Рефераты. Электронное правительство

В результате приоритетными оказались наличие новостей, интернет-адрес других органов власти, контактных данных должностных лиц и структурных подразделений данного органа власти, а также наличие форума и иноязычного варианта ресурса. Что и свидетельствует о полнейшем отсутствии представления о функциях даже не столько интернет-ресурса, сколько самого органа власти. Что, в принципе, целиком можно объяснить слабостью институтов гражданского общества в Украине. Но тем более серьёзной является задача государственных органов, в частности, ответственных за разработку интернет-ресурсов.

Таким образом, клиент не знает, чего требовать, правительственные службы не представляют, что предлагать - и, вероятно, даже не задумываются еще над вопросом собственной ответственности за формирование специфических (касающихся услуг правительственных сервисов) информационных потребностей граждан и, что важнее, за формирование социальной и психологической мотивации граждан - основание, опираясь на которое гражданин будет решать, нужно именно ему электронное правительство или нет, что именно ему нужно, насколько это важно лично для него, какие это будет иметь последствия и т.п.

Мы ведем речь большей частью о гражданах, тем не менее ситуация с бизнесами та же. Бизнесы также не доверяют государству и всем инициированным им инновациям. Предприниматели настолько привыкли к законам коррумпированного общества, что предложение просто и доступно решать большинство вопросов деятельности бизнеса в обход чиновников вообще воспринимают чрезвычайно скептически - все равно в конце концов надо будет обращаться не к порталу, а к клерку, и тот уже своего не упустит. Тендеры в интернете воспринимаются лишь как очередная ширма для обычной деятельности по договоренности и за взятку. И надо заметить, что государство, в частности уполномоченные им должностные лица, именно такие схемы и вводит - конечно, как пробные и временные. Но это означает, что не меняется принцип.

В первой части мы обосновали специфическую для Украины и посттоталитарных стран вообще необходимость делегировать инициативу внедрения электронного правительства и всю финансовую и правовую ответственность за его формирование именно государству. Тем не менее, приведенная нами аргументация не исключает участия других двух секторов - общественного и бизнес. Более того, поскольку ведущая роль может принадлежать только государству - по крайней мере на данном этапе - тем более ответственной является “вспомогательная” роль общественной и бизнес-инициативы. Хотя в качестве и первой, и второй мы рассматриваем профессиональные сообщества - специалистов в сфере ИТ, одни из которых распоряжаются капиталом, а другие нет. Их роль наиболее ответственна, так как, в отличие от государства, они четко представляют возможности и ограничения ИТ и рассчитывают не только на более или менее удачную компиляцию чужих решений. Специалисты точно знают, зачем ИТ государству, гражданину, бизнесмену. И, соответственно, знают, какие меры следует предпринимать и почему, а каких шагов следует избегать и по какой причине. Члены правительства же (ИТ-продвинутые энтузиасты) разрываются между налаженными традиционными схемами и выгодными, но неапробированными инновациями. Яркой иллюстрацией является жалоба исполнительного директора сайта российского ГИБДД Василия Чучупала на форуме "Технологии и решения для электронной России", что его предложение опубликовать на сайте квитанции для оплаты дорожного налога столкнулась с сопротивлением поставщиков бланков квитанций, которые боялись утратить рынок. 3 Хотя, следует заметить, в Российской Федерации идея электронного правительства нашла незаурядную поддержку, несмотря на те же недостатки внедрения, что и в Украине.

Что же касается нашего государства, формально и его правительство включилось в процессы информатизации. Общий перечень созданных электронных страниц довольно значителен. Но мы сосредоточимся на ресурсах региональных органов власти. Ведь такую же разветвленную систему локализованных ресурсов имеют разве что сборщики налогов - но при существующих процедурах взаимодействия с этой структурой мало кто отважится заполнять любые формы самостоятельно, без консультаций с работниками налоговой службы. Кроме того, система электронных платежей лишь начинает вводиться, а закон про электронную цифровую подпись только рассматривается Верховной Радой. Итак, соответственно, эта служба не является он-лайновой, а созданные ресурсы в полную силу - по абсолютно объективным причинам - смогут работать нескоро. Ресурсы центральных органов власти также не отвечают требованиям электронного правительства и даже он-лайнового сервиса.

Таким образом, остаются страницы региональных органов власти - по определению они должны быть приспособлены к использованию самыми широкими слоями граждан, иметь достаточно широкий спектр функций, чтобы не требовать в обязательном порядке принятия каких-то специальных нормативных актов и быть пригодными для выполнения своих функций чуть ли не с первого дня запуска.

Однако до сих пор ситуация крайне далека от теоретически обоснованных целей создания подобных ресурсов. Посетив и попробовав воспользоваться каждым из существовавших на февраль 2002 года ресурсов, мы провели анализ использованных для их создания средств (как сугубо технического исполнения, так и формирования содержательного наполнения) и качество их работы. После чего попытались сформулировать цель их создания исходя не из теории информационного общества или э-правительства и возможностей ИТ, а из грубой практики: какую информацию из этих ресурсов можно почерпнуть, какими сервисами можно воспользоваться, насколько это реально для среднестатистического посетителя и среднестатистических же (весьма скромных) технических возможностей последнего (мощность компьютера, качество и скорость соединения). Прибавим, что большинство этих ресурсов включены в перечень региональных органов власти на сайте Кабинета Министров Украины. 4

Анализ сделан с точки зрения обычного украиноязычного пользователя, который является гражданином Украины и жителем соответствующей области - то есть, чьи интересы сугубо прикладные. Посетитель сайта априори ищет конкретные сведения и старается решить абсолютно определенные вопросы, а не найти материал для чтения или просмотра иллюстраций.

Общий итог после посещения страниц областных администраций - собственно, так же, как и страниц Кабмина, Госкомсвязи и большинства других государственных сайтов - цель ресурсов является сугубо презентационной, исполнение большей частью на пещерном уровне. Непрофессиональны дизайн и программное обеспечение сайтов. Содержание большинства напоминает выписку из короткого страноведческого атласа. Иностранцам представленная информация ничем не поможет, украинцам тоже не расскажет ничего нового - и ничем не заинтересует ни тех, ни других. Практической пользы от посещения сайта большей частью никакой - ни для дальнейшего общения с органами власти, ни для посещения области, ни для полезного досуга, ни для работы, ни для обучения. А сколько средств было израсходовано - и на компьютерную технику, и на подключение к сети, и собственно на создание сайтов. И все это - следствие элементарного непонимания чиновников - зачем и кому (кроме Президента для отчетов на международном уровне) может понадобиться такой ресурс, кто и за какой именно информацией туда будет заходить.

Итоги:

Сервисы “правительство-бизнесам” и “правительствам-гражданам” формально развиваются в Украине параллельно с сервисом “правительство-правительству”. Тем не менее, фактически оказывается, что правительственные структуры не в состоянии осознать возможности информационных технологий, а следовательно - важность их применения в сфере сотрудничества государственных структур и общества. Результатом является формальное выполнение законов, формализация задач отдельных государственных органов, и в конце концов - абсолютная ненужность ресурсов, на которые израсходованы немалые средства налогоплательщиков.

Но именно эти сервисы стимулируют частную инициативу в экономической, социальной, политической, культурной, научной сфере. Трансформация процессов взаимодействия государства и граждан, обусловленная внедрением данных модулей электронного правительства, является наиболее благоприятной для экономического развития государства, создания благосостояния его граждан.

Мы подчеркиваем - сервисы G2B и G2C ориентированы на широкую аудиторию, на представителей всех социальных групп, которые так или иначе оказываются в сфере влияния этих сервисов. Профессиональная элита отрасли информационных технологий лишь координирует и корректирует процесс формирования информационного общества и реализации проекта электронного правительства. Пользователями сервисов электронного правительства постепенно становятся все социальные группы, поскольку цель создания электронного правительства - оптимизация социальных, политических и экономических процессов, связанных с властью.

Таким образом, главной проблемой, которая стоит перед украинским правительством, является осознание собственной роли как сервиса, предназначенного для обслуживания граждан, и соответствующее построение информационной инфраструктуры, формирование содержательного наполнения правительственных ресурсов.

Темы для обсуждения:

q Почему бизнес - такой же приоритетный объект правительственных сервисов, как и граждане?

q Получают ли какую-то пользу от G2B и G2C-сервисов бизнес и граждане, не имеющие доступа ни к компьютеру, ни к сети?

q Чем отличается правительственный (городской, областной) портал от просто сайта администрации?

q Какие правительственные услуги следует прежде всего предоставлять в он-лайновом или электронном режиме?

q Какой должна быть цель создания правительственных сайтов или порталов, их основная функция?

q Как соотносятся роли государственных структур, граждан и бизнеса в электронном пространстве, является ли такой же ситуация в офф-лайновых отношениях?

q При каких обстоятельствах наличие сайта не превращает правительственный сервис ни в он-лайновый, ни в электронный?

q Какова роль правительства в трансформации неправительственных государственных ресурсов в электронный ресурс?

q Что означают понятие “интуитивный” и “дружеский” относительно электронного государственного ресурса?

q Какова роль интуитивной навигации, дружеского интерфейса в общих процессах внедрения электронного правительства и формирования информационного общества?

q Какие сферы жизнедеятельности человека упрощает и вместе с тем обогащает внедрение соответствующего электронного ресурса?

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.