Рефераты. Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие четырнадцатилетнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации11 Положение о паспорте гражданина Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828, с изменениями от 25 сентября 1999 г., 5 января 2001 г. // СЗ РФ. 1997. N 28. Ст. 3444..

Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию22 п. 5 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утв. Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 // СЗ РФ. 1995. N 30. Ст. 2939., содержат перечень документов, удостоверяющих личность гражданина, каковыми являются:

паспорт;

свидетельство о рождении - для лиц, не достигших четырнадцатилетнего возраста;

заграничный паспорт - для постоянно проживающих за границей граждан, которые временно находятся на территории Российской Федерации;

удостоверение личности - для военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов);

военный билет - для солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву или по контракту;

справка об освобождении из мест лишения свободы - для лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

Поскольку в регистрирующий орган представляются документы, имеющие юридическое значение, то важно удостовериться в том, что заявление подписано именно тем лицом, от которого оно исходит. Закон обязывает заявителя нотариально удостоверить подпись на заявлении.

В случае представления документов для государственной регистрации непосредственно в регистрирующий орган последним выдается заявителю расписка в получении документов. Расписка содержит перечень и наименование документов, представленных заявителем для государственной регистрации юридического лица, дату получения документов, фамилию, инициалы и должность работника регистрирующего органа, его подпись. Традиционно подобные документы заполняются в двух экземплярах, один из которых остается в регистрационном деле юридического лица, второй выдается (направляется по почте) заявителю. Указанная расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом и носит доказательственное значение.

Значение расписки, о которой идет речь, состоит не только в том, что она подтверждает принятие документов от заявителя. С указанной в ней даты начинается проведение регистрационных действий, порядок совершения которых предусмотрен в ст. 13, 15, 18, 22 Закона. Кроме того, с указанной даты начинается исчисление установленного в ст. 8 Закона пятидневного срока, в течение которого должна быть произведена государственная регистрация.

Федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц. Установленный Законом упрощенный (заявительный) порядок государственной регистрации юридических лиц применим не для всех видов юридических лиц. Это обусловлено, во-первых, спецификой деятельности и правового статуса отдельных видов юридических лиц, во-вторых, необходимостью дополнительного государственного контроля в некоторых сферах деятельности наряду с использованием института лицензирования и иных, в большей степени административных, способов государственного регулирования.

Данная норма по существу сохраняет для некоторых видов юридических лиц разрешительный порядок государственной регистрации (например, банков), а также позволяет учитывать при регистрации специфику правового статуса отдельных видов организаций, с одной стороны, как субъектов гражданских правоотношений, а с другой - как субъектов публичных правоотношений (например, общественных и религиозных объединений).

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 г. N 319 полномочиями по осуществлению государственной регистрации юридических лиц наделено Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.

Законом от 21 марта 2002 г. N 31-ФЗ в ряд законодательных актов внесены изменения, предусматривающие наделение некоторыми полномочиями в части государственной регистрации отдельных видов юридических лиц также федерального органа исполнительной власти в сфере юстиции (далее - федеральный орган юстиции) и Центрального банка Российской Федерации.

При этом в целях обеспечения принципа единства и сопоставимости сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц (ст. 4 Закона) полномочиями по внесению в единый государственный реестр юридических лиц записей, касающихся юридических лиц, в отношении которых установлен специальный порядок регистрации, наделен орган, уполномоченный в соответствии со ст. 2 Закона (МНС РФ).

Таким образом, данные государственной регистрации отдельных видов юридических лиц, для регистрации которых установлен специальный порядок, также включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Указанные юридические лица также считаются созданными со дня внесения уполномоченными органами соответствующих записей в единый государственный реестр юридических лиц.

Специальный порядок регистрации указанных лиц предусматривает участие в процедуре их регистрации двух органов: органа, принимающего решение о регистрации (например, Банка России в отношении кредитных организаций) и собственно регистрирующего органа, вносящего записи в единый государственный реестр (МНС РФ). Указанные органы составляют единую систему органов, осуществляющих государственную регистрацию, регламент взаимодействия которых предназначен для обеспечения реализации принципа "одного окна", призванного исключить необходимость субъектам, уполномоченным представлять документы для регистрации, "ходить по инстанциям".

Статья 9 Закона РФ "О торгово - промышленных палатах в Российской Федерации"11 Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 33. Ст. 1309. с учетом указанных изменений регулирует вопросы государственной регистрации торгово - промышленных палат.

В отношении общественных объединений вопросы государственной регистрации регулируются Федеральными законами об общественных объединениях, о благотворительной деятельности, о профсоюзах, о партиях, а также Федеральным законом "О свободе совести и о религиозных объединениях".

В Законе об общественных объединениях содержатся общие положения о государственной регистрации общественных объединений. Порядок взаимодействия федерального органа юстиции и его территориальных органов

с уполномоченным регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации общественных объединений определяется Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 442.

В соответствии со ст. 22 Закона об общественных объединениях федеральный орган юстиции или его соответствующий территориальный орган обязан в месячный срок со дня подачи заявления о государственной регистрации принять решение о государственной регистрации общественного объединения и выдать учредителям документ, подтверждающий факт внесения записи об общественном объединении в единый государственный реестр юридических лиц, либо отказать в государственной регистрации общественного объединения и выдать учредителям мотивированный отказ в письменной форме, который может быть обжалован в судебном порядке.

Отказ в государственной регистрации общественного объединения не является препятствием для повторной подачи документов на государственную регистрацию при условии устранения оснований, вызвавших отказ.

Рассмотрение повторного заявления о государственной регистрации общественного объединения и вынесение по этому заявлению решения осуществляются в аналогичном порядке.

Государственная регистрация общественного объединения в связи с его ликвидацией осуществляется в срок не более чем десять рабочих дней со дня представления всех оформленных в установленном порядке документов (ст. 26 Закона об общественных объединениях).

Учитывая, что статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации регулируются помимо указанного Закона Гражданским кодексом РФ и другими законами об отдельных видах общественных объединений, следует обратить внимание на специальные законы, принимаемые в соответствии с Законом об общественных объединениях, где определяются особенности, связанные с созданием, деятельностью, реорганизацией и (или) ликвидацией отдельных видов общественных объединений - профессиональных союзов, благотворительных и других видов общественных объединений.

Процедура государственной регистрации профсоюзов осуществляется с учетом требований Закона о профсоюзах, в соответствии со ст. 8 которого государственная регистрация профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов, первичной профсоюзной организации в качестве юридического лица осуществляется в уведомительном порядке.

Порядок и сроки представления документов для государственной регистрации профсоюзной организации, а также порядок взаимодействия органов юстиции и регистрирующего органа определяются Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 442.

Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации вправе не регистрироваться. В этом случае они не приобретают прав юридического лица.

В специальном законе (Законе о благотворительной деятельности), которым устанавливаются основы правового регулирования благотворительной деятельности, содержится отсылочная норма, указывающая, что государственная регистрация благотворительной организации осуществляется в порядке, установленном федеральными законами. И связано это с тем, что благотворительные организации могут создаваться в формах как общественных организаций (объединений), так и фондов, учреждений и в иных формах, предусмотренных федеральными законами для благотворительных организаций. При этом в форме учреждения благотворительная организация может создаваться, если ее учредителем является благотворительная организация (ст. 7 Закона о благотворительной деятельности).

Таким образом, если благотворительная организация будет создана в одной из форм общественных организаций (объединений), то специальный порядок государственной регистрации, предусмотренный в Законе об общественных объединениях, в полной мере будет распространяться на благотворительные организации. В других случаях будет применяться порядок государственной регистрации, установленный Законом о регистрации юридических лиц.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.