Рефераты. Формы права

У истоков этой концепции в России стояли Ф. Ф. Кокошкин, В. Ф. Тарановский и Н. Г. Александров.

В русской правовой школе на существование нормативных договоров указывал В. Ф. Тарановский. Согласно его концепции существуют договоры-сделки и договоры нормативного типа. Последние обладают следующими признаками:

а) договаривающиеся стороны стремятся к единой цели - установлению юридической нормы;

б) мотив у договаривающихся сторон один и тот же - наличие потребности в такой норме;

в) договор такого типа создает юридическую норму.

Попытки выявить нормативные элементы в договоре предпринимались и в советское время. В частности, Н. Г. Александров отмечал наличие в реальной жизни особой категории договоров, посредством которых образуются юридические нормы. В одних случаях такие нормообразующие договоры сами по себе являются разновидностью источников права (в международном, государственном и административном праве). В других - соглашение о нормах становится источником права при условии признания за ним такого значения государственной властью. По мнению этого автора, договор является источником права в том случае, если он влечет возникновение юридической нормы или группы юридических норм; тогда договор становится ближайшей силой, создающей договорные («конвенциональные») юридические нормы.

Идея выделения договоров нормативного характера в настоящее время получает дальнейшее развитие, завоевывая новых сторонников. Данное обстоятельство связано с возрождением и укреплением позиций естественно-правовой школы. В частности, идея общественного договора как основы социального и государственного устройства неоднократно поднималась в ходе работы над действующей Конституцией Российской Федерации, а затем нашла свое отражение в Договоре об общественном согласии 1994 г. При этом вызывает интерес сама идея, теоретическое обоснование данного вида договора, а не его реальное воплощение и роль общественной жизни.

В целом перечень нормативных договоров и соглашений у различных авторов совпадает. О. Г. Румянцев относит к ним международные договоры, федеративный договор, различные договоры и соглашения между федеральными органами государственной власти и государственными органами власти субъектов Российской Федерации о взаимной передаче части своих полномочий и предметов ведения, соглашения между субъектами РФ. Вышеуказанные договоры О. Г. Румянцев называет нормативными актами, исходя из широкого понимания права как сложного явления. Румянцев О. Г. Основы государственного строя России (понятие, содержание, вопросы становления). М., 1994.

На наш взгляд, все договоры по их функционально-содержательной природе могут быть разделены на индивидуальные (юридические факты) и нормативные (источники права). Нормативный договор можно определить как договорной акт, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для многочисленного и формально неопределенного круга лиц, рассчитанный на неоднократное применение, действующий независимо от того, возникли или прекратились предусмотренные им конкретные правоотношения.

Выделим следующие признаки нормативного договора.

Во-первых, правовая база нормативных договоров содержится в Конституции и действующем законодательстве РФ. Эти договоры выполняют правовополнительную функцию, дополняя и конкретизируя действующее законодательство РФ.

Во-вторых, в нормативном договоре в качестве хотя бы одной из сторон предполагается участие органа государственной власти, причем чем более высокое место в управленческой иерархии занимает государственный контрагент, тем выше юридическая сила договора.

В-третьих, нормативные договоры заключаются в публичных интересах, их целевая направленность - это достижение общего блага, т. е. общественные цели здесь преобладают.

В-четвертых, нормативные договоры содержат правила поведения, регулирующие поведение не только (а иногда и не столько) непосредственных участников договора, сколько иных коллективных и индивидуальных субъектов. Нормативный договор, таким образом, не замыкается внутри системы договаривающихся сторон, но имеет и внешне юридическое воздействие.

В-пятых, многочисленность и неопределенность адресатов договорных норм, т. е. тех субъектов, на которых направляется юридическое воздействие договора.

В-шестых, договорные нормы всегда рассчитаны на длительное воздействие и неоднократное применение.

В-седьмых, нужно отметить особую, строго формальную процедуру заключения нормативных договоров и специальный порядок рассмотрения споров и конфликтов, связанных и с их исполнением.

В-восьмых, недопустимость в любых обстоятельствах изменения или отказа от исполнения договорных условий в одностороннем порядке. Нормы форс-мажор здесь не применимы.

В-девятых, в отличие от индивидуальных договоров, содержание которых, как правило, составляет коммерческую тайну, для нормативного договора характерно его официальное опубликование, неопубликованный нормативный договор по общему правилу не порождает правовых последствий.

Перечисленные признаки нужно рассматривать системно. Скажем, коллективные договоры не обладают некоторыми из вышеуказанных свойств, что не лишает их нормативных качеств. На практике встречаются правовые акты смешанного характера, содержащие как нормы права, так и индивидуальные предписания. А. В. Демин. Нормативный договор как источник административного права. Государство и право, 1998, № 2. «Один и тот же договор в одной части может устанавливать юридические нормы, а в другой - конкретные субъективные правомочия и обязанности сторон». Н. Г. Александров. К вопросу о роли договора в правовом регулировании общественных отношений. - Ученые записки ВИЮН. М., 1947.

2.5 Нормативно-правовые акты.

Нормативно-правовой акт - это изданный в особом порядке официальный акт-документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права. В. Л. Кулапов. Юридический словарь общетеоретических категорий и терминов / Саратов. юрид. ин-т им. Д. И. Курского. Ред. - издат. отдел. Саратов. - 1993.

Нормативный правовой акт -- одна из основных, наиболее распространенных и совершенных внешних форм современного права. Эта форма права превалирует в странах континентальной Европы (Германия, Австрия, Испания, Франция, РФ) и относится к романо-германскому типу права. Это государственный акт нормативного характера. Государственные акты, которыми разрешаются индивидуально-конкретные дела, в отличие от нормативных актов, называются индивидуальными. Нормативные акты содержат юридические основания (нормы права) для разрешения индивидуальных дел. Нормативно-право-вой акт выступает не только источником в юридическом смысле, но и фактическим источником: это ведь тот познавательный ре-зервуар, из которого люди черпают сведения об юридических нор-мах. Кратко, нормативный акт можно определить как акт пра-вотворчества, содержащий нормы права. К нормативным право-вым актам относятся Конституция государства, иные законы, а также система подзаконных актов (указы Президента, постановления Правительства, приказы и инструкции министерств, ве-домств, госкомитетов, решения местных органов власти). Норма-тивный правовой акт признается основной, господствующей во всех современных цивилизациях формой права в силу вполне объ-ективных причин. Ведущая роль нормативных правовых актов в системе источников права объясняется следующими обстоятель-ствами.

Во-первых, при его помощи достигается наиболее точное и полное выражение юридических норм, верное отражение реальной деятельности и перспектив ее развития. Это помогает проводить единую правовую политику, не допускать произвольного толко-вания и применения юридических норм.

Во-вторых, усложнение общественной жизни и в западных де-мократиях, и на Востоке, рост темпов нынешнего общественного развития, возросшая политизация граждан с неизбежностью вле-кут повышение роли нормативных актов в системе юридических источников права.

В-третьих, именно нормативные правовые акты (а не какие-либо другие внешние формы права) более всего приспособлены к постоянному обновлению действующего права. Иными словами, нормативный правовой акт, хотя имеет особые процедуры приня-тия, может быть издан оперативно, в любой своей части изменен, что позволяет ему быстро (по сравнению с иными формами права) реагировать на социальные процессы.

В-четвертых, нормативные правовые акты легко систематизи-руются и кодифицируются, что в дальнейшем позволяет легко осу-ществлять поиск нужного документа для его реализации.

С введением рынка, развитием частнопредпринимательской
деятельности, появлением частных крупных фирм и предприятий малого бизнеса, функционированием совместных с иностранными концернами предприятий, следует ожидать появления некоторых новых, не существующих пока форм права. Ви-димо, рано или поздно нам придется признать нормативные акты частных организаций. Нельзя, очевидно, будет игнорировать нор-мативно-юридическую силу и типовых договоров, вырабатываемых ими.

Правотворческая практика последних лет отличается боль-шим вниманием к выработке, если можно так выразиться, инди-видуальных форм нормативно-правовых актов, установлению гра-ниц их действия. В. К. Бабаев.. Там же.

В самом общем виде иерархическую систему нормативно-правовых актов России можно представить следующим образом:

1) Конституция (Основной закон); 2) федеральные законы; 3) указы Президента; 4) постановления Прави-тельства; 5) нормативные акты министерств и ведомств.

Особую группу образуют: а) международные догово-ры России; б) нормативные акты органов государствен-ной власти субъектов Федерации.

Так же нормативно-правовые акты делятся по способам установления (Приложения. Табл. 1).

Рассмотрим эти виды нормативно-правовых актов подробнее.

Конституция (Основной закон) Российской Федерации является основой всего законодательства России. Верхо-венство ее в системе нормативных актов Российского го-сударства определяется, следующим: 1) Конституция при-нята на референдуме в результате свободного волеизъяв-ления всего народа; 2) Конституция устанавливает основ-ные начала, принципы, нормы общественного и государ-ственного строя; 3) Конституция содержит перечень ос-новных прав человека и фиксирует структуру и компетен-цию высших органов государственной власти и управле-ния; 4) Конституция принимается, изменяется в результа-те соблюдения усложненной процедуры правотворчества.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.