Рефераты. Генезис детской беспризорности и безнадзорности

Генезис детской беспризорности и безнадзорности

3

Генезис детской беспризорности и безнадзорности

Детскую беспризорность и безнадзорность политологи, социологи и правоведы нашего времени относят к социальным болезням, характерным для любого цивилизованного государства, в том числе и России, напрямую связанным с политическим, экономическим развитием страны, функционированием его правовой системы

См. например: См.: Проблемы общей теории права и государства / Учебник для ВУЗов под ред. В.С. Нерсесянца. - М.: Норма, 2002. С. 163; Пугачев В.П. Политология. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. С. 243.. Причины его возникновения и распространения кроются как в правовых и социально-политических аспектах функционирования государства, так и в национальных семейных традициях, в степени развития общественной морали, а также социальной защищенности института семьи и каждого отдельного гражданина государства. В связи с этим данное явление требует глубокого изучения со стороны различных специалистов (юристов, правоведов, политологов, социологов, психологов, педагогов).

В рамках исследования генезиса детской беспризорности и безнадзорности (от лат. genesis - «происхождение»), на наш взгляд, необходимо прежде всего:

проследить динамику дефиниций «беспризорность» и «безнадзорность» в юридической литературе и отечественном законодательстве,

рассмотреть явление детской беспризорности и безнадзорности в историческом аспекте,

охарактеризовать состояние детской беспризорности в России на текущий момент,

обозначить основные причины ее возникновения.

Первое наиболее полное официальное определение беспризорности можно найти в Большой Советской Энциклопедии, изданной в 1930 г.: «Беспризорные - это несовершеннолетние, лишенные педагогического надзора и попечения и живущие в условиях, вредно действующих на их общественные проявления и здоровье. Беспризорными надо считать не только детей, потерявших родителей (или опекунов) и домашний очаг. Если родители (или опекуны) лишают детей пищи, грубо с ними обращаются, совращают их на преступления, разлагающе влияют собственным примером, - дети подобных родителей тоже считаются беспризорными» Большая Советская Энциклопедия. - М.: Советская Энциклопедия, 1930. Т. 1. С. 438. .

Термина «безнадзорность» Большая Советская Энциклопедия не содержала, однако это понятие в современном его значении входило в смысл общего понятия детской беспризорности. Таким образом, в 20-30-е гг. ХХ в. различия между понятиями «беспризорность» и «безнадзорность» практически не было. В официальных документах периода становления Советской власти также вместо терминов «безнадзорность» и «беспризорность» фигурировало понятие детской беспризорности, объединявшее в себе по смысловой нагрузке оба этих термина См.: Постановление правительства РСФСР 1926 г. «Положение о борьбе с беспризорностью» // Сборник постановлений и распоряжений (СП и Р) СССР. 1929. № 18. Ст. 287..

Термин «безнадзорность» в сочетании с детской беспризорностью появился в официальных документах и законодательных актах только с 1935 г. В годы Великой Отечественной Войны в постановлениях Правительства также использовались оба термина, однако их определений в законодательных актах того времени не было См. например: Постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) 1935 г. "О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности" // Сборник постановлений и распоряжений (СП и Р) СССР. 1935. № 32. Ст. 252; Постанов-ление СНК СССР от 23 января 1942 г. "Об устройстве детей, оставшихся без родителей" // Справочник по законодательству для прокурорско-следственных и судебных работников. - М.: Политиздат, 1962. С. 515; Постанов-ление СНК СССР от 15 ию-ня 1943 г. "Об усилении мер борьбы с детской беспризорнос-тью, безнадзорностью и хулиганством" // Справочник по законодательству для прокурорско-следственных и судебных работников. - М.: Политиздат, 1962. С. 561-562. .

Не уделяется должного внимания различиям понятий детской беспризорности и безнадзорности и в действующем законодательстве.

Например, в Положении о комиссиях по делам несовершеннолетних (1967 г.), действующем на сегодняшний день, используется термин безнадзорность Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 3 июня 1967 г. "Об утверждении положения о комиссиях по делам несовершеннолетних" (в редакции от 6 августа 1986 г.) (с изм. от 25.02.93; 30.12.01) // Российская газета от 19.03.93. N 53; Российская газета от 31.12.01. N 256.. Положением предусмотрено, что одной из главных задач комиссий по делам несовершеннолетних является предупреждение детской безнадзорности (ст. 1). Однако определения этому понятию не дано. Термин «беспризорность» в указанном Положении вообще не упоминается, несмотря на то, что устройство несовершеннолетних и охрана их прав (в том числе и права на жилище, предусмотренного ст. 40 Конституции РФ, права ребенка жить и воспитываться в семье, предусмотренного ст. 54 Семейного Кодекса РФ) также указаны в числе первоочередных задач комиссий. Таким образом, в Положении о комиссиях по делам несовершеннолетних не только не уделяется должного внимания понятийному аппарату, но и происходит слияние терминов «беспризорность» и «безнадзорность».

Этих понятий нет и в кодифицированных нормативно-правовых актах, регулирующих права и обязанности несовершеннолетних (например, в Семейном кодексе, в Кодексе об административных правонарушениях, Уголовном Кодексе) Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (с изм. и доп. от 15 ноября 1997 г., 27 июня 1998 г., 2 января 2000 г.) // СЗ РФ от 1.01.96. N 1 ст. 16; СЗ РФ от 10.01.00. N 2 ст. 153; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с изм. и доп. от 25.06.02, 30.10.02,31.10.02, 4.06.03) // СЗ РФ от 7.01.02. (часть I) ст. 1; СЗ РФ от 7.07.03. N 27 (часть II) ст. 2717..

Впервые в законодательстве определения понятий «беспризорность» и «безнадзорность» введены Федеральным законом от 24 июня 1999 г. "Об основах системы профилак-тики безнадзорности и правонарушений несо-вершеннолетних" Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (с изменениями от 13 января 2001 г., 7 июля 2003 г.) // СЗ РФ от 28.06.99. N 26 ст. 3177; СЗ РФ от 14.07.03. N 28 ст. 2880.. В ст. 1 «Основные понятия» даны следующие определения:

«безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц;

беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания».

Таким образом, в Законе определена грань между понятиями «беспризорный» и «безнадзорный», которой является наличие места жительства (пребывания). Однако, несмотря на то, что в указанном Законе присутствуют оба термина, упора на различия мер профилактики этих двух категорий несовершеннолетних нет.

Сохраняется отсут-ствие четких границ между данными дефинициями не только в законодательных актах, но и в современной юридической литературе Дети улицы. Растущая трагедия городов / Доклад для Независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам. - М., 1990. С. 12 - 15; 34.. Кроме того, в последнее время все большее распространение приобретает термин "безнадзорность", объединяющий оба понятия.

Так, например, в работе доктора юридических наук, профессора Э.Б. Мельниковой, беспризорные и безнадзорные дети объединены в общую категорию безнадзорных. Причем предложена следующая классификация детской безнадзорности См. например: Мельникова Э.Б. Профилактика безнадзорности де-тей и подростков // Правозащитник. 1999. № 2. С. 21.:

- полностью лишенные родительского попечения и оказавшиеся в бедственном положении, требующие неотложной помощи и защиты;

- частично лишенные родительского попечения, не требующие применения неотложных мер помощи и защиты, однако нуждающиеся в оздоровлении условий их жизни и воспитания;

- не лишенные родительского попечения, но в связи с конфликтными ситуациями, в которых находятся подростки, и наличием видимых признаков безнадзорности в их жизни и поведении, нуждающиеся в наблюдении за ними и педагогическом воздействии и помощи.

Смешение понятий "безнадзорность" и "бес-призорность" свойственно не только многочис-ленным исследованиям, посвященным различ-ным аспектам детской преступности. Оно имеет место и в официальных правительственных документах См. например: Федеральная целевая программа 1997 года "Профи-лактика безнадзорности и правонарушений несовершенно-летних" // СЗ РФ, 1997. № 41 ст. 4705; Бюллетень Министерства труда и социального развития РФ. 1998. № 3. С. 2 и др..

В связи с тем, что ни в действующем законодательстве, ни в документах государственных органов, ответственных за социально-правовую защиту этой категории несовершеннолетних, ни в юридической литературе нет четкого обозначения этих понятий, прежде чем говорить о происхождении детской беспризорности и безнадзорности, в рамках настоящего исследования необходимо четко разграничить эти термины.

Как справедливо отмечается в юридической литературе, говоря о несовпадении терминов "беспризор-ный" и "безнадзорный", следует учитывать, что безнадзорность в основном определяется с помощью правил педагогики Нечаева А.М. Детская беспризорность - опасное социальное явление // Государство и право, 2001. № 6. С. 58.. Не случайно ее сущность, признаки входят в сферу изучения пе-дагогической науки, обращавшей внимание на правильно понимаемый надзор за несовершенно-летним, который не сводится к контролю за его поведением, времяпрепровождением, а состоит в поддержании, сохранении внутренней духовной связи с ребенком, подростком См. например: Сорока-Росинский В.Э. Школа Достоевского. - М.: Знания, 1978. С. 49; Российская педагогическая энциклопедия. - М.: Наука, 1993. С. 294; Дармодехин С.В. Беспризорность детей в России // Педагогика, 2001. № 5. С. 3.. Такой связи, кото-рая позволяет сохранять даже на расстоянии кон-такт родителей, заменяющих их лиц со своим вос-питанником. Отсутствие именно такого надзора особенно опасно для легко ранимой психики ребенка, заставляя его пополнять ряды беспризорников. Таким образом, между безнадзорностью и беспризорностью существует прочная связь, поскольку безнадзорность служит благоприятной почвой для беспризорности.

В отечественной правовой науке беспризорность и безнадзорность принято рассматривать как стадии одного процесса, одной «социальной болезни» Нечаева А.М. Детская беспризорность - опасное социальное явление // Государство и право, 2001. № 6. С. 59.. Как отмечал еще в 20-е годы ХХ века П.И. Люблинский, говоря о беспризорности, она, «будучи подобной длитель-ному недугу, проходит через несколько стадий или фаз своего развития» См.: Люблинский П.И. Борьба с преступностью в детском и юношеском возрасте (Социально-правовые очерки). - М.: Политиздат, 1959. С. 42.. Начальную фазу этой социальной болезни составляет безнад-зорность, а окончательной стадией, находящейся на грани необратимости, становится беспризорность как таковая, опреде-ляющая положение самого несовершеннолетне-го, его своеобразный социальный статус, кото-рый он обретает по собственному желанию или в силу стечения каких-либо обстоятельств.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.