Рефераты. Государственное управления в сфере экологии

Государственное управления в сфере экологии

77

Введение

На фоне ухудшения социально-экономических условий проживания граждан России проблема экологического неблагополучия приобрела особую остроту. Она представляет реальную угрозу самим биологическим основам здоровья и жизнедеятельности населения страны.

Несмотря на предпринимаемые меры со стороны государственных структур и общества, экологическая безопасность граждан России снижается, что наиболее остро проявляется в ухудшении качества среды обитания человека, снижении продолжительности жизни, увеличении заболеваемости, смертности и ухудшении генофонда населения; в образовании все новых обширных по территории зон экологического бедствия; истощении невозобновимых природных ресурсов; возрастании риска крупных техногенных катастроф и т.д. При этом важно учитывать, что всем этим негативным последствиям экологических процессов присуща значительная инерционность. Так, например, если сегодня полностью прекратится выброс озоноразрушающих веществ, то уже накопившееся их количество в атмосфере будет разрушать слой озона еще на протяжении десятилетий. Последствия выброса радиоактивных веществ от взорванных в атмосфере ядерных бомб, как и от работающих атомных станций, также будут сказываться негативно на состоянии природной среды долгие годы. Пестициды и иные химикаты, применяемые в сельском хозяйстве, при чрезмерном их употреблении могут загрязнить почву настолько, что ее использование для производства сельскохозяйственной продукции станет невозможным, а восстановление таких земель может занять не один год и даже десятилетие. Несомненно, что оздоровление окружающей среды, улучшение ее качественного состояния является одной из актуальных проблем, требующей незамедлительных действий. Длительное развитие страны в советский период в условиях целенаправленной плановой системы хозяйствования способствовали возникновению серьезных экологических проблем. Радикальные, порой бездарные рыночные реформы последних лет еще более обострили противоречия между обществом и природой, подведя их к опасной черте. Ситуацию усугубила и суверенизация субъектов Российской Федерации, непоследовательная реализация конституционного принципа "двойного" ведения - Федерации и ее субъектов - по вопросам права собственности и распоряжения природными ресурсами, обеспечения экологической безопасности. Республики и области поспешили принять законодательные акты, объявившие исключительное право собственности на природные объекты своих территорий, что при низком уровне эколого-правовой культуры значительной части населения, включая представителей отечественного бизнеса также способствовало ухудшению экологической обстановки. Необходимо отметить, что правовая база охраны окружающей среды и использования природных ресурсов в настоящее время еще недостаточно сформирована и далека от совершенства, хотя с принятием и вступлением в силу в 2002 году нового Федерального закона "Об охране окружающей среды" наступил новый качественный этап в развитии экологического законодательства.. К сожалению, с каждым годом растет количество ведомственных нормативных правовых актов, противоречащих основополагающим принципам РФ по вопросам природопользования и охраны окружающей среды. Опасным представляется и тот факт, что на базе значительного имущественного расслоения граждан в общественном правосознании, в том числе и не без участия различных институтов государственной влас-ти, утверждается феномен правового нигилизма, отторжения законности все более значительной частью населения. Анализ ситуации в стране дает основание утверждать, что так называемые "либеральные" реформы последних лет привели к разрушению правовой системы социальных ценностей, к дезориентации общественного сознания, нарастанию правового нигилизма в сознании и поведении лиц, ответственных за исполнение правовых предписаний. Массовый характер безнаказанных злоупотреблений и коррупции, сопровождающий реформы, крайне негативно отразился и на отношении граждан, общества и государства к природным ценностям, фактически разрушил принципы нравственного поведения в экологической среде. По линии государственной власти, призванной обеспечить экологическую безопасность своих граждан, ситуация осложняется также вследствие распада прежней системы охраны природы и отсутствия новой, постоянных реорганизаций природоохранных учреждений. Печальный тому пример - упразднение Государственного комитета РФ по охране окружающей среды (Госкомэкологии РФ) в мае 2000 года. Международный опыт свидетельствует, что в развитых политически и экономически странах почти повсеместно усиливаются контроль государства и роль правосудия в охране окружающей среды. Признано необходимым предусмотреть в международном праве ответственность государств и их правительств за загрязнение окружающей среды. Предписывается также заняться специальным кадровым обеспечением органов правоохраны, изучить возможность создания специальных экологических судов или коллегий судей, формирования списков присяжных по делам, связанным с охраной природной среды. Совершенно очевидно, что Россия сегодня нуждается в научно обоснованном, хорошо развитом экологическом законодательстве, в скоординированных правовых действиях органов власти и управления в центре и на местах, в упрочении взаимодействия правоохранительных и контролирующих экологических служб, в мощном общественном движении за оздоровление природы и нравственно-правовом экологическом воспитании населения. Возможно это только при условии получения каждым гражданином необходимых знаний отечественного и зарубежного экологического законодательства и практики его применения.

Цель работы: Экологические проблемы развития России и правовая защита окружающей природной среды.

Задачи Проанализировать экологические проблемы России. Выяснить причины нарастания экологической напряженности.

Изучить государственное управления в сфере экологии .Функции экологического управления

Изучить ответственность за экологические правонарушении.

Изучить охрану окружающей среды при осуществлении хозяйственной или иной деятельности

Экологические проблемы России

Россия - одна из самых загрязненных в экологическом отношении стран на планете. Экономическая ситуация в Российской Федерации продолжает усугублять экологическую, острота сложившихся негативных тенденций нарастает. Спад производства не сопровождался аналогичным уменьшением объема вредных выбросов в окружающую среду - в кризисных условиях предприятия экономят на природоохранных затратах. Так, в 1992 г. по сравнению с 1991 г. объем промышленного производства в среднем по народному хозяйству сократился на 18,8%. в том числе, но таким отраслям промышленности, как цветная металлургия - на 26,8, химическая промышленность - на 22,2%. Однако объем выбросов вредных веществ в атмосферный воздух сократился лишь на 11%, а снижение сбросов загрязненных сточных воя было незначительным.

Регулярный учет вредных выбросов в атмосферный воздух ведется на 18 тыс. предприятий. В 1993 г. они составили 24,8 млн т (из них 2% - синтетические высокотоксичные ингредиенты) - это на 11,7% меньше, чем в предыдущем году. Однако в ряде регионов наблюдается рост выбросов в атмосферу; причины - нарушение технологических режимов, использование низкокачественного и некондиционного сырья и топлива.

В связи с изношенностью основных фондов участились залповые и аварийные выбросы вредных ингредиентов. Состояние воздушного бассейна городов и промышленных центров ухудшается. В список городов с наибольшим уровнем загрязнения (41 город) вошли: Архангельск, Братск, Грозный, Кемерово, Красноярск, Москва, Новосибирск и др.

Повышение уровня загрязнения атмосферы отмечается не только в городах и прилегающих территориях, но и в фоновых районах, выбросы большого количества диоксидов серы (более 9 млн т в год) вызывают закисление атмосферных осадков. Области повышенной кислотности зафиксированы на европейской территории России, а также в ряде промышленных районов с развитой цветной металлургией. Выпадение загрязняющих веществ на территории Российской Федерации обусловлено не только выбросами собственных источников, но и трансграничным переносом.

Водные ресурсы являются одним из наиболее важных и вместе с тем наиболее уязвимых компонентов окружающей среды. Их быстрое изменение под влиянием хозяйственной деятельности приводит к обострению следующих проблем.

Усиление водохозяйственной напряженности. Водные ресурсы распределены по территории страны неравномерно: 90% общего годового объема стока приходится на бассейн Северного Ледовитого и Тихого океанов, и менее 8% - на бассейн Каспийского и Азовского морей, где проживает свыше 80% населения России и сосредоточен ее основной промышленный и сельскохозяйственный потенциал. В целом суммарный водозабор на хозяйственные нужды относительно невелик - 3% среднемноголетнего стока рек. Однако в бассейне Волги он составляет 33 % всего водозабора по территории страны, а по ряду речных бассейнов забор среднегодового стока превышает экологически допустимые объемы изъятия (Дон - 64%, Терек - 68, Кубань - 80% и т.д.). На юге европейской территории России практически все водные ресурсы вовлечены в народнохозяйственную деятельность. Даже в бассейнах рек Урала, Тобола и Ишима водохозяйственная напряженность стала фактором, в определенной степени сдерживающим развитие народного хозяйства.

Недопустимо большие потери воды. Они велики не только на пути от водоисточника до потребителя (так, в 1991 г. при суммарном объеме забора воды из природных источников 117 км3, потери составили 9,1 км3), но весьма значительны и в промышленности - 25% и более (за счет утечек в сетях, фильтрации, несовершенства технологических процессов); в жилищно-коммунальном хозяйстве - от 20 до 40% (за счет утечек в жилых и общественных зданиях, коррозии и износа водопроводных сетей); в сельском хозяйстве (переполивы в растениеводстве, завышенные нормы подачи воды для целей животноводства).

Загрязнение поверхностных вод. Сохраняется многолетняя тенденции нарастания загрязнения поверхностных вод. Годовой объем сброшенных стоков за последние 5 лет практически не изменился и составляет 27 км3. Со сточными водами промышленности, сельского и коммунального хозяйства и водные объекты поступает огромное количество загрязняющих веществ.

На территории страны практически все водные объекты подвержены антропогенному влиянию, качество воды большинства из них не отвечает нормативным требованиям. Наибольшей антропогенной нагрузке подвергнется Волга со своими притоками Камой и Окой. Среднегодовая токсичная нагрузка на экосистемы Волги в 6 раз превосходит нагрузку на водные экосистемы других регионов страны. Качество вод Волжского бассейна не соответствует гигиеническому, рыбохозяйственному и рекреационному нормативам.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.