Рефераты. Документы и тайна

О признаках подготавливаемого, совершаемого или со вершенного противоправного деяния, по которому произ водство предварительного следствия обязательно.

О лицах, подготавливающих, совершающих или совер шивших противоправное деяние, по которому производство предварительного следствия обязательно.

О событиях или действиях, создающих угрозу-государ ственной, военной, экономической или экологической безо пасности Российской Федерации".

Противоречия в законодательстве по работе с ДИОД, незнание нормативных актов в данной области и в итоге не должным образом организованная работа с ДИОД могут привести к плачевным результатам. Летом 2001 г. проходил судебный процесс по делу сотрудника МИД, передавшего секретные документы одной из зарубежных стран. Решением суда сотрудник МИДа был уголовно наказуем. В то же время при оглашении приговора судьей была допущена юридическая ошибка: на открытом заседании суда было оглашено, что обвиняемый являлся внештатным сотрудником КГБ--ФСБ. Однако в Указе Президента РФ "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне", а также в

ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" определено, что гостайной является информация:

о лицах, сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими контрразведывательную или оперативно-розыскную деятельность (внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе);

раскрывающая принадлежность конкретных лиц к кадровому составу органов внешней разведки Российской Федерации;

о лицах, оказывающих (оказавших) конфиденциальное содействие органам внешней разведки Российской Федерации.

В итоге против судьи, по заявлению адвокатов подсудимого было возбуждено уголовное дело по ст. 283 УК РФ "Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, если эти сведения стали достоянием других лиц, при отсутствии признаков государственной измены".

Зачастую в некоторых организациях имели и имеют место нарушения действующего законодательства, нормативных документов, регулирующих вопросы работы с ДИОД, ее защиты:

не соответствует установленным требованиям пропускной и внутриобъектовый режим в административных зданиях

(Приложение 3);

оборудование помещений, предназначенных для хранения в обработки ДИОД, и размещение режимно-секретных служб, служб безопасности коммерческих организаций не соответствует установленным требованиям (Приложения 3, 4);

отсутствуют списки лиц, допущенных к работе с ДИОД, которые в ряде случаев подшиваются в дела совместно с документами секретной переписки по другим вопросам (Приложение 2);

отсутствует допуск у ряда руководителей, в обязанности которых входит обеспечение защиты государственной тайны, служебной и коммерческой тайны (часть );

допуск работы с ДИОД не отражен в должностных инструкциях;

в органы ФСБ России представляются материалы для оформления допуска на лиц, не включенных в номенклатуру должностей работников, подлежащих оформлению на допуск к особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям в организации (часть 1);

при изменениях штатного расписания не всегда своевременно вносятся соответствующие изменения в номенклатуру должностей работников;

в делах отсутствуют списки лиц, имеющих право на ознакомление с материалами данного дела (Приложение 2);

не отбираются документы на уничтожение, в результате чего в делах продолжают храниться документы с 60-х годов, которые в настоящее время не представляют исторической и практической ценности (Приложение 2);

не соблюдаются правила проведения совещаний и переговоров с использованием информации ограниченного доступа (Приложение 2);

не ведется учет приема иностранных представителей;

не соблюдается порядок выезда сотрудников организации, обладающих информацией ограниченного доступа, за рубеж (часть );

заграничные паспорта сотрудников, имеющих допуск к ДИОД, как правило, хранятся на руках;

персональные компьютеры и копировально-множительная техника, на которых осуществляется обработка ДИОД, не прошли специальную проверку;

не соблюдаются требования к изготовлению, учету, использованию и хранению бланков документов, печатей, штампов (Приложение 2).

До настоящего времени во многих организациях, которые ведут секретную переписку, не оформлены лицензии (разрешения) на право ведения секретной работы (часть ).

Список нарушений можно продолжать.

Нарушения обеспечения режима секретности и конфиденциальности показывают, что организация работы с ДИОД на предприятиях и в организациях не отвечает в полной мере требованиям действующего законодательства в этой области за период с 1991-2001 гг. Во избежание указанных нарушений и недостатков для установления должного порядка работы с ДИОД в организациях будет полезна информация, изложенная в книге.

Отнесение сведений к государственной тайне осуществляется руководителями органов государственной власти в соответствии с Перечнем должностных лиц, наделенных полномочиями относить сведения к государственной тайне, утверждаемым Президентом РФ.

При приеме на службу, связанную с необходимостью доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, предусмотрена процедура оформления допуска. В книге подробно исследуется и приводится организация документаци-онного обеспечения по этому вопросу, а также делаются выводы и предложения для организации этой работы с конфиденциальной информацией органов государственной власти, организаций.

Другими, охраняемыми законами, являются тайны: личная (персональные данные) служебная; коммерческая; банковская; медицинская; нотариальная; записи актов гражданского состояний; почтово-телеграфных отправлений; адвокатская; аудиторская; журналистская; религиозная; партийная и др.

Служебную тайну составляет несекретная информация, ограничение которой на распространение диктуется служебной необходимостью.

Состав информации, к которой доступ граждан ограничивается в интересах обеспечения функций организаций, относится к служебной тайне, и ее определяет руководитель организации. Он несет ответственность и за порядок охраны информации.

Общие условия, когда информация может приобретать характер служебной тайны, определяются в ст. 139 ГК РФ: "Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.

Информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными настоящим Кодексом и другими законами".

Содержание профессиональной тайны (к которой возможно отнести также врачебную; аудиторскую, адвокатскую, нотариальную и др.) определяется в законодательстве, регулирующем соответствующие виды деятельности: следственной тайны -- в Уголовном процессуальном кодексе РФ или в ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности", врачебной тайны -- в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и т.д.

В то же время указанные виды профессиональной тайны можно отнести к такой группе конфиденциальной информации, как персональные данные.

В ст. 10 (п. 8) ФЗ "Об основах государственной службы" устанавливается обязанность государственного служащего хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан. Это требование прямо вытекает из ст. 23 Конституции РФ, которая рассматривает неприкосновенность и тайну частной жизни как важнейший элемент правового статуса гражданина Российской Федерации. Суть его в том, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается.

Несоблюдение данной статьи Конституции РФ и основных статей закона привело и приводит к обострению криминальной обстановки в стране. Например, по "квартирному вопросу" -- передача госслужащими, работниками организаций (медицинским персоналом, работниками ДЭЗов и тд.) криминальным элементам персональных данных, которые являются конфиденциальной информацией (о больных, немощных людях, пенсионерах и т.д., владеющих квартирой или прописанных в определенном месте).

В полном объеме правовой режим сведений о гражданах будет определяться Федеральным законом "О персональных данных", проект которого рассмотрен Государственной Думой в первом чтении.

В книге, в связи с тем, что ДИОД может быть государственной или негосударственной, использовалась ст. 6 ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации".

Государство имеет право выкупа ДИОД физических и юридических лиц.

Собственник информационных ресурсов, содержащих сведения, отнесенные к государственной тайне, вправе распоряжаться этой собственностью только с разрешения соответствующих органов государственной власти. ДИОД может быть товаром, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Статья 6 Закона гласит: "Право собственности на средства обработки информации не создает права собственности на информационные ресурсы, принадлежащие другим собственникам. Документы, обрабатываемые в порядке предоставления услуг или при совместном использовании этих средств обработки, принадлежат их владельцу. Принадлежность и режим производной продукции, создаваемой в этом случае, регулируются договором".

Самое важное на законодательном уровне -- создать механизм, позволяющий согласовать процесс разработки законов с реалиями и прогрессом информационных технологий в области документированной информации ограниченного доступа. Законы работают через нормативные документы, подготовленные соответствующими ведомствами.

Специфической особенностью является то, что во многих случаях невозможно обеспечить выполнение строгих режимных и организационных мер по отношению к конфиденциальной информации на законодательном уровне. Главное же чего, на наш взгляд, не хватает современному российскому законодательству, это принятия координирующих и направляющих мер по безопасности всех видов конфиденциальной информации в целом. Поэтому на рассмотрение читателей данной книги выносится вариант проекта ФЗ "О конфиденциальной информации" (Приложение 11), созданного по аналогии с Законом "О государственной тайне".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.