Рефераты. Государство и гражданское общество

Таким образом, марксизм по существу не проводит различий между понятиями «гражданское общество» и «общество». Проходя в своем развитии различные этапы, гражданское общество обусловливает и развитие политической надстройки, государства, которое со своей стороны оказывает на него позитивное или негативное воздействие, прогрессивное или реакционное влияние. К. Маркс отмечал, что необходимо «рассматривать существующее общество (и это сохраняет силу и для всякого будущего общества) как «основу» существующего государства (или будущее общество как основу будущего государства). Ф. Энгельс, касаясь этого вопроса, писал, что «государство - есть продукт общества на известной ступени развития». При этом марксистскому учению об обществе и государстве присуща классово-идеологическая последовательность в их трактовке, означающая в конечном счете отрицание частной собственности, частнособственнического общества, а следовательно, и эксплуататорского государства.

В литературе отмечается, что такой подход имеет свою логику, свои открытия и достижения. Но также и свои пороки и поражения. Последние обусловлены тем, что впоследствии в революционной борьбе это учение использовалось для обоснования диктатуры, тоталитарного режима, запрета частной собственности, ограничений индивидуальной свободы, а это противоречит современным представлениям о гражданском обществе и правовом государстве.

Возможно, вследствие этого в современной учебной литературе в значительной степени сохраняется гегелевская трактовка гражданского общества, присущая буржуазным экономическим отношениям. Г. Гегель полагал, что частная собственность выступает главной предпосылкой свободы личности и всего общества. Собственность «есть наличное бытие свободы, она сама по себе - существенная цель».

Широко распространено мнение, что общество существовало всегда, но не всегда оно было гражданским обществом, что только «переход от средневековья к новому времени - периоду формирования буржуазного общества - заложил предпосылки для формирования гражданского общества... Граждане, в отличие от подданных, являлись равноправными субъектами, реализовывали свои интересы в условиях действия права…Гражданское общество состоит из независимых от государства субъектов, действующих в рамках закона самостоятельно. Это - предприниматели, партии, общественные объединения, движения и иные негосударственные организации. Они определяют степень зрелости гражданского общества, его социальную значимость.

Идеализация буржуазного гражданского общества, придание ему единственной значимости в этих высказываниях очевидны. Кроме того, трудно согласиться с некоторыми из них по существу. Так, едва ли оправданно связывать понятие (и возникновение) гражданского общества с такой политической категорией, как гражданин (в отличие от «подданный»). «Ведь гражданское общество - это не общество граждан (политических субъектов), а, напротив, сообщество частных (неполитических) лиц - носителей частных целей и интересов». К этим частным лицам наряду с гражданами относятся не в меньшей степени и подданные многих современных парламентарных монархий.

Не менее сомнительным является утверждение, что гражданское общество состоит из независимых от государства субъектов, действующих самостоятельно в рамках закона. Ведь закон - это акт государственный, обеспечиваемый государством. В государственно организованном обществе никто не может быть независим от государство (сколько бы не употреблялось слово «относительно») уже хотя бы потому, что законодательством предусмотрены юридические обязанности, юридическая ответственность за уклонение от их исполнения за правонарушения.

Наконец, в государственно организованном обществе недопустимо сводить функционирование гражданского общества к деятельности предпринимателей, общественных формирований, политических партий и иных негосударственных организаций. Ведь гражданское общество предполагает многоукладность, экономическую активность, основанную на различных формах собственности, в том числе и на государственной. Существование государственных хозяйствующих субъектов, а также субъектов, осуществляющих социально-0культурные, научные и иные общественно полезные функции, отнюдь не дает оснований рассматривать их вне гражданского общества.

Представления о гражданском обществе, как и само общество, прошли длительную эволюцию. В периоды возникновения и формирования государств в условиях рабовладения, ведения общественных работ в древневосточных странах, а затем и феодальной зависимости населения, общество и государство были столь неразрывны, что различить их было невозможно. При этом государство подчиняло себе общество, в том числе в значительной мере и сферу хозяйствования.

По мере перехода к буржуазным рыночным отношениям, замены личной зависимости производителей формальным равенством субъектов хозяйствования последние стали приобретать всевозрастающую самостоятельность и независимость от государства. В философии все большее значение приобретает учение о естественных и неотъемлемых правах человека. В этих условиях и стали под гражданским обществом понимать особую сферу отношений, прежде всего имущественных, рыночных, семейных, нравственных, которые должны быть в определенной степени независимы от государства. Более того, господствующими становятся представления о недопустимости вмешательства государства в гражданские дела, в частную жизнь, под которыми понималась сфера свободного предпринимательства, личной инициативы, семейных отношений, где государственная власть должна выполнять роль «ночного сторожа», арбитра, охранника.

В ходе демократизации политических отношений, превращения буржуазных государств в государства правовые и социальные гражданское общество не только приобретало все большую самостоятельность, но и превращалась из подчиненного элемента в связке с государством в элемент определяющий (как утверждалось в марксизме - базисный), обуславливающий сущность и содержание деятельности современного государства.

Но значит ли это, что на каком-то этапе развития рыночной экономики гражданское общество достигнет своего предельного совершенства? Едва ли. Во-первых, вряд ли обоснованным было бы мнение, что рыночная экономика явится вершиной человеческой цивилизации. Во-вторых, большие сомнение вызывает предположение, что гражданское общество обязательно сопрягается с государством, даже если это государство является правовым. И, в-третьих, едва ли следует полагать, что человеческое общество может быть ограничено в своем развитии, совершенствовании и преобразовании, если это не связано с катаклизмами мирового, космического характера.

В этой связи привлекают внимание высказывания о том, что «необходимо различать гражданское общество как концепцию, идею, процесс и как реальность, которой еще нет». Последние слова и можно, видимо понимать так, что гражданское общество никогда не остановится в своем развитии и не будет всегда ограничено лишь какой-то одной формой, в том числе политической.

В настоящее время, то есть на современном этапе развития, гражданское общество достигло такой степени самостоятельности в своем функционировании, что создает структурные элементы самоуправления в самых различных сферах - экономике, социально-культурной деятельности, науке, охране общественного порядка и т.д.. Это позволяет предположить, что элементы самоуправления в гражданском обществе будут все более вытеснять средства и формы государственного воздействия на общественные отношения. И, видимо, гражданское общество не вечно будет иметь государственную (политическую) форму.

Как бы то ни было, но нам необходимо определить гражданское общество с учетом современных представлений о нем и основных требований, которым оно должно соответствовать на нынешнем этапе развития человеческой цивилизации. К таким требованиям или принципам, лежащим в основе гражданского общества, по признанию многих философов, относятся:

1. обеспечение и защита естественных (неотъемлемых) прав и свобод человека и гражданина;

2. многообразие форм собственности, экономическая свобода субъектов хозяйствования, рыночные отношения;

3. невмешательство государства в частную жизнь граждан;

4. взаимная ответственность государства и граждан;

5. эффективная социальная политика, направленная на достижение высокого жизненного уровня, благосостояния населения;

6. идеологический и политический плюрализм;

7. равенство всех перед законом и правосудием, надежная юридическая защищенность населения;

8. свобода слова и печати, независимость средств массовой информации;

9. социальное партнерство, национальное и религиозное согласие;

10. широкое развитие непосредственной демократии, формирование и функционирование разнообразных форм самоуправления в различных сферах общественных отношений.

Обобщая высказанные в литературе суждения, можно определить современное гражданское общество как совокупность внегосударственных общественных отношений (экономических, социально-культурных, нравственных, корпоративных, семейных, религиозных и др.), образующих особую сферу реализации законных интересов отдельных лиц и их объединений, предполагающих осуществление естественных прав человека и гражданина и обеспечивающих свободу всех форм творческой деятельности личности.

Сегодня в промышленно развитых странах, где утвердилась стабильная демократия, подавляющее большинство населения - собственники. При этом представители крупного бизнеса составляют незначительную долю населения. Наиболее многочисленным является средний класс. Именно он, а не самые богатые или самые бедные в наибольшей степени заинтересован в демократии, в устойчивости существующих политических порядков. Для большинства средних собственников основными средствами существования являются многочисленные средние и мелкие частные предприятия (в торговле, промышленности, сельском хозяйстве и т.д.); земля, приносящая доход, недвижимость, сдаваемая в аренду; ценные бумаги, дающие материальную выгоду; денежные средства, приносящие проценты; интеллектуальная собственность, обеспечивающая людей творческого труда.

Частная собственность, будучи господствующей, дополняется другими видами и формами собственности: акционерной, кооперативной, коллективно-долевой, семейной, партнерской, государственной и др. Многообразие форм собственности представляет собой тот внутренний каркас, который поддерживает всю конструкцию гражданского общества и является фундаментом рыночной экономики, лежащей в его основе.

С многообразием форм собственности тесно связан политический плюрализм, то есть наличие разнообразного социального состава населения. Речь идет о том, что в условиях гражданского общества всегда существуют разнородные классы и общественные группы, различающиеся по экономическим, профессиональным, имущественным, национальным, региональным, культурным, этническим, религиозным и иным признакам, каждая из которых претендует на защиту своих специфических интересов и на самостоятельную роль в социально-политической жизни общества. С помощью общественных объединений и политических партий они контролируют и ограничивают друг друга и не допускают монополизации власти со стороны отдельных привилегированных групп. Наличие развитого социального плюрализма свидетельствует о высоком уровне развития гражданского общества.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.