Рефераты. Государственный служащий в системе государственной службы

В Российской Федерации нет правового акта, который регулировал бы весь комплекс основных вопросов государственной службы. Она осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и конституциями республик, иными правовыми актами Российской Федерации и ее субъектов. К ним относятся Закон об основах государственной службы, Кодекс законов о труде РСФСР.

Глава II. Административно правовое положение и ответственность

государственных служащих

2.1 Административно правовой статус государственных служащих

Каждой группе должностей свойственны элементы статуса, определяющие особенности правового положения государственных служащих, замещающих должности данной группы, а также требования к их квалификационному уровню.

Следует особо подчеркнуть, что понятие государственного служащего и государственной должности не исчерпываются лишь теми, которые связаны только с государственными органами.

Хотя в преамбуле Закона об основах государственной службы и говорится, что он устанавливает правовые основы организации государственной службы Российской федерации и основы правового положения государственных служащих Российской Федерации, его действие распространяется не на всех государственных служащих. Они функционируют не только в государственных органах, но и на государственных предприятиях; в учреждениях и иных организациях. Различия между выше названными органами предопределены их функциональным назначением, адекватным природе государственных органов и предприятий, учреждений, организаций.

Государственные служащие государственных органов сосредоточены на осуществлении задач и функций государства по руководству обществом. Участие различных категорий служащих в этом процессе различно но, в общем, служба в государственных органах направлена на эту цель.

Функциональное назначение служащих государственных предприятий, учреждений и организаций иное. Их деятельность связана с организацией процессов соответственно производства, социально-культурной и иной деятельности, то есть выполнения основных задач, обусловленных целями и предметами деятельности предприятий, учреждений и организаций. Отчасти этим можно объяснить то, что признаки государственных служащих не совпадают с теми, которыми характеризуются государственные служащие государственных органов, а также, с одной стороны, учреждений, а с другой -- предприятий.

Так, содержанием деятельности большинства служащих государственных предприятий, учреждений и организаций не является обеспечение полномочий, характерных для государственных органов; труд государственных служащих учреждений оплачивается за счет средств бюджета, а предприятий -- за счет прибыли, получаемой от коммерческой деятельности. (При этом имеются в виду служащие, являющиеся гражданами Российской Федерации. Иностранные граждане и лица без гражданства в допускаемых законом случаях также могут занимать должности на предприятиях, в учреждениях, но, они, естественно, не могут быть отнесены к российским государственным служащим).

Вместе с тем в статусе государственных служащих государственных органов, и, например, государственных предприятий немало общего. Так, руководители предприятий назначаются и освобождаются от должности вышестоящими государственными органами, им подконтрольны и подотчетны. Этот существенный штрих в правовом положении руководителей предприятий указывает на государственный характер их служебной деятельности.

На всех государственных предприятиях, в учреждениях и организациях служащие подразделяются по своему функциональному назначению на две категории:

а) служащие, осуществляющие в качестве специалистов фактическую деятельность по выполнению задач, обусловленных целями и предметом деятельности предприятия, учреждения, организации (экономического, социально-культурного характера, например, обучение детей в школе, лечение больных и т.д.);

б) служащие, деятельность которых подчинена осуществлению управления предприятием, учреждением, организацией (руководители, их заместители и т.д.). Особую группу составляют служащие, совмещающие выполнение указанных функций. Например, ректор вуза, осуществляющий одновременно педагогическую деятельность.

Во многом проблемным является вопрос о том, относятся ли к государственным служащим военнослужащие. Он обусловлен неоднородностью состава военнослужащих, спецификой назначения военной службы. Среди них -- профессиональные военнослужащие и военнослужащие срочной службы, военнослужащие, замещающие должности в государственных органах, а также на военных предприятиях и в учреждениях, где они выполняют трудовые функции, которые выполняются рабочими и служащими гражданских (невоенных) органов, предприятий и учреждений. Вместе с тем их статус обременен рядом существенных правил, обусловленных спецификой военной службы. Поэтому в соотношении с сущностью невоенной государственной службы к государственным служащим следует отнести военнослужащих, занимающих должности в органах военного управления, в других военных организациях и учреждениях. Однако признание в этом смысле государственными служащими всех военнослужащих является ошибочным. Ими не являются, например, рядовые военнослужащие срочной службы, курсанты военных учебных заведений и др. Особенности статуса, который имеют только военнослужащие, является фактом, признанным российским правом. Для их отождествления с другими служащими нет юридических оснований.

В зависимости от характера полномочий, определяющих роль государственных служащих в осуществлении государственно-властных они делятся на должностных лиц, оперативный, вспомогательный состав.

В Законе об основах государственной службы подобная классификация отсутствует, хотя она имеет принципиальное и, прежде всего практическое значение. В частности, понятие должностного лица, о котором в Законе и не упоминается, является одним из ключевых, поскольку они признаются специальными субъектами различных отраслей права, в том числе многих правонарушений.

2.2 Права и обязанности государственных служащих

Статья 9. Права государственного служащего

1. Государственный служащий имеет право на:

1) ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой государственной должности государственной службы, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также на организационно - технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей;

2) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

3) посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;

4) принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;

5) участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной государственной должности государственной службы;

6) продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации;

7) ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений;

8) переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета;

9) пенсионное обеспечение с учетом стажа государственной службы;

10) проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

11) объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально - экономических и профессиональных интересов;

12) внесение предложений по совершенствованию государственной службы в любые инстанции.

2. Государственный служащий вправе обратиться в соответствующие государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, в том числе по вопросам проведения квалификационных экзаменов и аттестации, их результатов, содержания выданных характеристик, приема на государственную службу, ее прохождения, реализации прав государственного служащего, перевода на другую государственную должность государственной службы, дисциплинарной ответственности государственного служащего, несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты государственного служащего, увольнения с государственной службы.

Статья 10. Основные обязанности государственного служащего

Государственный служащий обязан:

1) обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции Российской Федерации, реализацию федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, в том числе регулирующих сферу его полномочий;

2) добросовестно исполнять должностные обязанности;

3) обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан;

4) исполнять приказы, распоряжения и указания вышестоящих в порядке подчиненности руководителей, отданные в пределах их должностных полномочий, за исключением незаконных;

5) в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций, государственных органов и органов местного самоуправления и принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации;

6) соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции, порядок работы со служебной информацией;

7) поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных обязанностей;

8) хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан.

Статья 11. Ограничения, связанные с государственной службой

1. Государственный служащий не вправе:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.