Рефераты. Государственный служащий в системе государственной службы

Стаж государственной службы

Стаж государственной службы государственного служащего, дающий право на получение надбавки за выслугу лет, дополнительного оплачиваемого отпуска, назначение пенсии за выслугу лет и выплату денежного вознаграждения при выходе на пенсию, включает в себя время работы (в том числе на выборных должностях) в государственных органах, на должностях в органах местного самоуправления.

2.3 Ответственность государственных служащих

Правовая (юридическая)

1. Юридическая ответственность государственных гражданских служащих ? это предусмотренная нормами права юридическая обязанность государственного гражданского служащего надлежащим образом соблюдать и исполнять возложенные на него должностные обязанности, а случае их неисполнения или ненадлежащего исполнения ? юридическая обязанность, возникающая из факта совершения должностного правонарушения, претерпеть на основании осуждения неблагоприятные последствия, выражающиеся в ограничениях личного, организационного, имущественного или иного характера.

2. Позитивный аспект реализации юридической ответственности государственных гражданских служащих состоит из нескольких этапов: формализации в правовой норме точного круга должностных обязанностей государственного гражданского служащего; выполнении государственным гражданским служащим возложенных должностных обязанностей; оценке поведения государственного гражданского служащего; государственное одобрение или поощрение. Стадиями негативной юридической ответственности государственных гражданских служащих выступают: возникновение юридической ответственности; установление юридической ответственности; получение результата и правовой оценки действий (бездействия) государственного гражданского служащего; реализация санкции.

3. Юридическая ответственность государственных гражданских служащих представляет собой межотраслевой комплексный функциональный институт права, состоящий из взаимосвязанных норм уголовной, административной, дисциплинарной, материальной и гражданско-правовой ответственности. Соответственно, юридическая ответственность государственных гражданских служащих как система включает в себя подсистемы уголовной, административной, дисциплинарной, материальной и гражданско-правовой ответственности.

4. Особенности правового регулирования юридической ответственности государственных гражданских служащих и ее место в системе юридической ответственности отражаются в предмете правового регулирования и специальном субъекте ответственности; специфике оснований ее наступления; двухуровневой системе правовых норм, устанавливающих юридическую ответственность государственных гражданских служащих; особенностях системы мер ответственности государственных гражданских служащих и особом порядке их применения; принципах юридической ответственности и государственной службы.

5. Структуру юридической ответственности государственных гражданских служащих можно представить в виде следующих уровней: 1) юридическая ответственность государственных гражданских служащих как совокупность уголовной, административной, дисциплинарной, материальной и гражданско-правовой ответственности; 2) юридическая ответственность государственных гражданских служащих на уровне отрасли права: уголовная, административная, дисциплинарная, материальная и гражданско-правовая ответственность; 3) юридическая ответственность государственных гражданских служащих на уровне нормы права.

6. Под механизмом реализации юридической ответственности государственных гражданских служащих следует понимать структурно упорядоченную систему, состоящую из норм права, устанавливающих юридическую ответственность государственных гражданских служащих, правоотношений и актов применения юридической ответственности.

7. Особенностью ответственности государственных гражданских служащих является то, что они не несут непосредственно перед физическими и юридическими лицами, имуществу которых причинен ущерб, гражданско-правовую ответственность за совершение противоправных деяний, связанных с исполнением ими возложенных на них должностных обязанностей. Применительно к отношениям, возникающим в сфере государственного управления, субъектом имущественной ответственности является государство в лице органов государственной власти, а не государственный служащий.

8. Необходимо внести ряд изменений в действующее законодательство Российской Федерации, устанавливающее ответственность государственных гражданских служащих, а именно: в специальной статье Федерального закона РФ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» закрепить принцип ответственности государственных гражданских служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение или ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей; изложить в новой редакции законодательную дефиницию дисциплинарного проступка; установить в должностном регламенте государственного гражданского служащего четкую связь нарушений должностных обязанностей с видом и мерой юридической ответственности. Кроме того, предлагается пересмотреть существующую в органах государственной власти систему оценки эффективности деятельности государственного гражданского служащего с установлением равновесия между его поощрением и наказанием.

Конституционно-правовая ответственность

Каждый служащий независимо от полномочий по замещаемой государственной должности государственной службы обязан: обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции, реализацию федеральных законов и законов субъектов Федерации, в том числе регулирующих сферу его полномочий; добросовестно исполнять должностные обязанности; обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан; исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных; в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Федерации; соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, правила работы со служебной информацией; поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей; хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением своих обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан. Таким образом, названные права и обязанности представляют собой как бы служебный кодекс, характеризующий стиль и методы осуществления государственными служащими своих должностных полномочий независимо от замещаемых должностей.

Статья 14 федерального закона устанавливает ответственность, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения государственным служащим возложенных на него обязанностей (должностной проступок).

На государственного служащего могут налагаться органом или руководителем, имеющими право назначать государственного служащего на государственную должность государственной службы, следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) строгий выговор;

4) предупреждение о неполном служебном соответствии;

5) увольнение.

Государственный служащий, допустивший должностной проступок, может быть временно (но не более чем на месяц), до решения вопроса о его дисциплинарной ответственности, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного содержания. Отстранение государственного служащего от исполнения должностных обязанностей в этом случае производится распоряжением руководителя, указанного в пункте 1 настоящей статьи. Порядок применения и обжалования дисциплинарных взысканий устанавливается федеральным законом.

Государственный служащий в случае сомнения в правомерности полученного им для исполнения распоряжения обязан в письменной форме незамедлительно сообщить об этом своему непосредственному руководителю, руководителю, издавшему распоряжение, и вышестоящему руководителю. Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие руководитель, издавший распоряжение, в письменной форме подтверждает указанное распоряжение, государственной служащий обязан его исполнить, за исключением случаев, когда его исполнение является административно либо уголовно наказуемым деянием. Ответственность за исполнение государственным служащим неправомерного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель. Государственный служащий несет предусмотренную федеральным законом ответственность за действия или бездействие, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан. Ограничения, связанные с государственной службой Государственному служащему запрещено заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме деятельности, предусмотренной замещаемой должностью в государственном органе. Это значит, что нельзя занимать другую оплачиваемую должность в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, организациях и общественных объединениях. Предусмотрено лишь одно исключение: государственному служащему разрешено заниматься педагогической, научной и иной творческой деятельностью, поскольку она не ограничивает свободу его действий по занимаемой должности государственной службы. Однако получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего не разрешается, хотя бы такие публикации и выступления имели педагогический, научный или творческий характер. Исходя из принципа разделения властей, государственному служащему, замещающему должность категории «Б» или «В», не разрешается быть депутатом федерального законодательного (представительного) органа, законодательных (представительных) органов субъектов Федерации, органов местного самоуправления. Ему лично или через доверенных лиц запрещено заниматься предпринимательской деятельностью, имеющей своей целью получение прибыли, скажем, осуществляемой без привлечения наемного труда. Государственному служащему не разрешается состоять членом органа управления коммерческой организации любой формы собственности и организационно-правовой формы (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы и т.д.). Но есть одно исключение - это случаи, когда Федеральным законом или законами субъектов Федерации государственному служащему поручено участвовать в управлении коммерческой организацией. Государственному служащему запрещается быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он работает либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему. Ему запрещается использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию. Государственному служащему запрещено получать от физических и юридических лиц вознаграждения в связи с исполнением должностных полномочий, в том числе и после выхода на пенсию.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.