К кандидатам на должность судьи согласно статье 62 Закона«О судоустройстве и статусе судей» предъявляются следующиетребования:
-- наличие гражданства Республики Беларусь;
-- достижение возраста 25 лет;
-- наличие высшего юридического образования (за исключе-нием судей судебной коллегии по патентным делам Верховного Суда Республики Беларусь, которые могут иметь как высшее юри-дическое, так и высшее техническое или естественнонаучное обра-зование);
-- не совершение порочащих его поступков;
-- наличие стажа работы по юридической специальности не менее двух лет или прохождение в установленном порядке ста-жировки на протяжении двух лет и сдача при этом квалификаци-онного экзамена. Требования к кандидату на должность судьи, касающиеся стажа работы по юридической специальности или прохождения стажировки и сдачи квалификационного экзамена, не распространяются на судей судебной коллегии по патентным делам Верховного Суда Республики Беларусь, которые имеют высшее техническое или естественнонаучное образование.
Для судей военных судов Республики Беларусь и Военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь устанавливает-ся дополнительное требование. Они назначаются на должность из числа военнослужащих, имеющих воинские звания офицер-ского состава.
В органы внутренних дел принимаются дееспособные граждане Республи-ки Беларусь старше восемнадцати лет, способные по своим личным, моральным, деловым качествам, состоянию здоровья и уровню образования выполнять возложенные на органы внутренних дел обязанности, не совершившие умышленное преступление.
При приеме на службу в органы внутренних дел граждане обязаны представить декларации о доходах и имуществе в отношении себя и членов своей семьи, совместно с ними проживающих и ведущих совместное хозяйство.
Обязательным условием при приеме в органы внутренних дел является проведение специальной проверки в отношении претендента.
Кандидаты, впервые поступающие на службу в органы внут-ренних дел, проходят испытательный срок до одного года, в про-цессе которого оценивается их пригодность для работы в органах. Также они проходят начальную правовую, физическую, техничес-кую и боевую подготовку.
5. Ограничения, связанные с государственной службой
Государственный служащий не вправе:
заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, оказывать содействие близким родственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение, а также быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, служащим которого он является либо подчиненного и (или) подконтрольного ему;
принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
занимать другие государственные должности, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами;
принимать участие в забастовках;
заниматься в рабочее время другой оплачиваемой работой (деятельностью), кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности, медицинской практики, осуществляемой в порядке и на условиях, установленных законодательством;
выполнять работу на условиях совместительства, кроме работы в государственных организациях в порядке и на условиях, установленных законодательством о труде;
использовать служебное положение в интересах политических партий, религиозных организаций, иных юридических лиц, а также граждан, если это расходится с интересами государственной службы;
принимать от физических и юридических лиц любые, не предусмотренные законодательством вознаграждения, включая подарки, в связи с исполнением служебных обязанностей, за исключением сувениров. Полученные в связи с исполнением служебных обязанностей сувениры, стоимость которых превышает установленный Правительством Республики Беларусь размер, передаются в доход государства или используются в установленном законодательством порядке;
пользоваться в личных целях бесплатными услугами физических и юридических лиц;
использовать во внеслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество государственного органа и служебную тайну;
иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев выполнения государственных функций в других странах и иных предусмотренных законодательством случаев;
принимать без согласия Президента Республики Беларусь государственные награды иностранных государств.
6. Прекращение государственной службы
Прохождение государственной службы завершается ее прекращением. Она может прекращаться по основаниям, предусмот-ренным Трудовым кодексом (ст. 35), а также по основаниям, пре-дусмотренным в специальном законодательстве. Так, например, основанием для прекращения службы в государственном аппара-те может быть отставка служащего госу-дарственного аппарата. Право на отставку возникает при наличии совокупности определенных условий: достижение опреде-ленного возраста, наличие установленного общего и специально-го (в качестве служащего государственного аппарата) стажа рабо-ты. Таким образом, выход в отставку с назначением пенсии в определенном размере возможен до достижения служащим пенсионного возраста.
Прекращение государственной службы возможно в связи с расторжением контракта по основаниям, предусмотренным в нем. К ним, в частности, могут относиться: истечение срока контракта, не предоставление декларации о доходах и имуществе или указа-ние в ней неполных (недостоверных) сведений и другие основания для его досрочного прекращения по инициативе нанимателя или по требованию служащего. Все возможные основания для прекра-щения государственной службы предусмотрены в Законе Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» ст.40.
7. Понятие административно-правовых отношений, их особенности
Административно-правовые отношения - это управленческие отношения, складывающиеся по поводу и в связи с осуществлением государственного управления, урегулированные нормами административного права, в которых стороны выступают как носители взаимных обязанностей и прав.
Административно-правовые отношения являются властными (властеотношениями). Подобная их черта правомерна и имеет вполне достаточные основания. В отличие от гражданско-правовых отношений, где стороны равны, в рассматриваемых отношениях отсутствует юридическое равенство сторон. Одна сторона обладает властными полномочиями по отношению к другой. Поэтому первая сторона имеет возможность принимать управленческие акты, осуществлять контроль за деятельностью другой и в пре-дусмотренных законодательством случаях применять к ней меры принуждения. Это определяется особенностями государственного управления. Между тем такой признак присутствует и во многих финансовых, природоохранных отношениях. И все же, если для административно-правовых отношений он основной и исходный, обусловленный государственным управлением, то для других -- производный, являющийся следствием того, что административ-ное право служит основой их функционирования.
Главными особенностями административно-правовых отношений является то, что они:
1) управленческие;
2) возникают по поводу государственного управления;
3) регулируются нормами административного права;
4) имеют властные характеристики;
5) требуют наличия особых субъектов.
8.Субъекты административно-правовых отношений
В административно-правовых отношениях участвуют стороны, именуемые субъектами. Ими могут быть отдельные лица или состоящие из них организации. Однако не каждое физическое или юридическое лицо является подобным субъектом, а лишь то, которое обладает таким качеством, как административная правосубъектность.
Административная правосубъектность -- это юридическое свойство, предоставляющее возможность участвовать в правоот-ношении. Она состоит из административной правоспособности и административной дееспособности.
Под правоспособностью обычно понимают способность иметь права и обязанности в сфере госу-дарственного управления, иначе говоря -- управленческие права и обязанности. Пра-воспособность возникает с момента рождения, а лица, обладаю-щие ею, являются лишь субъектами административного права. А чтобы стать субъектами административно-правовых отноше-ний, им необходимо обладать еще и вторым элементом админис-тративной правосубъектностью, т.е. административной дееспособ-ностью.
Дееспособность состоит в способности лица (организации) своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя юридические обязанности и исполнять их, а также нести ответственность за свои действия. В практическом плане адми-нистративная дееспособность выражается в способности лица или организации реализовывать свою административную правоспособ-ность, исполнять своими действиями возложенные на них обя-занности и осуществлять предоставленные права. Дееспособность связана с возможностью (способностью) осознавать значение своих поступков и руководить своими действиями.
Субъекты административно-правовых отношений представлены следующими группами:
А. Носители исполнительной власти:
1)главные;
2) основные;
3) специальные;
4) исключительные;
5) особые.
К главным относятся те, которые наделены верховной адми-нистративной властью. Такой властью обладает только Прези-дент Республики Беларусь как глава государства.
Основными субъектами являются органы государственного управления, органы, специально предназначенные для осуществ-ления исполнительной власти, их структурные подразделения и служащие.
К специальным субъектам следует отнести так называемые функциональные органы. Они осуществляют, как правило, одну контрольно-надзорную функцию.
К исключительным причисляются субъекты, у которых госу-дарственное (внутриорганизационное) управление является не ос-новной деятельностью -- прокуратуры, суды и т.д.
Страницы: 1, 2, 3, 4