Рефераты. Договор перевозки.

10. От договора перевозки груза (ст. 785 ГК) принципиально отличается договор об организации перевозок (ст. 798 ГК). Последний может быть заключен перевозчиком и грузовладельцем при наличии между ними устойчивых связей, обусловленных систематическими перевозками грузов в течение более или менее длительного периода.

Договоры об организации перевозок (на практике их именуют долгосрочными, годовыми, навигационными, "генеральными") могут быть заключены на время навигации, на год или на больший срок. В таком договоре в первую очередь устанавливаются общие для всех предстоящих разовых отправок грузов условия организации перевозок. Эти условия могут вытекать из особенностей конкретной обстановки, в которой осуществляются перевозки, или определяться особенностями перевозимых грузов.

В нем могут быть определены формы конкретизации обязанностей по предъявлению груза и подаче транспортных средств (акцептование перевозчиком заявок или заказов отправителя, сроки подачи таких заявок или заказов), порядок расчетов между сторонами и другие условия организации перевозки. Но в договоре об организации перевозок не определяются количество груза, который должен быть перевезен в результате одноразовой отправки, сроки подачи транспортных средств и предъявления груза для каждой отправки, размер платы за конкретную перевозку груза и т.д. В нем могут быть определены лишь общие объемы груза, подлежащего перевозке в течение обусловленного периода (навигации, года, трех или пяти лет и т.п.), и установлены меры ответственности за невыполнение перевозок груза в этом объеме в целом по итогам обусловленного в договоре периода.

Основанием ответственности сторон за неосуществление разовой перевозки в каждом случае будет служить конкретный договор перевозки груза. Подобная ответственность наступает для сторон безотносительно к тому, был ли ими заключен договор об организации перевозок. Таким образом, этот договор представляет собой самостоятельную гражданско-правовую сделку, не совпадающую по значению и правовым последствиям с договором о конкретной перевозке груза.

§ 3. Договор перевозки пассажиров и багажа

1. По договору перевозки пассажиров и багажа одна сторона - перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, а другая сторона - пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа - и за провоз багажа (п. 1 ст. 786 ГК).

Этот договор - одна из разновидностей обязательства по перевозке. В гл. 40 ГК он назван в числе других договоров перевозки - перевозки груза, фрахтования. Его предметом, как и предметом перевозки груза, служит деятельность перевозчика - транспортная услуга. Эта деятельность выражается в самом перемещении.

В этом сходство между двумя договорами. Однако по характеру объектов перемещения данные договоры не совпадают. Договор перевозки груза опосредствует отношения по перемещению такого материального объекта, как груз (в большинстве случаев - товар). Напротив, договор перевозки пассажира и багажа регулирует отношения, возникающие из перемещения физического лица - пассажира, а в некоторых случаях и его багажа. Таким образом, потребителем услуги, оказываемой перевозчиком, выступает пассажир. Поэтому на отношения из перевозки пассажира и багажа, помимо ГК и транспортных уставов и кодексов, распространяется Закон "О защите прав потребителей" (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 сентября 1994г. N 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей").

Различие в объектах перевозки предопределяет и несовпадение ее условий. Отсюда и различие обязанностей субъектов договоров и прежде всего перевозчика. Именно поэтому каждый из этих двух договоров представляет собой самостоятельную разновидность обязательства перевозки.

Договор перевозки пассажира может включать в себя и обязанность перевозки его багажа. Перевозка багажа не рассматривается в ГК или в каком-либо из транспортных уставов и кодексов как разновидность договора перевозки. Она неотделима от перевозки пассажира, так как потребовать принять от него багаж вправе лишь пассажир, т.е. лицо, получившее проездной билет и тем самым уже вступившее в договор пассажирской перевозки со своим контрагентом.

Таким образом, для возникновения обязанности перевозки багажа нужно дополнительное соглашение, выступающее в качестве юридического факта. Следовательно, то сложное правоотношение, которое возникает между перевозчиком и пассажиром, дополняется на основании такого соглашения еще одним правомочием и корреспондирующей ему обязанностью перевезти багаж. Если основной договор оформляется проездным билетом, то дополнительное соглашение о перевозке багажа удостоверяется багажной квитанцией, выдаваемой в подтверждение принятия багажа к перевозке.

Из сказанного вытекает, что основной договор перевозки пассажира носит консенсуальный характер. Он возникает в момент достижения соглашения сторон и оформления этого соглашения проездным билетом. Могущая возникнуть в качестве дополнения данного обязательства обязанность перевозчика перевезти багаж и правомочие требовать такой перевозки багажа реальны. Для их возникновения необходима передача багажа перевозчику, оформляемая выдачей багажной квитанции с отметкой (штемпелем) в проездном билете пассажира. При этом багаж может быть сдан перевозчику лишь по предъявлении пассажиром проездного билета независимо от того, где сдается багаж - в пункте отправления или в пути. Багаж может быть выдан пассажиру еще до прибытия последнего в место назначения. Выдача багажа не влечет за собой прекращения обязанности доставки пассажира.

Формы проездного билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами (п. 2 ст. 786 ГК). Этот порядок для разных видов транспорта неодинаков. Так, согласно ст. 82 УЖТ эти формы устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области финансов.

Формы билетов и других проездных документов на автомобильном транспорте устанавливаются Министерством транспорта РФ (п. 78 УАТ). На воздушном транспорте эти вопросы решаются специально уполномоченным органом в области гражданской авиации (п. 2 ст. 105 ВК). На воздушном и железнодорожном транспорте, за исключением городского и пригородного сообщения, в отличие от других видов транспорта, проездной билет является именным. Багажная квитанция во всех случаях выдается на предъявителя. Утраченный пассажирский билет не возобновляется, и уплаченные за него деньги возврату не подлежат. В случае утраты багажной квитанции багаж может быть выдан пассажиру по его заявлению при предъявлении им данных о его праве на получение багажа.

Перевозка пассажира и багажа может быть признана перевозкой транспортом общего пользования. Для этого нужно, чтобы соответствующая коммерческая организация была обязана по закону, в силу предписаний иных правовых актов или на основании разрешения (лицензии) осуществлять такую перевозку при обращении к ней любого гражданина. В указанном случае договор, исполняемый таким перевозчиком, признается публичным (ст. 426 ГК).

2. Договор пассажирской перевозки относится к числу возмездных. Приобретая билет, пассажир тем самым исполняет лежащую на нем обязанность оплаты перевозки. Предъявляя для перевозки багаж, он отдельно оплачивает его перевозку. Плата за перевозку пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами (п. 2 ст. 790 ГК). Как и при перевозке груза, о чем говорилось ранее, четкий порядок установления тарифов во всех транспортных уставах и кодексах еще не определен. В отличие от перевозки грузов регулирование тарифов на перевозки пассажиров и багажа в городском и пригородном сообщении, кроме железнодорожного транспорта, осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ.

По соображениям, изложенным ранее применительно к плате за перевозку груза, также нельзя признать оправданным и право воздушного перевозчика устанавливать плату за перевозку пассажиров и багажа воздушным транспортом общего пользования (п. 3 ст. 64 ВК).

На воздушном транспорте багаж в пределах определенной весовой нормы принимается к перевозке без какой-либо дополнительной оплаты (помимо стоимости пассажирского билета). За пределами этой бесплатной нормы перевозка багажа оплачивается отдельно. В обеспечение причитающейся ему провозной платы и других платежей перевозчик вправе удерживать переданный ему для перевозки багаж, если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки и не вытекает из существа обязательства (п. 4 ст. 790 ГК).

Определенные группы пассажиров имеют право на льготы при уплате провозных платежей. В таких случаях перевозки транспортом общего пользования оплачиваются по льготным тарифам, регулируемым в указанном выше порядке. Некоторые категории граждан полностью освобождаются от провозной платы законом РФ, а для городского и местного сообщения - решением органов субъектов Федерации. Понесенные транспортной организацией в связи с предоставлением льгот и преимуществ расходы возмещаются ей за счет средств соответствующего бюджета.

Согласно ст. 792 ГК перевозчик обязан доставить пассажира и багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков - в разумный срок. Сроки отправления и прибытия пассажира и багажа, следующего в большинстве случаев с тем же транспортным средством, которым доставляется пассажир, установлены в виде расписания движения соответствующих транспортных средств.

Опоздание отправления пассажира или прибытия соответствующего транспортного средства в пункт назначения по сравнению со сроками отправления или прибытия, указанными в расписании, означает нарушение перевозчиком условий договора перевозки пассажира. Поэтому за задержку отправления транспортного средства, перевозящего пассажира, или опоздание прибытия такого транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщениях) перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном соответствующим транспортным уставом или кодексом (ст. 795 ГК). В настоящее время возможность взыскания такого штрафа и его размер установлены в ст. 110 УЖТ (3% за каждый час задержки, но не более чем в размере стоимости проезда), ст. 196 КТМ (до 50% платы за проезд пассажира и платы за провоз его багажа), п. 2 ст. 116 КВВТ (3% стоимости проезда за каждый час задержки или опоздания, но не более чем в размере стоимости проезда), ст. 120 ВК (25% минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более 50% провозной платы).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.