Рефераты. Генезис детской беспризорности и безнадзорности

У них фиксируется ослабление чувства стыда, равнодушное отноше-ние к переживаниям других, агрессивность, гру-бость, лживость, несамокритичность и пр. Адлер А. Беспризорные дети. - Ф.-на Майне. 1997. С. 135. Таков далеко не полный перечень признаков социаль-ной болезни, именуемой детской безнадзорностью и беспризорностью. Но даже те ее признаки, которые стали пред-метом пристального внимания главным образом психологов, в конце концов ведут к деградации личности ребенка, ко-торой сопутствует ориентация на асоциальное, преступное поведение. Не случайно беспризор-ных и безнадзорных детей относят к группе социального риска.

Есть еще одно объясне-ние, почему беспризорный ребенок, подросток принадлежит к этой группе. Дело в том, что он не только опасен для общества и окружающих, но и его жизнь, здоровье, состояние тоже находятся в опасности, не зависимо от того, исхо-дит ли она от «вожака», под чьим на-чалом он существует, или от представителя госу-дарственной власти, стремящегося его обнаружить. Другими словами, беспризорник - не только правонарушитель (потенциальный или состоявшийся), но и человек, нуждающийся в по-мощи. Вот почему понятие "группа социального риска" фигурирует в разном контексте как в нор-мативных документах, так и в правовых исследо-ваниях, посвященных проблемам детской безнадзорности и беспризорности.

Социальная, личностная характеристика бес-призорника, бесспорная его принадлежность к группе социального риска объясняет, почему он опасен для общества не только современного, но и будущего. Дальнейшее развитие этого явления нахо-дится в прямой связи с социальной проблемой национального масштаба, которую политологами принято называть вырождением нации Пугачев В.П. Политология. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. - С. 257..

Однако в рамках настоящего исследования недостаточно определить правовые, социальные, политические аспекты, вкладываемые в понятия детской беспризорности и безнадзорности. На наш взгляд, рассматривая происхождение этого явления, необходимо также раскрыть его сущность в историческом аспекте.

Следует отметить, что детская беспризорность и безнадзорность как явление берет свое начало со времени образования семьи как ячейки общества. В дохристианской Руси в родовой общине сла-вян существовала традиция заботиться о сиротах «всем миром» Кривоносов А. Н. Исторический опыт борьбы с беспризорностью // Государство и право, 2003. № 7. С. 92.. С принятием христианства связывают начало государственной политики заботы о детях. Статья 99 Русской Правды вменяла в обязанности опекунам "печаловаться" о сиротах. Термин "печаловаться" означал заботу по воспитанию сирот, покровительство тем, кто "не дюже ся будут (т.е. не смогут - прим. авт.) сами собою печаловаться" Василькова Ю.В. Социальная педагогика. Курс лекций / Уч. пособие.- М.: Знания, 1999. С. 86-87..

Собственно государственная политика призрения детей-сирот начинается, по мнению исследователей, со времен царствования Ивана Грозного, когда появились первые сиротски-е дома, которыми ведал Патриарший приказ. В XVI в. Стоглавым собором каждой церкви было опреде-лено открывать училище "для наставления детей грамоте", а для "сирых и немощных" создавать при церкви богадельни Соловьев С.М. Сочинения. - М.: Литература, 1989. Кн. 4. С. 172..

Дальнейшее развитие государственная систе-ма призрения получила при Петре I, который по-ощрял открытие приютов, куда принимали незаконнорожденных с соблюдением анонимности происхождения. Один из первых в России круп-ных сиротских государственных домов был пост-роен в 1706 г. новгородским митрополитом Ио-ной при Холмово-Успенском монастыре Беляков В.В. Сиротские детские учреждения в Рос-сии. Исторический очерк. - М.: Проспект, 1993. С. 92.. "Си-ротским монастырям" было приказано обучать детей грамоте, а также создавать школы, где учить сирот арифметике и геометрии. В июне 1718 г. Петр 1 издает указ, по которому было велено "малолетних и нищих ребят, бив батоги, по-сылать на суконный двор и к прочим мануфакту-рам". Поскольку богадельни и госпитали были пе-реполнены, то царским распоряжением сирот отдавали на воспитание в семьи, а мальчиков 10 лет и старше - в матросы Беляков В.В. Сиротские детские учреждения в Рос-сии. Исторический очерк. - М.: Проспект, 1993. С. 38, 116..

Дальнейшее развитие система призрения по-лучила при Екатерине II. Под патронажем импе-ратрицы существовали "воспитательные дома" и приюты, главное назначение которых состояло в том, чтобы на время укрыть ребенка от беды, а затем определить "в семью благонравного поведения" Дети улицы. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей / Под ред. А.П.Майорова. - М.: Инфра-М, 2001. С. 112..

В XIX в. число детей в воспитательных домах быстро росло, а условия жизни ухудшались. Чрез-вычайная скученность, недостаточное питание, отсутствие ухода и медицинской помощи приво-дили к чрезвычайно высокой детской смертнос-ти. Так, при Александре I смертность в воспита-тельных домах доходила до 75 % См. например: Беляков В.В. Указанное сочинение. С. 10-12; Василькова Ю.В. Указ. соч. С. 96-100..

Православная церковь не могла оставаться в стороне от решения проблемы беспризорности. Были созданы монастыри, где находили приют обездоленные дети. В отличие от западной церк-ви, которая видела свою основную благотвори-тельную задачу в том, чтобы призреть сирот, т.е. дать им приют и пропитание, русская церковь взяла на себя выполнение важнейших функций: воспитания, обучения, лечения, призрения детей, оставшихся без родителей. К XIX в. почти все крупные монастыри имели при себе богадельни и детские приюты.

Во второй половине XIX в. в развитии образо-вания происходят существенные перемены. В пе-дагогике активно начинают развиваться гуманистическое, духовное и нравственное направления. Педагогическая общественность обращается к вопросам самосовершенствования личности, сво-бодного воспитания, реформирования образования Бурлакова Т.Т. Гуманистическая воспитательная си-стема детского дома. Реализация философско-педагогических идей Л.Н. Толстого в педагогической практике Ясно-полянского детского дома. - Тула: Литпросвет, 2001. С. 34.. В эту эпоху судебных реформ в России сфор-мировались основные направления деятельности государства и общества по предупреждению пра-вонарушений несовершеннолетних. Государство направляло свои усилия преимущественно на раз-витие правовых основ превентивной политики, практические шаги осуществляли общественные силы Беляева Л.И. Материалы конференции "Подросток и закон". Институт "Открытое общество" (Фонд Сороса). - М.: Юристъ, 2002. С. 3.. Развивалось законодательство, были учрежде-ны суды для несовершеннолетних; исправительные заведения для подследственных и подсудимых. Эти заведе-ния находились в тесной связи с судами Отчет Московского общества патроната за 1914 г. - М., 1915. С. 3-5.. В такие приюты несовершеннолетние помещались по ре-шению судов для несовершеннолетних. Несовер-шеннолетние, вышедшие из мест заключения, жили, работали, иногда проводили в этих при-ютах по нескольку лет. Внутренний распорядок жизни, система воспитания были аналогичны су-ществовавшим в исправительных заведениях. К 1917 г. на территории России располагалось 538 детских приютов, где воспитывались 29650 детей Василъкова Ю.В. Социальная педагогика. Курс лекций / Уч. пособие.- М.: Знания, 1999. С. 104-114..

Всплеск роста числа беспризорных изошел во время Первой мировой и Гражданской войны. В 1921 г. их насчитывалось 4,5 млн. чел., по другим данным в 1922 г. было 7 млн. беспризорников Рожков А.Ю. Борьба с беспризорностью в первое со-ветское десятилетие // Вопросы истории, 2000. № 11. С. 134..

В советской России борьба с беспризорно-стью стала политической задачей. После октябрьской революции 1917 г. система благотворительных учреждений была уничтоже-на. Заботу о детях-сиротах государство взяло на себя. Для решения проблемы детской беспризорности потребова-лись значительные усилия со стороны государст-ва и общества в целом. Опыт ликвидации детской беспризорности в Советском Союзе представляет интерес и для настоящего времени, поскольку он помогает понять, как складывались современные подходы к решению проблемы беспризорности и безнадзорности детей и подростков Дети улицы. Образование и социальная адаптация безнадзорных детей / Под ред. А.П.Майорова. - М.: Инфра-М, 2001. С. 112..

Осенью 1921 г. при ВЦИК образовалась ко-миссия по улучшению жизни детей под председа-тельством Дзержинского, которую называли ДЧК - детской чрезвычайной комиссией Рожков А.Ю. Борьба с беспризорностью в первое со-ветское десятилетие // Вопросы истории, 2000. № 11. С. 134-135..

Основной формой борьбы с беспризорностью было определение детей и подростков в учрежде-ния интернатного типа. Создавались приемно-распределительные пункты, где дети находились под наблюдением педагогов и врачей до направ-ления в детские учреждения постоянного пребы-вания (детские дома, детские городки, колонии и коммуны), трудоустройства, либо возвращения родителям или родственникам. В 1917 г. в детских домах воспитывалось 30 тыс. детей, в 1919 г. - 125 тыс. в 1921-1922 гг. - 540 тыс. детей Педагогическая энциклопедия / Под ред. Н.В. Шаповалова. - М.: Наука, T.I. 1964. С. 193..

Попечением о беспризорных занимались раз-личные ведомства и организации (наркомздрав, наркомпрос, НКВД, профсоюзы, комсомол, пар-тийные органы, женотделы и т.д.). Помимо упо-мянутых организаций учет беспризорников вели органы ГПУ, милиция, уголовный розыск. Ос-новная тяжесть работы приходилась на местные органы народного образования (ОНО), но и там было дублирование. При каждом ОНО были со-зданы отделы социально-правовой охраны несо-вершеннолетних (СПОН), в структуру которых входили стол опеки, детский адресный стол, юри-сконсультская часть и комиссия по делам несо-вершеннолетних ("комнес"). Начало 20-х годов явилось периодом быстрого расширения и разви-тия сети таких комиссий; их число в 1925 г. воз-росло, по сравнению с 1920 г. в 8 раз Кривоносов А. Н. Исторический опыт борьбы с беспризорностью // Государство и право, 2003. № 7. С. 95-97.. Был со-здан их руководящий орган - Центральная комис-сия по делам несовершеннолетних. Помимо них существовали детские социальные инспекции (ДСИ), представлявшие собой нечто среднее между обществом милосердия и полицией нра-вов.

Наряду с названными учреждениями возникла и система органов, специально предназначенная для рассмотрения дел о правонарушениях, - ко-миссия по делам несовершеннолетних. Схема борьбы с беспризорностью была простой: ребенок с улицы - детский приемный пункт - дет-ский дом. Такой порядок очень скоро привел к переполнению детдомов, которые государство было уже не в силах содержать. С переводом дет-ских учреждений на местный бюджет в 1923 г. ко-личество детдомов и детей в них стало резко со-кращаться. В целом по стране в 1923 г., по сравне-нию с 1922 г., сеть детдомов сократилась с 6063 до 3971, детей в них - с 540 тыс. до 253 237 человек Кривоносов А. Н. Указанное сочинение. С. 94..

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.