Рефераты. Договор поставки

С учетом этого в нормах Кодекса заложено лишь одно ограничение, защищающее сторону от необоснованного затягивания процесса согласования разногласий. Правило п.1 ст.507 ГК требует от стороны, предложившей заключить договор и получившей от другой стороны предложение о согласовании его условий, в 30-дневный срок, если иной срок не установлен законом или не согласован сторонами, принять меры для согласования этих условий, то есть внести в проект договора учитывающие ее интересы изменения или письменно уведомить другую сторону об отказе от заключения договора. При невыполнении этих требований диспозитивной нормы п.1 ст.507 ГК она обязана возместить другой стороне убытки, вызванные уклонением от согласования условий договора.

Общий же порядок заключения договора (ст.432-444 ГК) - путем направления предложения заключить договор (оферты) и его принятия другой стороной (акцепт оферты), - удобный как юридическая конструкция, совершенно не ложится в рамки реальной процедуры заключения договоров поставки в современных условиях. Поэтому нередко происходит следующее: сторона начинает выполнять договор (осуществляет отгрузку товара), полагая, что он заключен, и не получает исполнения встречного обязательства по оплате, поскольку другая сторона не считает договор заключенным, так как, по ее мнению, не все условия были согласованы.

Нередко стороны мыслят стереотипами плановой экономики: согласовав условия по телефону, начинают отгрузку или осуществляют платежи по команде (требованию) другой стороны, а потом начинают оформление договорных отношений путем подписания единого документа. Часто это приводит к спору, судебному разбирательству. Поскольку стороны не могут представить убедительных для суда письменных документов, свидетельствующих о наличии договорных отношений на момент совершения действий (отгрузка или платеж), а в силу п.1 ст.162 ГК они лишены права ссылаться на свидетельские показания, суд обычно признает, что стороны не состоят в договорных отношениях.

Можно выделить несколько причин возникновения таких ситуаций:

- невключение в предложение заключить договор (оферту) (в рассматриваемом случае - это проект договора в виде одного документа, подписываемого сторонами) всех существенных условий, как они понимаются согласно п.1 ст.432 ГК, или порядка их согласования;

- отсутствие четкой процедуры подготовки и заключения договора на предприятии или несоответствие этой процедуры юридическому порядку заключения договора: согласование условий параллельно несколькими отделами без координации действий между ними, отсутствие документального фиксирования достигнутых соглашений или пересмотр уже достигнутых соглашений без отражения этого в проекте договора (протоколе разногласий);

- отсутствие стратегии и четкой процедуры ведения переговоров;

- ведение переговоров по согласованию условий договора или его подписание неуполномоченными лицами;

- неправильное оформление договора.

Рассмотрим, что следует делать с учетом требований норм нового ГК, чтобы избежать указанных трудностей.

Возвращаемся к моменту, когда была закончена подготовка предварительного проекта договора поставщиком (см. предыдущие публикации). Он прошел согласование внутри организации со всеми заинтересованными службами, информация от которых использовалась при формировании его условий. Обычно это планово-экономический отдел (информация из маркетингового плана); производственный отдел (информация из производственного плана); финансовый отдел (информация из финансового плана); главный бухгалтер; юридическая служба (готовит проект, используя упомянутую информацию от служб с учетом требований действующего законодательства и практики договорной работы в организации) (см., например, п.2.12 письма Министерства юстиции СССР и Государственного арбитража СССР от 11 августа 1989 года "О методических рекомендациях о правовом обеспечении выполнения договорных обязательств по поставкам продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления и участия в этой работе юридических служб предприятий, объединений и организаций" - БНА СССР, 1990, N 3).

Теперь такой проект договора, подписанный руководителем организации или другим лицом, имеющим соответствующие полномочия по учредительным документам организации (п.5 ст.185 ГК), считается юридически значимым предложением заключить договор (оферта).

Но наивно было бы полагать, что это предложение будет сразу же принято другой стороной, а использование протокола разногласий как формы, содержащей замечания другой стороны, спасет ситуацию.

На этом этапе процедуры заключения договора более важна даже не подготовка поставщиком окончательного варианта проекта, а выявление условий, по которым возможно возникновение сложностей и от которых зависит успешный ход переговоров и достижение соглашения, отвечающего интересам обеих сторон.

Реально диапазон возражений может быть достаточно широким: представление своего проекта договора, полностью отменяющего формулировки первоначального предложения, растягивание во времени процесса согласования условий (конечно, с соблюдением требований ст.507 ГК), обмен новыми встречными предложениями о заключении договора (ст.443 ГК "Акцепт на иных условиях").

Часто на стадии преддоговорных контактов возникает вопрос о целесообразности подготовки предварительного проекта договора непосредственно перед переговорами. Однако это может привести к остановке переговорного процесса и возникновению споров, ибо норм для правового регулирования переговорного процесса в действующем гражданском законодательстве недостаточно. В Кодексе переговоры упоминаются прямо лишь в ч.2 ст.431 ГК как обстоятельство, имеющее значение для выяснения действительной общей воли сторон с учетом цели договора.

Правовому урегулированию разногласий на стадии преддоговорных контактов посвящена ст.507 ГК.

Уполномоченный на ведение переговоров представитель предприятия (руководитель делегации, если будут участвовать несколько лиц, например при переговорах параллельно между службами в рамках общих переговоров "лицом к лицу") на основе информации о контрагенте, предварительно использовавшейся при формировании условий договора и уточненной службой информации перед началом переговоров - состоятельность (условия о сроках и формах оплаты, выбор средств обеспечения), добропорядочность и деловая репутация (степень жесткости формулировок условий договора, выбор средств защиты) - прорабатывает ситуации, которые могут возникнуть в ходе переговоров. В частности, с юридической службой выявляются условия, по которым возможны альтернативные предложения контрагента, и готовится несколько (три или четыре) альтернативных формулировок (вариантов проекта договора), последовательно, во все большей степени учитывающих интересы контрагента. В зависимости от тактики переговоров будут использоваться мягкие или жесткие формулировки.

Рассмотрим возможные процедуры заключения договора, более эффективные по сути, но требующие высокой степени организации взаимодействия между службами предприятия и грамотного (квалифицированного) участия в этом юридической службы.

Как правило, после подготовки проекта договора (или нескольких его вариантов) начинается непосредственный процесс переговоров по заключению договора поставки.

Возвращаясь к нашему случаю подписания одной стороной проекта договора, нужно заметить, что используемая здесь схема переговоров несет на себе отпечаток прежней системы заключения договора, когда основным было как можно быстрее заключить договор, то есть установить хозяйственные связи между субъектами. Сегодня же, хотя фактор времени не утратил своего значения (время, как известно, - деньги), для сторон гораздо важнее действительное согласование своих интересов и достижение соглашения по всем условиям договора. С учетом этого процесс переговоров по заключению договора может протекать различными способами.

В целом процесс переговоров по заключению договора начинается с момента, когда необходимость в поставке и получении данного вида или групп товаров (продукции) уже осознана сторонами, то есть просчитана экономическая эффективность и коммерческая выгода будущей сделки и стороны обладают достаточной информацией друг о друге как о будущих контрагентах. Конечно, совсем необязательно начинать процесс с подготовки проекта договора, как в рассматриваемом нами случае. Но в пользу именно такого варианта существует несколько весомых аргументов.

Во-первых, это традиции: практика заключения договоров, доставшаяся от плановой экономики, еще оказывает свое влияние.

Во-вторых, на переговорах "лицом к лицу" или путем обмена письмами этот проект удобно использовать как план переговоров и в процессе согласования "идти" прямо по его условиям.

В-третьих, одновременная подготовка проекта договора и согласование условий требуют высокого уровня взаимодействия соответствующих служб как на предприятии, так и между предприятиями, чего у нас пока не наблюдается.

В-четвертых, подготовка окончательного проекта договора по окончании переговоров (как, например, принято в США) не гарантирует, что по прошествии времени, нужного юридической службе для составления проекта, не возникнет необходимости в новых переговорах, уже по формулировкам, в ходе которых достигнутые принципиальные соглашения между сторонами могут быть пересмотрены.

Далее процесс переговоров может идти следующими способами:

1) "лицом к лицу" полномочных представителей сторон (ответственных лиц от отделов, которым поручено ведение переговоров по заключению договоров) с одновременным или последующим согласованием условий договора с соответствующими отделами и службами представляемого предприятия.

Функции по заключению договоров могут быть предоставлены (совместно с юридической службой) специальному договорному подразделению, выделенному на предприятии, или производственному, планово-экономическому отделам, отделу закупок или сбыта - по договорам поставки продукции, выпускаемой предприятием, или отделам материально-технического снабжения и комплектации - по договорам поставки сырья, материалов, комплектующих изделий (см. п.2.6 Методических рекомендаций Минюста СССР и Госарбитража СССР);

2) "лицом к лицу" и (или) путем обмена документами параллельно между различными службами предприятий с координацией деятельности этих служб внутри каждого предприятия;

3) "лицом к лицу" и (или) путем обмена документами с привлечением третьих лиц (других коммерческих организаций) к деятельности отдельных служб каждого предприятия (консультанты, дизайнеры и т.п.) либо с привлечением третьих лиц к участию в переговорах на стороне предприятия (смежников-поставщиков, плательщиков, перевозчика, отправителей, получателей и др.);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.