Рефераты. Формы права

Текст Конституции РФ состоит из 137 статей, содер-жит нормы, относящиеся к различным отраслям права. Для настоящего раздела имеют значение нормы Основ-ного закона, определяющие компетенцию высших орга-нов государства по изданию нормативно-правовых актов определенного вида (ст. 90, 105, 106 и др.), порядок принятия и вступления в действие федеральных зако-нов (ст. 104 - 108), и некоторые другие.

Федеральные законы принимаются в Российской Фе-дерации Государственной Думой, после чего передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения. Закон считается одобренным, если за него проголосова-ло более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. Роль Президента РФ в деле принятия законов (наряду с правом законода-тельной инициативы) заключается в его подписании в течение четырнадцати дней и обнародовании.

Особая группа федеральных законов - конституцион-ные законы, которые принимаются по вопросам, преду-смотренным Конституцией РФ и отличаются особым порядком принятия - требуется 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и 2/3 голосов от общего числа членов Думы. В отличие от этого, напри-мер, такой важный закон, как Гражданский кодекс РФ, принимался простым большинством голосов.

Закон от 14 нюня 1994 г. Закон о порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания // Собр. законодательства РФ. 1994. № 8. Ст. 801. признает датой принятия федерального закона день, когда он был утвержден Го-сударственной Думой в окончательной редакции, а фе-дерального конституционного закона - день его одобре-ния палатами Федерального Собрания в порядке, уста-новленном Конституцией РФ. Федеральные конституционные законы и федеральные законы подлежат офи-циальному опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом РФ.

Для всех видов законов официальной является публикация полного их текста в «Российской газете» или в «Собрании законодательства. Российской Федерации». Федеральные конституционные законы и федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их официального опубликования, если в самом законе не установлен иной порядок его вступления в силу.

В соответствии с Конституцией РФ субъекты Феде-рации (республики, края, области, автономная область, автономные округа и города федерального значения) по вопросам своего ведения осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов. Такие законы не могут противоречить федеральным законам. В этом проявляется принцип единства правовой регламентации и правового режима на территории всего государства.

Правовое регулирование в Российской Федерации» только законами не исчерпывается. Соответствующие отношения регулируются актами Президента, Правительства, а также министерств и иных федеральных органов власти, т.е. подзаконными актами.

Нормативно-правовые акты Президента Российской Федерации. Президент - глава государства, и в соответ-ствии с этим издаваемые им нормативно-правовые акты (указы) занимают следующее после законов место и обя-зательны для исполнения на всей территории Россий-ской Федерации). В качестве предмета регулирования указов выступают основные направления внутренней и внешней политики. В случае противоречия указа Пре-зидента Конституции и законам России на основании заключения Конституционного Суда Российской Феде-рации указ утрачивает силу. По сравнению с законами указы относительно быстро принимаются и вступают в силу. Кроме того, перечень субъектов подготовки проектов указов законодательно не установлен, и по обыкновению они подготавливаются заинтересованны-ми ведомствами или Правительством.

Нормативно-правовые акты Правительства. Прави-тельство Российской Федерации осуществляет исполни-тельную власть в стране и, реализуя эту задачу, прини-мает постановления и издает распоряжения. Решения, имеющие нормативный характер или наиболее важное значение, издаются в форме постановлений. Решения по текущим и оперативным вопросам издаются в форме распоряжений. Особенностью актов Правительства яв-ляется то, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ.

Нормативно-правовые акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти (ведомств).

Особенность их состоит в том, что министерства и ве-домства (к ведомствам по действующему законодательству относят государственный комитет, федеральную службу, российское агентство, федеральную инспекцию) могут издавать приказы и инструкции, содер-жащие нормы права, в случаях и пределах, предусмот-ренных законами РФ, указами Президента, постановле-ниями Правительства. Поэтому издание любого ведом-ственного акта должно быть основано на специальном указании вышестоящих органов, хотя на практике часто бывает по-иному.

Акты этой группы очень многочисленны и многооб-разны. К ним относятся приказы и инструкции, поста-новления, положения, письма, уставы и т.д. Все они издаются для реализации функций государственного управления в разных сферах общественной жизни (про-мышленность, наука, культура, здравоохранение, без-опасность и т.д.) и обязательны для исполнения для всех подведомственных министерствам и ведомствам организаций, учреждений, должностных лиц.

Нормативные акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и иные законные интересы граждан, а также любые межведомственные акты подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и публикуют-ся не позднее десяти дней после регистрации. В соот-ветствий с указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Рос-сийской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также заре-гистрированные, но не опубликованные в установлен-ном порядке, не влекут за собой правовых последствий, поскольку вступившими в силу не считаются.

Регистрация в Минюсте РФ необходима для провер-ки законности нормотворческого решения министерства или ведомства: проверяется, не ущемляет ли данный акт права и свободы граждан, не возлагаются ли им допол-нительные, не предусмотренные законодательством РФ обязанности. На указанные акты нельзя ссылаться судам при разрешении споров. Такое правило является резуль-татом борьбы юристов многих поколений за демокра-тизм принятия и применения ведомственных правовых актов, субъектами исполнения которых являются преж-де всего граждане. Более того, согласно Правилам под-готовки ведомственных нормативных актов, утвержден-ным Правительством РФ 23 июля 1993 г. на централь-ные органы федеральной исполнительной власти возложена обязанность доводить принятые ими ведомственные нормативные акты до сведения соответствующих орга-нов государственного управления РФ, предприятий, организаций, учреждений.

Данные акты вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в газете «Российские вести» либо в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».

Нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации. Локальные нормативные акты.

Органы власти и управления субъектов Федераций, ре-шая задачи, которые встают перед ними, и согласно своей компетенции принимают решения, облекая их в правовую форму. Издаваемые ими нормативные правовые акты рас-пространяются лишь на территории соответствующих ре-гионов. Решения областного уровня (законы, распоряже-ния) доводятся до исполнителей в течение семи дней со дня их принятия, но не позднее даты вступления в силу.

В теории права локальными нормативными актами называются также юридические документы, содержащие нормы права, принимаемые субъектами управления на предприятии, в организации и т.д. Краевая, областная администрация субъектов Федерации (в некоторых ре-гионах - правительство) вправе принимать постановле-ния, распоряжения, приказы. Глава администрации по вопросам, отнесенным к его компетенции, может изда-вать постановления и распоряжения.

Общим для всех видов подзаконных актов Россий-ской Федерации является то обстоятельство, что они, наряду с законами, служат источником законности, т.е. граждане и юридические лица, выполняя нормы права, содержащиеся в подзаконных актах, укрепляют режим законности и правопорядка государства. На принимае-мые правовые решения ориентируются граждане, долж-ностные лица и организации. Среди подзаконных актов существует своя иерархия, производная от иерархии ад-министративной. Так, постановление федерального Пра-вительства имеет большую юридическую силу, чем ана-логичное постановление министерства, правительства области, главы администрации города.

Существуют также локальные акты антигосударственных и негосударственных учреждений и организаций раз-личных форм собственности. Для законного оформления, юридической институционализации эти организа-ции создают различные правовые акты: приказы, издаваемые руководителем организации, уставы и положе-ния, на основе которых осуществляют свою деятель-ность. Подобные акты составляют нижнее звено подза-конных правовых актов и в большинстве случаев, для того чтобы приобрести юридическую силу, должны быть зарегистрированы в соответствующем муниципаль-ном органе власти. Например, устав общества с ограни-ченной ответственностью (либо иной аналогичной орга-низации) приобретает юридическую силу только после регистрации в государственных органах власти.

Общественные отношения могут быть урегулированы и такими источниками права, как договор и обычай, санкционированный государством. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова - М.: Издательская группа ИНФРА - М - НОРМА, 1997.

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.