Рефераты. Государство и гражданское общество

- отсутствие мелочной регламентации и прямого вмешательства государства в жизнедеятельность человеческого общества в целом и отдельных индивидов;

- самоорганизация и саморегуляция общества и его структурных подразделений.

Человеческая личность, с ее свободами и правом на самореализацию, являются доминантой гражданского общества, которое отличается от таких общественно-исторических образований прошлого, как община, корпорация, где личностное начало было неразвито и максимально ограничено.

Исторически гражданское общество возникло лишь с появлением капитализма, который сформировался в рамках западной цивилизации. Именно тогда в европейский странах появились общественные силы, прежде всего собственники, буржуазия, осознающие свои особые, отличные от государственных, интересы и начинающие защищать их на политическом уровне, добиваясь ограничения и смягчения государственной власти. В прошлом, в период доиндустриального общества, государство безраздельно доминировало в общественной жизни, приняв форму монархическо-абсолютистских режимов. Все сферы общественной жизни (экономическая, социальная, культурная и т.д.) составляли одно неразрывное целое с государством. Важнейшие институты общества (семья, собственность, организация труда и т.д.) имели статус элементов государственной жизни. Экономическая власть была объединена с политической. Например, монарх осуществлял монополию не только на политическую власть, но и на экономическую сферу, поскольку был крупнейшим владельцем земли. Каждый отдельный феодал являлся собственником экономических благ и политическим и судебным властелином над своими крестьянами. Государство с помощью прямого принуждения или с помощью правил сословной системы жестко регламентировало всю жизнь индивидов.

Однако, постепенно сформировалось убеждение, что чрезмерное влияние государства препятствует свободе человека, что оно должно быть ограничено до разумных пределов. Такие идеи стали возможны тогда, когда начал обозначаться переход от традиционного общества к гражданскому, когда государство стало вынуждено трактовать права и свободы не как свой «дар» тем или иным привилегированным слоям населения, а как естественное и неотчуждаемое достояние личности, которое оно должно признавать. Этот переход происходил отнюдь не плавно и безболезненно: в ряде случаев он сопровождался острыми конфликтами между народом и королевской властью. Однако в конечном итоге последняя была вынуждена смириться с появлениями самостоятельности и независимости и встать на путь правового упорядочения своих отношений с населением.

Свободная самодеятельность индивидов в рамках гражданского общества имеет место лишь тогда, когда в ее основе лежит экономическая независимость людей от государства. Значит, фундаментальной базой свободы всякого человека является его обладание частной собственностью. Надежно защищенная законом собственность, понимается в широком смысле слова как собственность на средства производства, денежные ресурсы, акции, информацию, на свои интеллектуальные и физические способности, позволяет человеку обрести экономическую самостоятельность, уверенность в себе, сохранять достоинство перед лицом власти любого ранга. Поэтому расширение числа собственников - исторически прогрессивный процесс. Видный американский просветитель, третий президент США Т. Джефферсон в одном из своих писем замечал, что каждый благодаря собственности, которой он владеет, или в силу своего удовлетворительного положения заинтересован в поддержании законов и порядка, такие люди могут надежно и с успехом сохранить за собой полный контроль над своими общественными делами и ту степень свободы, которая в руках городской черни Европы сразу же привела бы к разрушению и уничтожению всего народного и частного.

Под гражданским обществом стали понимать ту сферу общественных отношений, которые должны находиться в определенной независимости от государства (имущественные, рыночные, семейные, религиозные, нравственные). Гражданское общество все последовательнее истолковывалось как область реализации интересов отдельных индивидов и их объединений, в первую очередь частных предпринимателей и потребителей, то есть как сфера отношений, в известной мере неподконтрольных государственным институтам. При такой трактовке гражданского общества государство не должно было вмешиваться в сферу частных интересов. За ним признавалась роль «ночного сторожа», в лучшем случае арбитра в цивильных (гражданско-правовых) отношениях.

Значительный вклад в теоретическую разработку проблем соотношения гражданского общества и государства внес Г. Гегель. Он писал: «В гражданском обществе каждый для себя цель, все остальное для него ничто. Однако без соотношения с другими он не может достигнуть своих целей во всем их объеме: эти другие суть, поэтому средства для цели особенного. Но особенная цель посредством соотношения с другими придает себе форму всеобщего и удовлетворяет себя, удовлетворяя вместе с тем стремление других к благу.»*. Это значит, что особенная цель каждого частного лица в гражданском обществе достигается всеобщей формой ее реализации. Особенность, обеспечиваемая и ограниченная всеобщностью, есть единственная возможность достижения отдельным индивидом своего блага.

Две черты гегелевского представления о гражданском обществе, с которыми трудно согласиться, заключаются в том, что, во-первых, гражданское общество возникает позднее государства, и во-вторых, гражданское общество есть общество буржуазное. «Гражданское общество, - утверждал Г. Гегель, - есть дифференциация, которая выступает между семьей и государством, хотя развитие гражданского общества выступает позднее, чем развитие государства; ибо в качестве дифференциации оно предполагает государство, которое оно, чтобы пребывать должно иметь перед собой как нечто самостоятельное»**.

Трактуя гражданское общество как систему удовлетворения личных потребностей посредством труда в условиях формального равенства всех людей, утверждения частной собственности, свободы промыслов и частной инициативы, Г. Гегель в то же время расценивает его как общество, где господствует стихия случайных столкновений частных интересов, где ведется «борьба всех против всех».

Он рассматривает социально-экономические противоречия буржуазного гражданского общества, отмечая поляризацию в нем богатства и нищеты, которая «ведет к разрозненности и ограниченности особенного труда и тем самым к зависимости и нужде связанного с этим трудом класса, а отсюда и неспособности чувствовать и наслаждаться всей свободой и особенно духовными преимуществами гражданского общества»*.

Противоречия гражданского общества, по мнению Г.Гегеля, разрешаются в разумном государстве, которое виделось им как конституционная монархия с разделением властей. По отношению к гражданскому обществу как сфере особенного (личного, частного интереса) государство выступает в качестве интереса всеобщего, как внешняя необходимость. Иными словами, благодаря государству частный интерес (особенное) сохраняется и воплощается в интересе общественном (всеобщее).

Гегель, развивая идеи гражданского общества, четко разграничивал гражданское общество и государство. В своей работе «Философия права» он дал объемную картину гражданского общества. В гражданском обществе господствует стихия частных и корпоративных интересов. В этом обществе Гегель выделяет три сословия:!) субстанциональное (землевладельцы - дворяне и крестьяне); 2) промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники); 3) всеобщее (чиновники). В этом обществе еще не достигнута подлинная свобода, так как оно конфликтно и каждый преследует свой интерес. Только государство - есть воплощение единства, всеобщности. Государство выступает как абсолютная власть идеального целого над всем единичным, особенным, конечным. Вместе с тем Гегель защищает правовое государство, как такую организацию свободы, в которой механизм насилия и аппарат политического господства ограничены правом. Поэтому государство является органически целостной свободой, то есть свободой государственно-организованного народа. Противоречия между гражданским обществом и государством снимаются через институты сословного представительства, которые играют роль посредника. В разделе о гражданском обществе Гегель освещает вопросы закона, правосудия, деятельности полиции. Эти институты призваны защищать частную собственность и отстаивать законные интересы граждан.

Идеи Гегеля оказали огромное влияние на научное понимание общества. Однако, судьба отдельного человека, страдающего от несправедливости и войн, не волновала философа. На историю он смотрел «как на такую бойню, на которой приносятся в жертву счастье народа, государственная мудрость и индивидуальные добродетели». Высшая ценность - это сохранение устоев государства. Поскольку государство есть форма развития свободы, то «вся ценность человека» для Гегеля «существует исключительно благодаря государству». Гегелевский этатизм (направление политической мысли, рассматривающее государство как высший результат и цель общественного развития) превращал человека в конечном счете в средство благоденствия целого государства.

Первоначально гегелевская трактовка соотношения гражданского общества и государства позитивно воспринималась будущими родоначальниками марксизма. Однако по мере их перехода на материалистические и классовые позиции стало формироваться учение о том, что общество, достигшее определенного уровня развития, является основой возникновения государства, то есть общество первично, а его политическая организация (государство) - вторична. При этом под обществом стали пониматься материальные (экономические, базисные) отношения, а под государством - властные (политические, надстроечные). Критикуя с этих позиций Г. Гегеля, К. Маркс писал: «В действительности семья и гражданское общество составляют предпосылки государства, именно они являются подлинно деятельными: в спекулятивном же мышлении все это становиться на голову».

Это значит, что в отличие от гегелевской позиции марксизм не отождествляет гражданское общество с буржуазным, а рассматривает его в постоянном развитии в соотношении с государством во всех предшествующих общественно-экономических формациях. «Гражданское общество, - отмечали К. Маркс и Ф. Энгельс, - обнимает все материальное общение индивидов в рамках определенной ступени развития производительных сил. Оно обнимает всю торгово-промышленную жизнь данной ступени и постольку выходит за пределы государства и наций, хотя, с другой стороны, оно опять-таки должно выступать вовне в виде государства». Разъясняя и уточняя впоследствии эти положения К. Маркс подчеркивал: «Возьмите определенную ступень развития производительных сил людей, и вы получите определенную форму обмена и потребления. Возьмите определенную ступень развития производства, обмена и потребления, и вы получите определенный общественный строй, определенную организацию семьи, сословий и классов, - словом, определенное гражданское общество. Возьмите определенное гражданское общество, и вы получите определенный политический строй, который является лишь официальным выражением гражданского общества».

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.