Рефераты. Европейское право - новая юридическая специальность

Со временем европейское право охватит новые сферы отноше-ний, новые страны и регионы. Оно может стать символом новой Европы, объединенной на базе общих интересов, достижений интег-рации. Это несомненно потребует немалых усилий государств, наро-дов, миллионов и миллионов простых людей. Интеграция станет успешной прежде всего тогда, когда в центре ее внимания окажется человек, а сама она будет осуществляться на демократических осно-вах. Что же касается ее форм и методов, то они наиболее эффективны при условии, что соответствуют ее принципам.

Европейское право -- учебная дисциплина

В российских высших юридических учебных заведениях до сих пор, как правило, не преподавался курс европейского права. Он еще не вошел в официально утвержденную обязательную программу дисциплин, подлежащих изучению будущими юристами. Соответст-венно ни в одном из юридических вузов не было кафедр европейско-го права, не было и учебников и учебных пособий по этому предмету. Непривычной была сама идея его преподавания.

Разумеется, студенты получают некоторые знания в сфере евро-пейского права. Отдельные проблемы, особенно связанные с созда-нием европейских сообществ и Европейского союза, рассматривают-ся в курсе международного права. Но делается это как бы походя, главным образом в связи с изучением региональных международных организаций. Определенное внимание проблемам сообществ и евро-пейского права уделяется в рамках новой самостоятельной юриди-ческой учебной дисциплины, посвященной правовому регулирова-нию международных экономических отношений. Однако и здесь тема европейского права растворилась в массе других проблем. В последнее время ряд общих вопросов развития европейских сооб-ществ и Европейского союза, в частности проблема конфедерализма и федерализма, стал затрагиваться в курсах общей теории государст-ва и права, а об институтах и праве сообществ и Европейского союза в сопоставительном плане начали говорить в курсах внутригосудар-ственного (национального) права, что, кстати, значительно облегча-ет их восприятие. Впрочем, удельный вес проблем европейского права не был, да и не может быть сколь-нибудь значительным, хотя здесь, пожалуй, больше аналогии с. национальным правом, чем с международным.

Примеры можно продолжить, но и приведенных выше достаточ-но для вывода о том, что, хотя некие знания в сфере европейского права студентам давались, они, эти знания, могли носить лишь отры-вочный, далеко не систематизированный, а то и просто поверхност-ный характер. И если с таким положением раньше приходилось ми-риться, отчасти в силу инерции старых подходов, а то и по причине шатаний в системе высшего юридического образования, то по мере наведения определенного порядка и обновления программ наступа-ет время пересмотра прежних позиций. Нельзя не замечать, что зна-ние европейского права постепенно превращается в условие квали-фицированной и продуктивной работы российского юриста во мно-гих сферах правового развития. В активные деловые отношения Рос-сии с Европейским союзом и государствами-членами включаются как сама Федерация, так и ее субъекты, как государственные учреж-дения и предприятия, так и частный бизнес.

В самое последнее время ситуация в сфере высшего юридическо-го образования начала меняться в лучшую сторону. В некоторых вузах, например в Академическом правовом университете при Ин-ституте государства и права Российской Академии наук, европей-ское право включено в программу обучения в качестве обязательно-го предмета. При Московском государственном институте междуна-родных отношений создается Центр европейского права. Можно ожидать, что на такой путь встанут многие другие юридические вузы России. Появился ряд интересных публикаций по проблемам евро-пейского права. Большая работа по изучению европейских проблем, в том числе правовых, проводится в Институте Европы Российской Академии наук. Эти и другие меры позволяют наладить подготовку специалистов по европейскому праву, которые становятся все более нужными в нашей стране.

Многоаспектность европейского права, его комплексный харак-тер, включение в его состав не только отдельных норм, но и объем-ных разделов из других отраслей права, как публичного, так и част-ного, наглядно подтверждают трудности, стоящие на пути препода-вания. В наше время очень трудно -- если вообще возможно -- быть одновременно специалистом по конституционному, административному, гражданскому, таможенному, налоговому, антимонопольному, трудовому, банковскому, страховому, международному н многим другим отраслям права. Между тем не только природу европейского права, но и особенно его функционирование невозможно раскрыть без того, чтобы не обращаться ко всему объемному разноотраслевому нормативному материалу.

Европейское право как учебная дисциплина для российских сту-дентов, бесспорно, должно отличаться по своему содержанию и стилю от своих аналогов, изучаемых в университетах стран, входя-щих в Европейский союз. В России, которая не является и, очевидно, еще длительное время не будет являться государством -- членом Европейского союза, преподавание европейского права должно кон-центрироваться главным образом на общих проблемах Союза, а также на тех «внешних» проблемах, которые связаны с развитием отношений между ним и Россией. Однако это не означает, что про-блемы внутренней организации и особенно правового регулирова-ния многообразной деятельности европейских сообществ и Евро-пейского союза должны полностью отойти на второй план и изла-гаться упрощенно. Дело обстоит иначе.

Изучение европейского права в России имеет многофункцио-нальное назначение. Разумеется, углубленные знания о сообществах и Европейском союзе нужны сегодня в первую очередь тем, чья дея-тельность в той или иной мере протекает в сфере торговых отноше-ний между Россией и ЕС. С расширением связей России с Европей-ским союзом и его государствами-членами численность тех, для кого знание европейского права составляет обязательное условие успеш-ной деятельности, будет постоянно расти. Процесс ратификации Со-глашения о партнерстве и сотрудничестве России с Европейским союзом идет к концу, а значит Соглашение вскоре будет действовать в полную силу.

Без знания европейского права сегодня невозможно грамотно за-ниматься вопросами европейской и мировой политики. Назначение и реальную роль сообществ, Европейского союза, других региональ-ных организаций в Европе можно раскрыть, только хорошо понимая их правовой статус, внутреннюю структуру, права и обязанности, формы и методы деятельности. Не случайно историки, политологи, экономисты в своих работах уделяют правовым аспектам интеграци-онных процессов самое пристальное внимание.

Наука европейского права

Как и само европейское право, наука о нем очень молода. Можно было бы сказать, что в России она находится еще в зароды-шевом состоянии, а в странах Европейского союза, где ее развитие началось на несколько десятилетий раньше, наука европейского права, пожалуй, достигла подросткового возраста. В нашей стране особенно очевидна диспропорция между потребностями в научных знаниях о европейском праве и результатами, достигнутыми иссле-дователями. С одной стороны, изучение европейского права, как и других сфер развития интеграционных процессов, становится в Рос-сии все более важным направлением не только в системе высшего юридического образования, но и в научных исследованиях. Это прямо связано с повышением роли Европейского союза в современ-ной экономике и политике в континентальном и в мировом масшта-бах и особенно в рамках экономических и внешнеполитических ин-тересов нашей страны. С другой стороны, в России еще не создан достаточно мощный самостоятельный центр по изучению европей-ского права, который объединил бы специалистов в данной отрас-ли науки.

Научные разработки проблем европейского права, главным об-разом права сообществ, в настоящее время наиболее развиты в Институте государства и права Российской Академии наук, где под-готовлен ряд монографий и сборников по этим проблемам. Среди них следует назвать работы Ю.М. Юмашева «Правовое регулиро-вание прямых иностранных инвестиций в ЕС» (1988), «Междуна-родно-правовые формы внешнеэкономических связей ЕЭС» (1989), И.С. Крыловой «Европейский парламент (правовые вопросы)»' (1987), Б.Н. Топорнина «Европейские сообщества: право и инсти-туты» (1992), «Евратом: правовые проблемы» (1992, ответственный редактор -- А.И. Иойрыш). За пределами Института вышли всего две правовые работы: М.Л. Энтина «Суд европейских сообществ: правовые формы обеспечения западноевропейской интеграции» (1987) и А.В. Клемина «Европейский союз и государства-участники: взаимодействие правовых порядков (практика ФРГ)» (Казань, 1996). Правда, имеется немало интересных статей, опубликованных по про-блемам права сообществ, но перечень монографических работ, к сожалению, на этом исчерпывается, что никак нельзя считать даже мало-мальски удовлетворительным итогом.

Что касается других разделов европейского права, то положение здесь не лучше. Оно облегчается лишь тем, что многие вопросы разрабатываются в рамках международного права. В последнее время заметно оживилась разработка проблем, связанных с вступлением России в Совет Европы. Об этом говорится в сборнике документов и материалов «Право Совета Европы и Россия», подготовленном С.А. Глотовым (1996). О Совете Европы написал монографию М.Л. Энтип (1996).

Юристы не одиноки в разработке проблем европейской интегра-ции. Многое делается экономистами, политологами, историками, представителями других отраслей науки. Разработка этих проблем была начата еще в 60-е годы прежде всего в Институте мировой экономики и международных отношений. В настоящее время одним из главных центров таких исследований является Институт Европы Российской Академии наук. Соответствующие разработки прово-дятся и в некоторых иных академических институтах, в Институте научной информации по общественным паукам, Институте всеоб-щей истории, Институте международных экономических и полити-ческих проблем и др. Научная работа по европейским проблемам развивается в ряде высших учебных заведений России, в первую очередь в Московском государственном университете им. М.В. Ло-моносова, Московском государственном институте международных отношений. Создана и успешно действует Ассоциация европейских исследований (АЕВИС), объединяющая высококвалифицирован-ных специалистов, изучающих проблемы развития Европы. В итоге сегодня можно говорить не только о количественном, но и качествен-ном приросте в комплексной научной дисциплине -- российской европеистике.

Путь, пройденный нашей наукой, был отнюдь не простым и не легким. Первые разработки начинались еще тогда, когда на исследо-вателя давил груз жесткой идеологизации обществоведения, что не-минуемо порождало штампы и стереотипы мышления. Во многих случаях не виной, а бедой ученых была строго контролируемая необ-ходимость следовать за официально признанными догмами и уста-новками, что практиковалось даже тогда, когда условия обществен-ного развития кардинально менялись. Отсюда проистекали упро-щенчество и схематизм, отсутствие глубокого анализа жизненных реалий. Длительное время, например, и в теории, и на практике абсо-лютизировалось и примитизировалось негативное отношение В.И. Ленина к выдвинутому в первой половине XIX в. и воспринято-му европейскими социал-демократами лозунгу Соединенных Шта-тов Европы'. На этой основе сам замысел западноевропейской интеграции объявлялся нежизненным и реакционным. При этом игнори-ровалось то, что Ленин делал свои выводы в совершенно иных исто-рических условиях.

Все это, может быть, в какой то мере объясняет, но, бесспорно, не оправдывает негативную позицию, занятую первоначально офи-циальной наукой по отношению к западноевропейской интеграции. В теоретическом плане это означало игнорирование объективной природы интеграционных процессов, неумение отделить сущест-венные, принципиальные черты общественного развития от кон-кретных и временных политических интересов. Неудивительно, что при таком подходе экономическое сообщество практически отожде-ствлялось с НАТО, а суть интеграции виделась в агрессии между-народного империализма.

На первое место при рассмотрении проблем интеграции выдвига-лись противоречия, которые якобы неминуемо приведут к развалу сообществ. Это была трансплантация столь распространенного в те годы тезиса о неизбежном обострении межимпериалистических про-тиворечий, которые ничто не может ни устранить, ни даже сущест-венно смягчить. Это была явная «зашоренность», мешавшая строго научному анализу. И дело не в одних лишь противоречиях: они дей-ствительно имели место и нередко заметно влияли на ход событий, преимущественно сдерживая и ограничивая развитие интеграции. Ошибка состояла в том, что вне анализа оставались факторы, способ-ствовавшие преодолению противоречий, поиску согласия и компро-мисса. К сожалению, запрограммированное выпячивание противо-речий можно отметить в научной и учебной литературе и в начале 90-х годов. Только этим можно объяснить, например, то, что согла-шения о принятии новых стран в Европейский союз на правах ассо-циированного членства трактовались как доказательство усиления традиционных и возникновения новых противоречий внутри «Об-щего рынка»'.

И все же серьезные разработки стали пробивать себе путь еще в 60-е годы. В последующие десятилетия вышел ряд содержательных монографий. Но только с преодолением догматизма и открытием широких возможностей для объективного анализа положение дел как в обществоведении в целом, так и в европенстике в частности существенно изменилось.

Нельзя не отметить, однако, что правовые проблемы западноев-ропейской интеграции не занимали большого места в работах, посивших исторический, внешнеполитический и экономический ха-рактер. Должной связи между юристами и их коллегами из смежных областей европсистики не было. Сотрудничество между ними толь-ко налаживалось. Вероятно, оно окрепло бы значительно быстрее, если бы российская наука не оказалась на рубеже 80--90-х годов в трудном положении. Особенно сильно била по науке нехватка фи-нансовых средств.

Неудивительно, что в этих условиях объем публикаций по про-блемам развития европейского права, равно как и по другим пробле-мам европеистики, заметно сократился -- особенно это коснулось монографических изданий. Однако, невзирая на трудности, ученые продолжили свои разработки. В центр внимания попали также во-просы, связанные с развитием самой России. Речь шла в первую очередь о том, насколько опыт европейских сообществ может быть полезен для формирования новых отношений России с бывшими советскими республиками, особенно в рамках СНГ. Отклоняя по-пытки механического заимствования опыта западноевропейской ин-теграции, ученые подчеркивали необходимость творческого освое-ния и применения базовых, основополагающих принципов междуна-родных отношений, имеющих универсальное значение. В этой связи была усилена разработка методологических проблем интеграции.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.