Рефераты. Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Предусмотренные Законом основания можно разделить на три группы:

а) по решению самого индивидуального предпринимателя в добровольном порядке;

б) при наступлении указанных в Законе юридических событий, с которыми связана физическая невозможность действовать в качестве ПБОЮЛ;

в) по инициативе третьих лиц.

При принятии индивидуальным предпринимателем решения о прекращении своей деятельности в качестве ПБОЮЛ государственная регистрация осуществляется на основании направляемых им в регистрирующий орган двух документов: заявления по форме, установленной Правительством РФ, и квитанции об уплате государственной пошлины.

Во вторую группу входит единственное основание - смерть лица, зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя. В этом случае государственная регистрация осуществляется при поступлении в регистрирующий орган в установленном порядке сведений о регистрации факта смерти физического лица. Представляется, что в аналогичном порядке должна осуществляться государственная регистрация и при объявлении индивидуального предпринимателя умершим (соответствующим документом будет являться решение суда об объявлении гражданина умершим).

В последней группе, помимо таких оснований, как принятие судом решения о признании индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом); вступление в силу приговора суда, которым назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок; аннулирование документа, подтверждающего право временно или постоянно проживать в Российской Федерации, или окончание срока действия указанного документа, особо хочется выделить возможность прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке.

Этот вопрос приобретает особую актуальность, поскольку согласно сложившейся арбитражной практике "нормы ГК РФ о ликвидации юридического лица не могут быть применены в отношении граждан-предпринимателей в силу особенностей их правового положения как субъектов предпринимательской деятельности. Эти особенности учтены в Законе РСФСР "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью" и в Положении о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности. В названных актах предусмотрены случаи и основания аннулирования свидетельств о государственной регистрации физических лиц в качестве предпринимателей и прекращении в связи с этим их предпринимательской деятельности, проводившейся на основании соответствующих регистрационных свидетельств". Процедура ликвидации юридического лица (следующая за принятием решения о его ликвидации), по мнению ВАС РФ, здесь неприменима.

По этим основаниям Президиум ВАС РФ указал, что подобные иски не подлежат рассмотрению в арбитражном суде, а в случае возбуждения такого дела оно должно быть прекращено11 Постановление Президиума ВАС РФ от 25 августа 1998 г. N 6641/97; п. 15 Обзора практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций), от 13 января 2000 г. N 50.. Примечателен тот факт, что в обоих случаях иски о ликвидации ПБОЮЛ заявляли территориальные органы МНС РФ за неоднократные нарушения индивидуальными предпринимателями налогового законодательства.

В соответствии с п. 3 ст. 25 Закона о государственной регистрации территориальные органы МНС РФ вправе обратиться в суд с требованием о прекращении деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке в случае неоднократных либо грубых нарушений им законов или иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей. К таким нарушениям, в частности, относятся неоднократное непредставление необходимых для включения в государственный реестр сведений, представление недостоверных или искаженных сведений, направление в составе документов для государственной регистрации подложного паспорта гражданина РФ, свидетельства о рождении и т.п. Таким образом, как и ранее, территориальные органы МНС РФ не могут принудительно ликвидировать ПБОЮЛ за нарушения им налогового или иного законодательства, не связанного с регламентацией отношений, возникающих в процессе государственной регистрации индивидуальных предпринимателей. Соответствующие полномочия органы МНС РФ могут реализовать только при выявлении нарушений, возникших в процессе государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Означает ли принудительная ликвидация окончательную и бесповоротную невозможность для физического лица заниматься предпринимательской деятельностью в будущем? Анализ п. 4 ст. 22.1 Закона о государственной регистрации позволяет прийти к выводу, что физическое лицо после принудительной ликвидации его как индивидуального предпринимателя вправе вновь обратиться с заявлением о его регистрации в этом качестве лишь спустя один год со дня принятия регистрирующим органом решения о принудительной ликвидации. Здесь правомерно поставить вопрос: есть ли легальная возможность продолжить осуществление предпринимательской деятельности в течение указанного годичного срока? Да, есть, поскольку физическое лицо может заниматься предпринимательской деятельностью не в качестве ПБОЮЛ, а зарегистрировав общество с ограниченной ответственностью, в котором выступит единственным учредителем (ст. 87 ГК РФ, ст. ст. 2, 7 ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью").

Заключение

В данной дипломной работе была изучена история становления нормативной базы, сама нормативная база касающаяся государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Рассмотрев и проанализировав принципиальные положения государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей можно сделать следующие выводы:

Во-первых, данный правовой институт имеет важное значение для осуществления предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации и осуществления контроля за ней со стороны государства, а также обеспечения определенной «безопасности» лиц участвующих в предпринимательской деятельности. На данный момент в России наконец таки стала действовать единая для всей страны система государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, единые формы документов, подтверждающих их государственную регистрацию, отсутствовал федеральный информационный ресурс, содержащий сведения обо всех индивидуальных предпринимателях и юридических лицах.

Во-вторых, на лицо существенные сдвиги в лучшую сторону по упрощению процедуры государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Так с введением в действие концепции «одного окна» упрощена процедура создания юридического лица, приобретения статуса индивидуального предпринимателя; сокращено в несколько раз административные барьеры, препятствующие развитию бизнеса в стране; уменьшился более чем на 1,5 месяца период в течении которого созданное юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) не осуществляло деятельность, следовательно, не получало прибыль, не уплачивало обязательные платежи в бюджет.

Начиная с 1 января 2004 года, процедура государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется в соответствии с основными положениями Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц», а именно:

носит заявительный характер (за исключением некоторых случаев);

срок государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя составляет не более 5 рабочих дней;

минимальный пакет документов, необходимых для государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, определен в Законе № 76-ФЗ;

установлено всего три основания для отказа в государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;

сведения о государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя включаются в виде записи в федеральный информационный ресурс - Единый государственный реестр юридических лиц, и следовательно Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;

каждой записи в государственном реестре присваивается государственный регистрационный номер;

данные Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и юридических лиц являются открытыми и общедоступными.

Система правовых норм о государственной регистрации юридических лиц (как и любая другая система) отмечена иерархической структурой. Во главе - Гражданский кодекс Российской Федерации. Затем - Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Наконец, достаточно значимым компонентом данной системы являются принимаемые в соответствии с ГК РФ и ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» иные нормативные правовые акты Российской Федерации. На этом акцентируется особое внимание в связи с тем, что правильное применение ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» невозможно в случае игнорирования норм ГК РФ, других федеральных законов, а также ряда иных нормативных актов.

В-третьих, существует и ряд проблем связанных с государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

Федеральный закон пытается решить проблему так называемого одного окна, т.е. максимально освободить учредителей юридических лиц от бюрократических и излишних согласований, представлений большого количества документов и т.д. С точки зрения взаимоотношений учредителей и регистрационного органа, конечно, отношения резко упрощаются, и от этого, безусловно, выигрывают учредители, поскольку Федеральный закон не предусматривает правовую экспертизу представленных на регистрацию документов. Другое дело, что актуальность и достоверность реестра при таком положении дел снижается, что, безусловно, уменьшает его охранительную функцию. Контрагентам юридического лица в ряде случаев придется самостоятельно выяснять необходимые сведения об организации, с которой они намерены заключить, например, договор купли - продажи недвижимости.

Также неясно определена ответственность регистрирующего органа за нарушение сроков регистрации. В соответствии с п. 2 ст. 24 Закона о государственной регистрации нарушение регистрирующим органом этого срока дает право лицу, чьи права нарушены, в судебном порядке требовать возмещения ущерба. Однако практическая реализация этого права затруднена двумя обстоятельствами: необходимостью доказать, во-первых, вину регистрирующего органа и, во-вторых, размер ущерба (причем подлежит возмещению только реальный ущерб, без упущенной выгоды). Сказанное справедливо и применительно к отказу в государственной регистрации.

Итак, следует признать, что институт государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в законодательстве за несколько последних лет продвинулся вперед, но требует своего дальнейшего совершенствования.

Список литературы

Конституция Российской Федерации с постатейным комментарием под ред. Б.Н.Топорнина, Ю.М.Батурина, Р.Г. Орехова. М., 1994 г.;

Гражданский кодекс РФ от 30.11.94 г. Часть 1. // СЗ РФ, 05.12.94, N 32, ст. 3301;

Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (принят ГД ФС РФ 14.06.2002)

Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (принят ГД ФС РФ 23.10.2002)

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998)

Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000)

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001)

Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (принят ГД ФС РФ 14.01.1998)

Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» (принят ГД ФС РФ 13.07.2001)

Федеральный закон от 23.06.2003 N 76-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц» (принят ГД ФС РФ 04.06.2003)

Закон "О предприятиях и предпринимательской деятельности" 25.12.90 г.// Ведомости СНД и ВС РСФСР, 27.12.90, N 30, ст. 418;

Закон Российской Федерации "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" от 22.03.1991 // БНА, N 2-3, 1992 г.;

Закон РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»

Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности»

Закон РСФСР от 25.12.1990 N 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности»

Закон РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»

Закон РФ от 09.12.1991 N 2005-1 «О государственной пошлине»

Закон РФ от 07.07.1993 N 5340-1 «О торгово - промышленных палатах в Российской Федерации»

Федеральный закон от 20.02.1995 N 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» (принят ГД ФС РФ 25.01.1995)

Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (принят ГД ФС РФ 14.04.1995)

Федеральный закон от 11.08.1995 N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (принят ГД ФС РФ 07.07.1995)

Федеральный закон от 28.08.1995 N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 12.08.1995)

Федеральный закон от 08.12.1995 N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (принят ГД ФС РФ 15.11.1995)

Федеральный закон от 26.12.1995 N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (принят ГД ФС РФ 24.11.1995)

Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некомерческих организациях» (принят ГД ФС РФ 08.12.1995)

Федеральный закон от 12.01.1996 N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (принят ГД ФС РФ 08.12.1995)

Федеральный закон от 08.05.1996 N 41-ФЗ «О производственных кооперативах» (принят ГД ФС РФ 10.04.1996)

Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (принят ГД ФС РФ 23.02.1996)

Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (принят ГД ФС РФ 19.09.1997)

Федеральный закон от 08.01.1998 N 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (принят ГД ФС РФ 10.12.1997)

Федеральный закон от 25.02.1999 N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (принят ГД ФС РФ 18.09.1998)

Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ «О политических партиях» (принят ГД ФС РФ 21.06.2001)

Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (принят ГД ФС РФ 13.07.2001)

Федеральный закон от 10.01.2002 N 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» (принят ГД ФС РФ 13.12.2001)

Федеральный закон от 21.03.2002 N 31-ФЗ «О привидении законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» (принят ГД ФС РФ 06.03.2002)

Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ «О центральном банке Российской Федерации (банке России)» (принят ГД ФС РФ 27.06.2002)

Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 «Об утверждении правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию»

Постановление Правительства РФ от 19.06.2002 N 438 «О едином государственном реестре юридических лиц»

Постановление Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 «Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требований к их оформлению»

Указ Президента РФ от 08.07.1994 N 1482 «Об упорядочении государственной регистрации предпринимателей на территории Российской Федерации» // СЗ РФ, 11.07.94, N 11, ст. 1194;

Приказ Минюста РФ от 12.07.2002 N 199 «Об утверждении форм документов, применяемых при государственной регистрации торгово - промышленной палаты, общественного объединения и религиозной организации в качестве юридического лица»

Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 90, Пленума ВАС РФ N 14 от 09.12.1999 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»

Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 N 50 «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)»

Гражданское право (том 1): Учебник/ Е.А.Суханов - М., 2004г.;

Лебедев К.К., Хозяйственное право: Учебник. М., 1996 г. Т.1;

Коммерческое право: Учебник/ А.Ю. Бушев, О.А. Городов, Н.С. Ковалевская и др.; Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. - СПб., 1998 г.;

«Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Закупень Т.В. - М.: 2001.

«Регистрация и ликвидация предприятий в России». Волосатых Н., Сухинина Т., Хаймович М. - М.: 2001.

«Гражданское право. Практикум. Часть I», под. ред. Егорова Н.Д., Сергеева А.П - М.: 2001.

«Гражданское право. Том I», учебник, под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К.- М.: 2001.

«Юридическое лицо - организация - система общественных отношений» Красавчиков О.А. - М.: 1983.

«Общества с ограниченной ответственностью: правовое положение: Практический комментарий. Законы и другие правовые акты. Образцы документов» под ред. Беляев К.П., Горлов В.А., Захаров В.А. М.: 1999.

«Комментарий основных положений Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц"» Сарбаш С.Н. Хозяйство и прааво. 2002 № 1

Приложения

Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании

Заявление о государственной регистрации юридического лица, созданного путем реорганизации

Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица

Заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией

Заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.