Рефераты. Федеральное собрание Российской Федерации

Депутаты, не вошедшие во фракции, вправе образовывать де-путатские группы. В отношении депутатской группы Регламент ус-танавливает ограничение -- количество входящих в нее депутатов должно быть не менее 35 (п. 4 ст. 16). Только в этом случае объ-единение депутатов может называться депутатской группой и под-лежит регистрации.

В Государственной Думе первого созыва было сформировано 9 депутатских объединений: 8 фракций и одна депутатская группа

В Государственной Думе второго созыва -- семь депутатских объеди-нений: четыре фракции (Коммунистическая партия Российской Фе-дерации, Либерально-демократическая партия России, «Наш дом -- Россия», «Яблоко») и три депутатские группы (Аграрная депутатская группа, «Народовластие», «Российские регионы»).

Следует отметить, что в Совете Федерации не существует фор-мализованных депутатских объединений. Это объясняется тем, что структурирование этой палаты происходит не на партийной основе. Членами Совета Федерации являются представители субъектов Фе-дерации, обладающие реальной властью и отстаивающие интересы конкретных регионов, а не принципы своей политической принад-лежности.

Фракции и депутатские группы обладают равными правами. Де-путатам, не вошедшим ни в одно из депутатских объединений при их регистрации либо выбывшим из депутатского объединения, предо-ставляется право войти в любое из них при согласии депутатского объединения.

Согласно Регламенту депутат Государственной Думы вправе со-стоять только в одном депутатском объединении (п. 1 ст. 18). Вместе с тем, предусматривается возможность выбытия депутата из депу-татского объединения в случае выхода из него или перехода в другое зарегистрированное депутатское объединение на основании письмен-ного заявления либо на основании решения большинства от общего числа членов депутатского объединения об исключении депутата из состава своего депутатского объединения. Иными словами, депутат вправе сам решить, в каком депутатском объединении ему состоять и состоять ли вообще. Так, согласно аналитическим материалам Ко-митета Государственной Думы по Регламенту и организации работы Государственной Думы, в Государственной Думе второго созыва 15 депутатов перешли из фракций в другие депутатские объединения, 4 депутата из депутатских групп пополнили собой фракции.

Парламентская практика свидетельствует, что председателями депутатских объединений становятся, как правило, лидеры тех пар-тий или движений, на основе которых формировался избирательный блок или избирательное объединение, т. е. наиболее известные по-литические деятели и самые активные парламентарии. Они являются координаторами и своеобразными организаторами работы фракций и депутатских групп; играют значительную, а зачастую решающую роль при формировании позиции депутатского объединения по тем или иным вопросам, выносимым на рассмотрение Государственной Думы. При решении вопросов, относящихся к компетенции Совета Государственной Думы, мнение руководителей депутатских объеди-нений, как и мнение Председателя Государственной Думы, является решающим в отличие от председателей комитетов Государственной Думы, которые входят в Совет Государственной Думы с правом со-вещательного голоса.

Уровень сплоченности депутатских объединений определяется прежде всего дисциплиной, присущей объединениям. Причем она более выражена во фракциях, нежели в депутатских группах, так как именно во фракциях их члены связаны помимо принадлежности к одному парламентскому объединению еще и жесткой партийной дис-циплиной. Это влияет на показатель «внутрифракционной сплочен-ности» как при обсуждении и голосовании за тот или иной проект, так и при принятии других решений.

При всем многообразии политических партий и движений, пред-ставленных в Государственной Думе, между депутатскими объеди-нениями складываются устойчивые связи, часто выражающиеся в со-впадении позиций фракций и групп по обсуждаемым вопросам. Вза-имодействие между депутатскими объединениями зависит в основ-ном от социально-политической обстановки в обществе и от отно-шения политических партий и движений, которые представляют фракции, к определенным событиям, которым они должны дать свою оценку. Причем для некоторых партий эти события являются сти-мулом к взаимодействию, укреплению связей, для некоторых -- пре-пятствием к ним, а иногда и причиной разрыва. Это в свою очередь влияет на общие результаты работы Государственной Думы.

О роли депутатских объединений в Государственной Думе можно судить по тем полномочиям, которые предоставлены им Регламен-том. Объем таких полномочий достаточно велик и их можно было бы разделить на несколько групп.

2.3.1. Полномочия по формированию руководящих органов палаты.

Депутатские объединения вправе выдвигать кандидатов на долж-ность Председателя Государственной Думы и его заместителей. По представлению депутатских объединений палатой избираются пред-седатели комитетов, комиссий и их заместители. В комитетах и ко-миссиях депутатские объединения располагают числом мест, пропор-циональным их представительству. Руководители депутатских объ-единений входят с правом решающего голоса в состав Совета Госу-дарственной Думы.

2.3.2. Полномочия по подготовке и решению процедурных вопросов.

Депутатские объединения могут потребовать от Совета Государст-венной Думы созыва внеочередного заседания палаты с определени-ем даты его проведения; вносить предложения о проведении закры-того заседания, а также по составлению календаря рассмотрения во-просов на очередной месяц.

2.3.3. Полномочия в сфере законотворческого процесса.

Они вы-ражаются прежде всего в том, что группа депутатов -- представителей депутатского объединения может внести на рассмотрение Государ-ственной Думы законопроект по любому вопросу. Кроме того, зако-нопроект, поступивший в Государственную Думу от других субъек-тов законодательной инициативы, и материалы к нему в обязатель-ном порядке направляются в депутатские объединения. При рассмот-рении законопроекта на заседании Государственной Думы заслуши-ваются предложения и замечания депутатских объединений. Регла-ментом предусмотрено, что законопроект, не принятый Государст-венной Думой, дальнейшему рассмотрению не подлежит. Однако в исключительных случаях по требованию депутатских объединений, представляющих большинство депутатов Государственной Думы, председательствующий обязан поставить на голосование вопрос о возвращении законопроекта к процедуре второго чтения.

2.3.4. Полномочия по решению вопросов, входящих в соответствии с Конституцией в компетенцию Государственной Думы.

Депутат-ские объединения вправе вносить проекты постановлений по вопро-сам о даче согласия Президенту Российской Федерации на назначе-ние Председателя Правительства Российской Федерации, о недове-рии Правительству, о назначении на должность и освобождении от должности председателя Центрального банка Российской Федерации и по ряду других вопросов, отнесенных ст. 103 Конституции Рос-сийской Федерации к ведению Государственной Думы. При обсуж-дении данных вопросов преимущественное право на выступления принадлежит представителям депутатских объединений. Состав спе-циальной комиссии, образуемой палатой для дачи заключения на предложение о выдвижении обвинения против Президента Россий-ской Федерации, формируется с учетом пропорционального пред-ставительства депутатских объединений. А при решении вопроса о назначении Уполномоченного по правам человека в Российской Фе-дерации депутатские объединения могут вносить предложения о кан-дидатах на эту должность.

Для реализации своих полномочий депутатские объединения ис-пользуют не только выступления и голосование на заседаниях Госу-дарственной Думы, но также и иные формы работы, к которым следует отнести:

направление заявлений и обращений депутатских объединений к Депутатам Государственной Думы с целью довести особые мнения фракции или депутатской группы по определенному вопросу до сведения Государственной Думы;

подготовка и проведение парламентских слушаний, конферен-ций, семинаров, «круглых столов». Эта форма используется в законотворческой деятельности с целью выяснения мнения регионов, спе-циалистов, общественности по конкретным проблемам, которые тре-буют законодательного решения;

встречи лидеров фракций с Президентом Российской Федерации, Председателем Правительства, руководителями министерств и ве-домств;

организация расширенных заседаний фракций и депутатских групп с приглашением на них представителей федеральных органов государственной власти. Данная форма используется в целях взаи-модействия депутатских объединений с другими ветвями власти по урегулированию различных вопросов;

сотрудничество с регионами, которое осуществляется путем про-ведения заседаний депутатских объединений с приглашением пред-ставителей законодательных органов власти субъектов Российской Федерации, где обсуждаются проблемы этих регионов; используются также выезды депутатов в республики, края и области -- субъекты Российской Федерации. Результатом такого взаимодействия зачас-тую становятся договоры о совместной деятельности;

работа с избирателями. В Государственной Думе проводится прием граждан; рассматриваются поступившие от них предложения и жалобы; депутаты выезжают в регионы, определенные им депутат-скими объединениями для встречи с избирателями, где информируют последних о своей депутатской деятельности, принимаемых законах. работе депутатского объединения и т.п.;

поддержка связей со средствами массовой информации. Здесь спектр взаимодействия достаточно широк и разнообразен. Это II пресс-конференции руководителей и представителей фракций и де-путатских групп, и встречи с журналистами, выступления в печати, на телевидении и радио, проведение в некоторых случаях рабочих заседаний депутатских объединений с участием представителей средств массовой информации. Кроме того, как правило: каждое де-путатское объединение имеет собственный печатный орган;

расширение международных контактов. Фракции и депутатские группы обмениваются опытом парламентской работы с зарубежными странами, проводят встречи с парламентскими делегациями, пред-ставителями партий, фондов других государств; организуют совмест-ные семинары по вопросам парламентской деятельности; подписы-вают соглашения о сотрудничестве.

2.4. Комитеты и комиссии Государственной Думы.

В иерархии структурных подразделений Государственной Думы особое место от-ведено комитетам, поскольку именно на них возложено основное бремя по повседневной, кропотливой работе, связанной с законотворческой деятельностью палаты. Это в свою очередь определяет нали-чие широкого спектра прав и обязанностей, закрепляемых за коми-тетами Регламентом Государственной Думы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.