Рефераты. Государственное управление в России

Что же представляет собой сам Закон о госслужбе? Думаю, что для того чтобы получил начальное представление о нем, достаточно будет перечислить названия его глав. Таких глав шесть, и они подразделены на 30 статей.

Глава 1 «Общие положения дает содержание основных понятий государственной службы. Глава II «Основы организации государственной службы» представляет общие принципы организации госслужбы и по рядок ее финансирования. В главе III «Основы правового положения государственно го служащего» рассматриваются его права и обязанности. Глава IV «Прохождение государственной службы» регламентирует общий порядок поступления на госслужбу и ее прохождение. В главе V «Обеспечение эффективности государственной службы» определены полномочия Совета по вопросам государственной службы при Президенте РФ и общий порядок со здания подобных органов в субъектах Российской Федерации. Наконец, глава VI «3аключительные и переходные положения» устанавливает порядок вступления в силу Федерального закона.

Другие федеральные законы о госслужбе на сегодняшний день не существуют. Имеется лишь один проект такого закона, подготовленный Правительством РФ, о федеральной государственной службе в Российской Федерации. Он представлен в Государственную Думу, где и ожидает своего утверждения. Поэтому переедем к рассмотрению «иных нормативных правовых актов», под которыми имеются в виду указы и распоряжения Президента и постановления правительства РФ.

Указы и распоряжения Президента

В Законе о госслужбе есть одно положение, от которого мы хотели бы оттолкнуться, начиная рассмотрение актов Президента. В нем говорится, что вопросы государственного управления, регулируемые нормативными правовым и актами Президента и Правительства РФ, могут также регулироваться Федеральным законом. Это, конечно, так. Но у законов есть свои специфические особенности. Они, например, не могут разрешать каждую конкретную ситуацию, так как по самой своей носят общий характер, т. е. не рассматривают ситуации, а обобщают их, выявляя закономерности. Кроме того, законы принимаются долго, а государственное управление (как и любая другая деятельность, регламентируемая законами) идет и требует своего регулирования.

Для того чтобы удовлетворить эти объективные требования, рядом с законами, на той же ступени законодательной иерархии стоят акты оперативного регулирования. В частности, если говорить о госслужбе, то здесь важнейшими из таких актов и по количеству, и по решаемым вопросам являются указы и распоряжения Президента РФ.

Проблематика, которую затрагивают эти акты, свидетельствует, что практически ни один аспект государственного управления не остался вне поля зрения законодателей. Основное внимание уделено организации государственного управления. Но кроме этого регулируются управление ею; вопросы повышения квалификации, переподготовки и стажировки госслужащих; организации их учебы и научного обеспечения; финансирования; дисциплины и др.

О важности этих вопросов говорит и тот факт, что еще до принятия Закона о госслужбе в 1995 г. Указом Президента от 22 декабря 1993 г. было утверждено Положение о федеральной государственной службе Указ Президента от 22 декабря 1993 г. было утверждено Положение о федеральной государственной службе. Кроме того, также до принятия Закона был издан ряд других указов по различным проблемам государственного управления, с одной стороны, обеспечивающих ее повседневное функционирование, а с другой -- подготовивших законодательную базу для принятия Закона 1995 г.

Из числа «организационных» наиболее важным можно считать Указ от 6 сентября 1996 г. «О первоочередных мерах по улучшению работы с кадрами в системе государственной службы и реализации Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации». Указ издан «по горячим следам» Закона о госслужбе, выделяется среди прочих многосторонностью, системностью подхода и утверждает обширный план мероприятий по организации государственного управления.

Принципиальное значение для организации государственного управления имели два указа Презитента - №32 и 33 от 11 января 1995 г., которыми он утвердил сводный перечень наименований государственных должностей в Реестр государственных должностей федеральных государственных служащих. Можно говорить о громоздкости структуры нашей государственного управления, о тенденциях к ее упрощению, которые все явственнее заметны в развитых странах, но остается фактом, что в практической деятельности федерального государственного управления России эти указы стали основополагающими и для приема на государственное управление, и для продвижения по ней, и для четкого распределения и исполнения обязанностей, для достаточно эффективного ее функционирования. Добавим для полноты, что Указом Президента от 13 июня 1995 г. в Реестр были внесены изменения и дополнения.

Перечислим Указы и распоряжения по другим аспектам деятельности государственного управления:

По вопросам организации управления:

1. Указ от 6 мая 1994 г. «Вопросы Совета по кадровой политике при Президенте РФ»;

2. Указ от 7 марта 1996 г. «Вопросы Главного управления Президента РФ по вопросам государственной службы и кадров»;

3. Указ от 13 апреля 1996 г. «О внесении изменений в Положение о Главном управлении Президента РФ по вопросам государственной службы и кадров, утвержденное Указом Президента РФ от 7 марта 1996 г. № 344».

По вопросам повышения квалификации, переподготовки и стажировки госслужащих:

1. Указ от 23 августа 1994 г. «об общем порядке и сроках повышения квалификации и переподготовки федеральных государственных служащих;

2. Указ от 6 сентября 1995 г. «О первоочередных мерах по улучшению работы с кадрами в системе государственной службы;

3. Указ от 9 марта 1996 г., которым утверждено Положение о проведении аттестации федеральных государственных служащих.

По организации учебной и научной базы государственной службы:

Надо здесь заметить, что основным учебным заведением, которое готовит будущих государственных служащих, является Российская академия государственной службы при Президенте РФ. Поэтому, естественно, указы Президента направлены на улучшение ее учебной и научной деятельности.

1. Указ от 6 июня 1994 г. «О Российской академии государственной службы при Президенте РФ»;

2. Распоряжение от 23 июня 1994 г. «Вопросы Российской академии государственной службы при Президенте РФ»;

3. Распоряжение от 26 апреля 1995 г. с тем же, что и предыдущее, названием, но затрагивающее новые вопросы.

Постановления и решения Правительства РФ

Вопросами исполнения занимается исполнительный орган государства - это Правительство. Оно, конечно, не может решать каждый конкретный вопрос государственного управления, но делает это через свои постановления, обязательные для тех, на кого они распространяются, и через контроль за их исполнением.

Роль Правительства в организации исполнения законодательных актов очень велика, можно сказать -- решающая. Оно делает это правовыми и организационными средствами. Таких средств достаточно много, и они образуют существо повседневного управления государственной службой.

Вот некоторые из них:

подготовка проектов нормативных актов по вопросам госслужбы;

организация формирования конкурсных комиссий;

организация аттестаций, конкурсов, квалификационных экзаменов;

подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в Реестр государственных должностей;

определение порядка формирования, размещения и исполнения государственного заказа на переподготовку и повышение квалификации федеральных государственных служащих;

обеспечение рационального взаимодействия с министерствами и образовательными учреждениями, осуществляющими такую переподготовку...

Если речь зашла об обучении, то уместно будет отметить, что Правительство заботится о квалификации и своих работников. В частности, 30 декабря 1994 г. оно утвердило Положение о государственном заказе на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих исполнительной власти.

Государственная служба требует постоянного внимания -- ведь в ней залог эффективного функционирования государства. Что же в этом плане более всего заботит Правительство сегодня? Практическая реализация не такого уж плохого законодательства о государственной службе, и прежде всего базового Закона о госслужбе от 31 июля 1995г Федеральный закон “Об основах государственной службы Российской Федерации” от 31 июля 1995 г. и указов Президента.

В принципе это верно, что если требуешь что-то от других, начни с себя. Наведению порядка в «собственном доме» и посвящено Постановление Правительства от 5 ноября 1995 г. «О структуре центрального аппарата федеральных органов исполнительной власти» Постановление Правительства от 5 ноября 1995 г. «О структуре центрального аппарата федеральных органов исполнительной власти», где определяется количество высших, главных, ведущих и старших должностей государственных служащих в федеральных органах исполнительной власти. Работа у них нелегкая и очень ответственная, а по тому требует поощрения. Постановление Правительства от 8 сентября 1994 г. установило дополнительные льготы работникам центрального аппарата федеральных органов исполнительной власти. Льготы, не лучшее средство для того, чтобы этот, равно как и другие, аппарат работал эффективно. Но Правительство, очевидно, считает, что цель столь значима, что годятся и такие средства. Правительством РФ также установлен порядок ежемесячных доплат к государственной пенсии лицам, замещающим государственные должности.

1.3 Иные нормативные правовые акты о государственной службе

К таким актам относятся уставы и положения о дисциплине, положения о конкретных органах и подразделениях (они в основном определяют статус тех или иных должностных лиц), должностные инструкции, утверждаемые министерствами и ведомствами. Задача у них одна -- конкретизировать законодательство более общего характера, не выходя за его рамки.

Например, положения о дисциплине действуют в целом ряде отраслей и сфер государственной деятельности и отражают их специфику. Многие из них утверждены постановлениями Правительства. Они имеют типичную для дисциплинарных актов структуру: общие положения -- поощрения-- взыскания, но конкретное наполнение этой структуры различается, порой значительно.

В целом нормативные правовые акты этого ряда имеют ограниченное действие -- распространяются на отдельные категории госслужащих.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.