Рефераты. Федеральное собрание Российской Федерации

6) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

7) назначение на должность судей Конституционного Суда Рос-сийской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Фе-дерации, заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации, членов Президиума Верховного Суда Российской Феде-рации, судей Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, судей Экономического Суда Содружества Независимых Государств;

8) назначение на должность и освобождение от должности Гене-рального прокурора Российской

Федерации, первого заместителя Ге-нерального прокурора Российской Федерации и

заместителей

Гене-рального прокурора Российской Федерации;

9) назначение на должность и освобождение от должности за-местителя Председателя Счетной

палаты Российской Федерации и половины состава ее аудиторов;

10) назначение на должность и освобождение от должности чле-нов Центральной избирательной

комиссии Российской Федерации;

11) рассмотрение вопросов внешней политики и межпарламент-ского сотрудничества;

12) проведение консультаций по вопросам о назначении и отзыве дипломатических представителей;

13) подготовка, рассмотрение и принятие обращения Совета Фе-дерации в Конституционный Суд Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации содержит и иные установ-ления, касающиеся компетенции Совета Федерации, его законода-тельной деятельности, внутренней организации, порядка работы, ста-туса члена Совета Федерации. Они будут проанализированы в пос-ледующих разделах настоящей работы, что позволит в полном объеме охарактеризовать деятельность Совета Федерации в целом.

3. Конституционный статус Государственной Думы.

Конституци-онный статус Государственной Думы определяют конституционные и иные законодательные установления, касающиеся ее особого со-циального назначения, предметов ведения, порядка выборов депута-тов и их правового статуса, внутреннего устройства, порядка работы.

Порядок образования Государственной Думы определяется Кон-ституцией Российской Федерации, федеральными законами «О вы-борах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 21 июня 1995г., «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Рос-сийской Федерации от 19 сентября 1997 г.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право вы-движения кандидатов в депутаты принадлежит непосредственно из-бирателям и избирательным объединениям, избирательным блокам. Выборы в Государственную Думу осуществляются по смешанной мо-дели: половина депутатов избирается по пропорциональной, а другая половина по мажоритарной системе относительного большинства, т.е. 225 депутатов избираются по одномандатным (один округ -- один де-путат) избирательным округам на основе единой нормы представи-тельства избирателей на одномандатный избирательный округ, за ис-ключением избирательных округов, образуемых в субъектах Россий-ской Федерации, число избирателей в которых меньше единой нормы представительства; другие 225 депутатов избираются по федераль-ному округу пропорционально количеству голосов, поданных за фе-деральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избиратель-ными объединениями, избирательными блоками. Основные полномочия Государственной Думы заключаются в осуществлении законодательной деятельности. Помимо этого, Конституция Российской Федерации наделяет данную палату и другими немаловажными правами и обязанностями. Так, согласно ст. 103 Конституции к ведению Государственной Думы относится дача со-гласия Президенту Российской Федерации на назначение Председа-теля Правительства Российской Федерации, а также решение вопро-са о доверии Правительству Российской Федерации. В ее обязан-ности входит назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации, Предсе-дателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов, Уполно-моченного по правам человека. Государственной Думе предоставлено право объявления амнистии. В числе ее правомочий -- выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отреше-ния его от должности.

К положениям, характеризующим конституционный статус Го-сударственной Думы, следует отнести нормы, устанавливающие сроки ее полномочий, и порядок роспуска. Согласно ч. 1 ст. 96 Кон-ституции Государственная Дума избирается сроком на четыре года. В то же время Конституция устанавливает, что Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в слу-чаях, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции Российской Фе-дерации.

В первом случае Президент Российской Федерации вправе рас-пустить Государственную Думу и назначить новые выборы после трехкратного отклонения ею представленных кандидатур Председа-теля Правительства Российской Федерации (ч. 4 ст. 111 Конститу-ции Российской Федерации).

Распустить Государственную Думу Президент может и в случае, если Государственная Дума в течение трех месяцев со дня вынесения ею постановления о недоверии Правительству Российской Федера-ции, повторно подтвердит свое намерение. При такой ситуации Пре-зидент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства Российской Федерации либо распускает Государственную Думу (ч. 3 ст. 117 Конституции).

И, наконец, ч. 4 ст. 117 предусматривает еще один вариант, по-зволяющий Президенту реализовать право роспуска Государствен-ной Думы. Произойти это может в том случае, когда Председатель Правительства Российской Федерации ставит перед Государствен-ной Думой вопрос о доверии Правительству, а Государственная Дума в доверии отказывает. Это требует от Президента принятия ре-шения в течение семи дней об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.

Государственная Дума не может быть распущена:

по основаниям, предусмотренным ст. 117 Конституции Россий-ской Федерации, в течение года после ее избрания;

с момента выдвижения ею обвинения против Президента Рос-сийской Федерации до принятия соответствующего решения Сове-том Федерации;

в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской федерации.

Завершая анализ конституционного статуса палат Федерального Собрания Российской Федерации, необходимо отметить, что процесс отработки механизма их деятельности находится в постоянном раз-витии. Обновляются, уточняются, упраздняются отдельные правила и процедуры их работы, о чем свидетельствуют, в частности, много-численные изменения и дополнения, вносимые в регламенты палат. Корректируется деятельность отдельных подразделений, создаются новые парламентские структуры, устанавливаются дополнительные полномочия.

Глава 2. Порядок формирования палат Фе-дерального Собрания.

Установленный Конституцией Российской Федерации четырехлетний срок полномочий Государственной Думы соответствует мировой практике, согласно которой общенациональные парламенты избираются, как правило, на 4-5-летний срок. Такой период работы позволяет парламенту реализо-вать долгосрочные законодательные проекты, а обществу и самим депута-там - увидеть практические результаты своей деятельности. Вместе с тем данный срок обеспечивает регулярную обновляемость парламента, перио-дический «отчет» депутатов перед избирателями, без чего демократически организованная представительная власть также невозможна. Немаловажно и то обстоятельство, что четырехлетний срок полномочий Государственной Думы соответствует сроку полномочий Президента Рос-сийской Федерации, который избирается также на четыре года. Конституция, однако, не исключает, что парламент не сумеет отработать отведенного ему четырехлетнего срока по причине роспуска. В соответст-вии с ч. 4 ст. 111, в случае когда Государственная Дума трижды отклоняет представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Предсе-дателя Правительства Российской Федерации, Президент Российской Фе-дерации назначает Председателя Правительства, распускает Государствен-ную Думу и назначает новые выборы. Согласно ст. 117 Конституции Рос-сийской Федерации Государственная Дума может быть распущена также в случае, когда она отказывает в доверии Правительству Российской Федера-ции.

Следует заметить, что федеральное законодательство недостаточно четко регулирует срок полномочий Государственной Думы. Так, согласно ч. 4 ст. 99 Конституции Российской Федерации полномочия Государствен-ной Думы прекращаются с момента начала работы Государственной Думы нового созыва. Данное положение находится в определенном противоречии со ст. 109, 111 и 117 Конституции, которые не предусматривают функцио-нирования Государственной Думы, распущенной Президентом Российской Федерации. Таким образом, согласно одной статье Конституции Государст-венная Дума сохраняет свои полномочия, согласно другим - лишена воз-можности их осуществлять. Возникает очевидный разрыв в осуществлении полномочий федеральным органом законодательной (представительной) власти, что при определенных условиях может обернуться негативными по-следствиями для стабильности и преемственности государственной власти.

Переходные положения Конституции Российской Федерации (п. 7) сде-лали изъятие из ч. 1 ст. 96 Конституции Российской Федерации, установив сокращенный срок полномочий для Государственной Думы первого созы-ва - два года. Это мотивировалось переходным характером Государствен-ной Думы первого созыва, необходимостью интенсивного накопления опы-та работы парламента в новых условиях, а также стремлением синхронизи-ровать выборы нового состава Государственной Думы (декабрь 1995 г.) с выборами Президента Российской Федерации (июнь - июль 1996 г.).

В соответствии с ч. 2 ст. 96 порядок формирования Совета Федерации и Государственной Думы устанавливается федеральными законами. Подго-товка и принятие данных законов могут служить примером труднейшего политического компромисса.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.