Рефераты. Государственный контроль (общая характеристика и особенности в Украине)

Являясь гарантом Конституции (ст. 102 Конституции Украины), Президент Украины имеет право обращения в Конституционный Суд по вопросам конституционности нормативно-правовых актов. Таким образом, Президент инициирует конституционный контроль. Кроме того, президент назначает или вносит представления о назначении руководства ряда государственных органов, деятельность которых связана с государственным контролем в разных сферах, например: Генеральный прокурор, половина состава Совета НБУ, Главы СБУ и т.д. (статья 106 Конституции Украины).

Важным субъектом, осуществляющим надзорную деятельность в Украине, является прокуратура. Объектами прокурорского надзора согласно закону «О прокуратуре» являются: Кабинет министров, центральные органы исполнительной власти, органы государственного и хозяйственного управления и контроля, местные Советы, военные части, политические партии, гражданские организации, предприятия, учреждения, организации, граждане и др. Среди надзорных функций прокуратуры также можно выделить: а) надзор над соблюдением законов органами, которые проводят оперативно-розыскную деятельность; б) надзор над соблюдением законов при исполнении судебных решений в уголовных делах; в) надзор над соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, их должностными и служебными лицами (статья 121 Конституции Украины). Фактически, можно сказать, что прокурорский надзор за соблюдением и правильным использованием законов относится к деятельности всех юридических и физических лиц в Украине.

Согласно Конституции Украины (статья 116) Кабинет Министров Украины «направляет и координирует работу министерств, других органов исполнительной власти». Закон «О Кабинете Министров Украины» уточняет, что он также «контролирует деятельность этих органов». Закон України “Про Кабінет Міністрів України ”. Газета “Голос України” від 02.02.2007, № 19. Таким образом, Кабинет Министров осуществляет в Украине государственный контроль в сфере исполнительной власти. В свою очередь, в системе исполнительной власти существуют органы, основной деятельностью которых является контроль, например: налоговая администрация, контрольно-ревизионное управление и т.д. Государственная налоговая администрация Украины является центральным органом исполнительной власти. Она осуществляет контроль над своевременностью, достоверностью, полнотой расчета и уплаты налогов и сборов, контроль над валютными операциями, над соблюдением порядка проведения наличных расчетов за товары (услуги) в установленном законом порядке, а также контроль наличия свидетельств о государственной регистрации и лицензий; контроль над соблюдением исполнительными комитетами поселковых и сельских советов порядка принятия и учета налогов и т.д. Закон України “Про державну податкову службу в Україні”. Відомості Верховної Ради, 1991, № 6, ст. 37. В составе исполнительной власти можно привести пример еще одного органа, основной деятельностью которого является контроль - Главное контрольно-ревизионное управление (КРУ) при Министерстве финансов Украины. Главными функциями КРУ являются: ревизии финансово-хозяйственной деятельности, использования и сохранения финансовых средств; государственный финансовый аудит исполнения бюджетных программ, деятельности бюджетных заведений, субъектов хозяйствования государственного сектора экономики. Закон України “Про державну контрольно-ревізійну службу в Україні”. Газета “Голос України” від 02.03.1993. Из этого можно сделать вывод, что если Счетная палата осуществляет общий контроль над поступлениями в бюджет, распределением доходов, то КРУ контролирует использование финансовых ресурсов. Государственный финансовый контроль осуществляется КРУ в формах государственного финансового аудита и инспектирования.

Важную роль для развития конкурентоспособной рыночной экономики в Украине играет Антимонопольный комитет Украины (АМК) - государствен-ный орган со специальным статусом, целью которого является государственная защита конкуренции в предпринимательской деятельности. АМК подконтролен Президенту Украины и подотчетен Верховной Раде. Основными заданиями АМК являются: государственный контроль над соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции; контроль над концентрацией, согласованными действиями субъектов хозяйствования и регулированием цен на товары, которые производятся субъектами природных монополий. Закон України “Про Антимонопольний комітет України”. Газета “Голос України” від 21.12.1993.

Национальный банк Украины осуществляет регулирование и банковский надзор соответственно положениям Конституции Украины, Закона Украины «О Национальном банке Украины», других законодательных актов и нормативно-правовых актов Национального банка Украины. Согласно статье 100 Конституции Украины: «Совет Национального банка Украины разрабатывает основные принципы денежно-кредитной политики и осуществляет контроль над её проведением». Согласно закону «О Национальном банке Украины» Национальный банк Украины является центральным банком Украины, особенным центральным органом государственного управления. Национальный банк Украины является экономически самостоятельным органом, который осуществляет расходы за счет собственных доходов в пределах утвержденной сметы, а в определенных законом случаях - также за счет Государственного бюджета Украины. Национальный банк является юридическим лицом, имеет отдельное имущество, которое является объектом права государственной собственности и находится в его полном хозяйственном ведении. Национальный банк не отвечает по обязательствам органов государственной власти, а органы государственной власти не отвечают по обязательствам Национального банка, кроме случаев, когда они добровольно берут на себя такие обязательства. Закон України “Про Національний банк України”. Відомості Верховної Ради України від 23.07.1999 - 1999 р., № 29, ст. 238. Таким образом, Национальный банк Украины осуществляет контролирующее воздействие в сфере денежно-кредитных и финансовых отношений в государстве.

Обязательным условием сохранения демократии в государстве является соблюдение законодательства, регулирующего волеизъявление народа. Специальным государственным органом, обеспечивающим контроль в этой сфере, является Центральная избирательная комиссия (ЦИК). В компетенцию данного органа входят обеспечение организации подготовки и проведения выборов и референдумов в Украине; обеспечение реализации и защиты конституционных избирательных прав граждан Украины. Закон определяет такие полномочия ЦИК как: контроль над соблюдением требований законодательства Украины о выборах и референдумах вообще, и контроль над соблюдением этого законодательства субъектами избирательного процесса (например, политическими партиями) в частности. Также ЦИК контролирует целевое использование бюджетных средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, порядок поступления, учета и использования средств избирательных фондов политических партий. Закон України “Про Центральну виборчу комісію”. Газета “Голос України” від 09.07.2004. № 125.

Кроме того, можно выделять государственные органы, объектом контроля которых являются правопорядок - милиция; государственная безопасность - СБУ.

Список использованных источников и литературы

1. Андрійко О.Ф. Державний контроль в Україні: організаційно - правові засади. -- К.: Наукова думка, 2004.

2. Большая советская энциклопедия. В 30 т. Т. 7, 3-е издание. Гл. ред. Прохоров А.М. -- М.: издательство «Советская энциклопедия», 1972.

3. Большой юридический словарь /[В.А.Белов, В.В.Бойцова, Л.В.Бойцова и др.]; Под ред.: А.Я.Сухарев, В.Е.Крутских . -2-е изд., перераб. и доп. -- М. :ИНФРА-М, 2003.

4. «Вечерний Харьков», газета. 31 мая 2006 г. №58. //<http://vecherniy. kharkov.ua/print.php?Division=authority&id=4299>

5. Государственное управление: основы теории и организации. Учебник. В 2 т. Т.2/ Под ред. В.А. Козбаненко. Изд. 2-е, с изм. и доп. -- М.: «Статут», 2002.

6. Гроші та кредит: підручник. За заг. ред. М.І. Савлука. 3-е видання. -- К.: КНЕУ, 2002.

7. Декрет Кабінету Міністрів України “Про державний нагляд за додержанням стандартів, норм і правил та відповідальність за їх порушення”. Відомості Верховної Ради, 1993, № 23, ст. 247.

8. Закон України “Про адміністративний нагляд за особами, звільненими з місць позбавлення волі”. Відомості Верховної Ради, 1994, № 52, ст. 455.

9. Закон України “Про Антимонопольний комітет України”. Газета “Голос України” від 21.12.1993.

10. Закон України “Про державний контроль за використанням та охороною земель”. Відомості Верховної Ради, 2003, № 39, ст. 350.

11. Закон України “Про державну контрольно-ревізійну службу в Україні”. Газета “Голос України” від 02.03.1993.

12. Закон України “Про державну податкову службу в Україні”. Відомості Верховної Ради, 1991, № 6, ст. 37.

13. Закон України “Про Кабінет Міністрів України ”. Газета “Голос України” від 02.02.2007, № 19.

14. Закон України “Про Конституційний Суд України”. Газета “Голос України” від 22.10.1996.

15. Закон України “Про Національний банк України”. Відомості Верховної Ради України від 23.07.1999 - 1999 р., № 29, стаття 238.

16. Закон України “Про прокуратуру”. Відомості Верховної Ради, 1991, № 53, ст. 793.

17. Закон України “Про Рахункову палату”. Газета “Голос України” вiд 29.10.1996 - № 204.

18. Закон України “Про Уповноваженного Верховної Ради з прав людини”. Газета “Голос України” від 20.01.1998.

19. Закон України “Про Центральну виборчу комісію”. Газета “Голос України” від 09.07.2004. № 125.

20. Законодательная база информационной системы Верховной Рады Украины (http://zakon.rada.gov.ua/cgi-bin/laws/main.cgi)

21. Конституція України. Відомості Верховної Ради України від 23.07.1996 - 1996 р., № 30, стаття 141.

22. «Корреспондент», журнал. 2 декабря. 2005 г. - <http://www.kor-respondent.net/ main/137992>

23. Марцеляк О.В. Інститут омбудсмана: теорія і практика. Монографія. -- Х.: Видавництво Національного університету внутрішніх справ, 2004.

24. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. -- М.: Издательство НОРМА, 2002.

25. Новий тлумачний словник української мови. У 4 т. 2 т. -- К.: Аконіт, 1999.

26. Опенышев С.П., Жуков В.А. Доктрина государственного контроля. Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации № 11, 1999 г. // Официальный сайт Счетной палаты РФ. - <http://www.ach.gov.ru/bulletins/1999-11.php>.

27. Скакун О.Ф. Теория государства и права: Учебник. -- Харьков: Консум; Университет внутренних дел, 2000.

28. Словарь русского языка. Под ред. Ожегова С.И. 4-е изд. -- М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1960.

29. Советский энциклопедический словарь. Гл. ред. Прохоров А.М. . -- М.: издательство «Советская энциклопедия», 1990.

30. Шульга А.М. Теория государства и права. (Учебное пособие для подготовки к государственному экзамену). -- Х.: НУВД, 2006.

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.