую за-боту о детях, не имеющих семьи, и о детях, не имеющих достаточных средств к существованию. Каждая фраза из текста этой Декларации -- прообраз буду-щей Конвенции о правах ребенка в части, касающей-ся его воспитания в семье, а также главы 11 совре-менного Семейного кодекса Российской федерации, посвященной правам несовершеннолетних детей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8