Рефераты. Государственный контроль (общая характеристика и особенности в Украине)

Классификация и принципы государственного контроля

Рассматривая государственный контроль как общее теоретическое понятие следует выделить основные критерии, с помощью которых можно характеризовать тот или иной вид контроля. В частности, существует разделение контроля во времени, то есть наличие определенных стадий контроля, следующих одна за другой и взаимозависимых. Первая временная стадия любой контрольной деятельность - информационная, то есть сбор, получение информации об объекте контроля. Здесь следует сказать, что получение сведений может быть активным, когда субъект государственного контроля самостоятельными усилиями получает информацию об объекте, или пассивным, когда объект контроля (надзора) сам предоставляет информацию о себе субъекту, его контролирующему. Причём, эта обязанность - передавать информацию субъекту контроля, закреплена законодательно, например, налоговая администрация проводит информационную стадию контроля на основании обязательных отчетов предпринимателей Закон України “Про державну податкову службу в Україні”. Відомості Верховної Ради, 1991, № 6, ст. 37. (стаття 11 “Права органів державної податкової служби”).. Данная стадия контроля соответствует таким видам деятельности как аудит и мониторинг, целью которых, в том числе, является получение информации об объекте аудита или мониторинга, а для аудита - ещё и определение выводов, то есть оценочная стадия контроля или анализ. Таким образом, можно сказать, что мониторингу соответствует первая временная стадия контроля - информационная, аудиту - первая и вторая стадия (информационная и оценочная). Говоря о надзоре, мы обычно включаем в это понятие как сбор информации (информационная стадия), так и анализ (оценочная стадия). Что же касается третьей стадии контроля - то применительно к надзору, следует сказать, что «надзирающий» субъект тоже может выполнять регулятивную функцию, однако в этом случае она имеет пассивную форму, так как объект надзора не подчинен непосредственно субъекту, невозможно активное влияние субъекта надзора на объект. В качестве примера приведём прокурорский надзор: прокурор не может отменить действие нормативно-правового акта местных властей, но в его компетенции - подать протест, представление или обратится в суд по этому поводу Закон України “Про прокуратуру”. Відомості Верховної Ради, 1991, № 53, ст. 793. (стаття 20 “Полномочия прокурора”)., например, прокурор Харьковской области опротестовал решение горсовета о присвоении русскому языку особого статуса. Газета «Вечерний Харьков». 31 мая 2006 г. №58. //<http://vecherniy.kharkov.ua/print.php?Division=authority&id=4299> Заключающей стадией контроля (собственно практическая реализация) является регулятивная стадия. В этой стадии субъект контроля оказывает регулирующее воздействие на объект контроля, целью которого является установление соответствия объекта тем правомерным требованиям, которые к нему предъявляются. Шульга А.М. Теория государства и права. (Учебное пособие для подготовки к государственному экзамену). -- Х.: НУВД, 2006. -- с. 67. Таким образом, регулятивная стадия характерна только для контроля (в отличие от надзора, мониторинга, аудита), однако включающего и другие стадии, предшествующие регулятивной фазе (схема 1).

Схема 1. Временны?е стадии государственного контроля

Стадии государственного контроля

1. Информационная

2. Оценочная

3. Регулятивная

пассивная форма (косвенное воздействие)

активная форма (прямое воздействие)

мониторинг

анализ

аудит

Надзор

контроль

ось времени

В демократических государствах основополагающим при осуществлении государственного контроля является принцип верховенства права. Принцип верховенства права - основополагающий принцип демократического государства, является выражением идей примата права над государством, приоритета прав человека в обществе, проявляется в верховенстве Конституции и правовых законов. Шульга А.М. Теория государства и права. (Учебное пособие для подготовки к государственному экзамену). -- Х.: НУВД, 2006. -- с. 84. В сфере государственного контроля этот принцип определяет преимущество, первоочередность прав человека по отношению к желаемым результатам контроля. В качестве примера можно привести рассмотренный выше закон “Об административном надзоре над лицами, освобожденными с мест лишения свободы”: цели надзора, установленные этим законом не могут достигаться в ущерб правам лиц, являющихся объектом надзора. Обязательным при осуществлении государственного контроля является принцип законности. Правовая законность - это точное и неуклонное соблюдение и исполнение требований правового закона всеми субъектами права. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. -- М.: Издательство НОРМА, 2002. -- с. 530. Применительно к государственному контролю, например, можно говорить о недопустимости противопоставления законности и целесообразность, когда достижение результатов контроля важнее, чем соблюдение законов, регулирующих контрольную деятельность. Презумпция добропорядочности, по аналогии с презумпцией невиновности, означает предположение о законопослушности, добропорядочности лица до тех пор, пока не доказано обратное. В данном контексте презумпция добропорядочности должна применяться по отношению к объекту контроля. В противном случае все объекты контроля будут «подозреваемыми», а сам контроль может свестись к поиску «виноватых», что скорее характерно для тоталитарных «полицейских» государств и недопустимо для демократических. функции («коммуникативная», «сигнальная», «превентивная»)

Субъектная классификация государственного контроля

В следующей части данной работы государственный контроль будет рассмотрен как деятельность уполномоченных на проведение контроля субъектов. Следует сказать, что разделение видов контроля по субъектам с учетом объектов контроля является условным, так как один субъект может оказывать контролирующее воздействие в разных сферах. И в то же время, один объект могут контролировать несколько субъектов. Контрольными структурами Украины являются: Президент, Кабинет Министров, Конституционный суд, Уполномоченный по правам человека, прокуратура, Счетная палата законодательного органа, аудиторские структуры Центрального банка Украины, налоговая администрация и др. Контрольную деятельность осуществляют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, однако она производится как в разном объеме, так и в различных вопросах и сферах правового регулирования. Скакун О.Ф. Теория государства и права: Учебник. -- Харьков: Консум; Университет внутренних дел, 2000. -- С. 551. Рассмотрим основные субъекты государственного контроля в Украине (схема 2).

Схема 2. Субъекты государственного контроля Украины

Верховная Рада Украины, являясь единственным законодательным органом, осуществляет общий государственный контроль в рамках своих полномочий (статья 85 Конституции Украины), как-то: принятием законов (пункт 3), контроль над деятельностью Кабинета Министров (п. 13), установлением руководящего кадрового состава государственных органов (п. 17-21). Исходя из этого, можно сказать, что парламент осуществляет контроль над деятельностью исполнительной власти. Также важным есть то, что парламент Украины является субъектом инициирования конституционного контроля. Согласно закону «О Конституционном Суде Украины» субъектами права на конституционное представление («подання») по вопросам конституционности законов и других правовых актов Верховной Рады Украины, актов Президента Украины, актов Кабинета Министров Украины, правовых актов Верховной Рады АРК являются (в парламенте) не менее 45-ти народных депутатов, а также Уполномоченный Верховной Рады по правам человека (омбудсмен). Закон України “Про Конституційний Суд України”. Газета “Голос України” від 22.10.1996. Что касается омбудсмена, то украинский вариант этого органа (Уполномоченный Верховной Рады по правам человека) относится к так называемым «законодательным» омбудсменам, назначается парламентом, причём такая практика действует в большинстве стран. Марцеляк О.В. Інститут омбудсмана: теорія і практика. Монографія. -- Х.: Видавництво Національного університету внутрішніх справ, 2004. -- С. 349. Поэтому деятельность отечественного омбудсмена можно отнести к парламентскому контролю. Это также устанавливается статьей 101 Конституции: «Парламентский контроль над соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина осуществляет Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека». Юридическим результатом контрольно-надзорной деятельности омбудсмена являются акты реагирования Уполномоченного - конституционные представления и представления. Конституционное представление - «акт реагирования в Конституционный Суд Украины относительно решения вопроса о соответствии Конституции Украины закона Украины или другого правового акта…». Представление Уполномоченного - «акт, который вносится Уполномоченным в органы государственной власти, органов местного самоуправления, объединений граждан, предприятий...для принятия соответствующих мер...для устранения установленных нарушений прав и свобод человека и гражданина». Закон України “Про Уповноваженного Верховної Ради з прав людини”. Газета “Голос України” від 20.01.1998.

Парламентский контроль также охватывает такую важную сферу государственной жизни как бюджетная. Статья 98 Конституции Украины гласит, что: «Контроль от имени Верховной Рады Украины за поступлением средств в Государственный бюджет Украины и их использованием осуществляет Счетная палата. Таким образом, можно сказать, что парламентский контроль в бюджетной сфере осуществляет специальный орган в структуре высшего законодательного органа Украины - Счетная палата. Этот орган, подотчётный Верховной Раде осуществляет такие функции как: контроль над исполнением Государственного бюджета Украины, финансированием общегосударственных программ; контроль эффективности управления средствами Государственного бюджета Государственным казначейством Украины. Закон України “Про Рахункову палату”. Газета “Голос України” вiд 29.10.1996 - № 204.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.