Рефераты. Договор доверительного управления

Вознаграждение по договору коммерческой концессии может выплачиваться пользователем правообладателю в форме фиксированных разовых или периодических платежей, отчислений от выручки, наценки на оптовую цену товаров, передаваемых правообладателем для перепродажи, или в иной форме, предусмотренной договором (ст. 1030 ГК).

5. Договор коммерческой концессии может быть заключен как на определенный срок, так и без указания срока.

Существенное условие договора коммерческой концессии - конкретизация предмета договора путем указания на тот объем, в котором пользователь может использовать комплекс исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя. Способы определения этого объема могут быть различными. В частности, возможно установление в договоре минимального и (или) максимального объема использования. Договор может быть заключен с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности.

По общему правилу ст. 1029 ГК пользователь не вправе разрешать другим лицам использование предоставленного ему комплекса исключительных прав или части комплекса на условиях субконцессии. Однако данное общее правило является диспозитивным, поэтому право пользователя заключать договор субконцессии может быть предусмотрено договором коммерческой концессии. Более того, в договоре может быть предусмотрена обязанность пользователя предоставить в течение определенного срока определенному числу лиц право пользования указанными правами на условиях субконцессии.

В силу производного характера договор коммерческой концессии не может быть заключен на более длительный срок, чем договор коммерческой концессии, на основании которого он заключается. По той же причине недействительность договора коммерческой концессии влечет недействительность и заключенных на его основании договоров коммерческой субконцессии.

Согласно диспозитивному правилу п. 3 ст. 1029 ГК при досрочном прекращении договора коммерческой концессии права и обязанности вторичного правообладателя по договору коммерческой субконцессии (пользователя по договору коммерческой концессии) переходят к правообладателю, если он не откажется принять на себя права и обязанности по этому договору. Это правило соответственно применяется при расторжении договора коммерческой концессии, заключенного без указания срока. По общему правилу досрочное прекращение договора коммерческой концессии влечет не прекращение договора субконцессии, а изменение его субъектного состава - вторичный правообладатель выбывает из состава участников договора, а его место занимает основной правообладатель. Такое последствие наступает в случае молчания правообладателя. Его отказ от принятия на себя прав и обязанностей вторичного правообладателя по договору коммерческой субконцессии влечет прекращение договора.

Пользователь несет субсидиарную ответственность за вред, причиненный правообладателю действиями вторичных пользователей, однако договором могут быть предусмотрены как солидарная с вторичными пользователями ответственность первичного пользователя, так и освобождение его от ответственности перед правообладателем.

6. Правообладатель и пользователь несут ряд обязанностей по договору коммерческой концессии. Правообладатель обязан передать пользователю техническую и коммерческую документацию и предоставить иную информацию, необходимую пользователю для осуществления прав, предоставленных по договору коммерческой концессии, а также проинструктировать пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав. Правообладатель также обязан выдать пользователю предусмотренные договором лицензии, обеспечив их оформление в установленном порядке. Этот перечень обязанностей пользователя установлен императивно и не может быть изменен договором коммерческой концессии.

Кроме того, если договором коммерческой концессии не предусмотрено иное, правообладатель обязан обеспечить регистрацию договора коммерческой концессии, оказывать пользователю постоянное техническое и консультативное содействие, в частности в обучении и повышении квалификации работников, а также контролировать качество товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем на основании договора коммерческой концессии.

Пользователь, помимо уплаты правообладателю обусловленного договором вознаграждения, обязан: использовать при осуществлении предусмотренной договором деятельности фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя указанным в договоре образом; обеспечивать соответствие качества производимых им на основе договора товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг качеству аналогичных товаров, работ или услуг, производимых, выполняемых или оказываемых непосредственно правообладателем; соблюдать инструкции и указания правообладателя, направленные на обеспечение соответствия характера, способов и условий использования комплекса исключительных прав тому, как он используется правообладателем, в том числе указания, касающиеся внешнего и внутреннего оформления коммерческих помещений, используемых пользователем при осуществлении предоставленных ему по договору прав; оказывать клиентам все дополнительные услуги, на которые они могли бы рассчитывать, приобретая товар (работу, услугу) непосредственно у правообладателя; не разглашать секреты производства правообладателя и другую полученную от него конфиденциальную коммерческую информацию; предоставить оговоренное количество субконцессий, если такая обязанность предусмотрена договором; информировать клиентов наиболее очевидным для них способом о том, что он использует фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания или иное средство индивидуализации в силу договора коммерческой концессии.

Что касается прав сторон по договору коммерческой концессии, то они могут быть ограничены договором. Ограничения могут выражаться, в частности, в обязательстве правообладателя не предоставлять другим лицам аналогичные комплексы исключительных прав для их использования на закрепленной за пользователем территории либо воздерживаться от собственной аналогичной деятельности на этой территории; обязательстве пользователя не конкурировать с правообладателем на территории, на которую распространяется действие договора коммерческой концессии в отношении предпринимательской деятельности, осуществляемой пользователем с использованием принадлежащих правообладателю исключительных прав; отказе пользователя от получения по договорам коммерческой концессии аналогичных прав у существующих или потенциальных конкурентов правообладателя; обязательстве пользователя согласовывать с правообладателем место расположения коммерческих помещений, используемых при осуществлении предоставленных по договору исключительных прав, их внешнее и внутреннее оформление. Такие ограничительные условия могут быть признаны недействительными по требованию антимонопольного органа или иного заинтересованного лица, если эти условия с учетом состояния соответствующего рынка и экономического положения сторон противоречат антимонопольному законодательству.

Пункт 2 ст. 1033 ГК запрещает под страхом ничтожности устанавливать в договоре условие о предоставлении правообладателю права определять цену продажи товара пользователем или цену работ (услуг), выполняемых пользователем, либо устанавливать верхний или нижний предел этих цен, а также условие, каким-либо образом ограничивающее круг лиц, которым пользователь вправе продавать товары, выполнять работы или оказывать услуги. Запрет на ограничение круга потребителей не применяется в том случае, если деятельность субъекта предпринимательской деятельности в соответствии с законодательством ориентирована на определенный круг лиц (например, предприятия торговли и оказания услуг для социально незащищенных граждан).

7. Правообладатель несет субсидиарную ответственность по предъявляемым к пользователю требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), предоставляемых пользователем по договору коммерческой концессии (п. 1 ст. 1034 ГК). Исключение из общего правила о субсидиарной ответственности правообладателя составляет случай, когда пользователь не только продавец, но и изготовитель продукции правообладателя - в этом случае последний несет солидарную с пользователем ответственность по требованиям, предъявляемым к нему как к изготовителю такой продукции (п. 2 ст. 1034 ГК).

По истечении срока договора коммерческой концессии пользователь, надлежащим образом исполнявший обязанности, имеет преимущественное право на заключение договора на новый срок на тех же условиях. Это правило установлено в ст. 1035 ГК и защищает интересы пользователя как более слабой стороны договора. Правообладатель вправе отказать в заключении договора коммерческой концессии на новый срок при условии, что в течение трех лет со дня истечения срока данного договора он не будет заключать с другими лицами аналогичные договоры коммерческой концессии и соглашаться на заключение аналогичных договоров коммерческой субконцессии, действие которых будет распространяться на ту же территорию, на которой действовал договор. Если до истечения трехлетнего срока правообладатель пожелает предоставить кому-либо те же права, какие были предоставлены пользователю по прекратившемуся договору, он обязан предложить пользователю заключить новый договор на не менее благоприятных, по сравнению с прекратившимся договором, условиях либо возместить понесенные пользователем убытки.

8. Помимо общих оснований прекращения обязательств, предусмотренных ст. 407 - 419, ст. 1037 ГК устанавливает ряд специальных оснований прекращения договора коммерческой концессии. В частности, каждая из сторон договора коммерческой концессии, заключенного без указания срока, вправе во всякое время отказаться от договора, уведомив об этом другую сторону за 6 месяцев, если договором не предусмотрен более продолжительный срок. Договор коммерческой концессии перестает действовать также в случае прекращения принадлежащих правообладателю прав на фирменное наименование и коммерческое обозначение без замены их аналогичными правами, а также при объявлении правообладателя или пользователя несостоятельным.

В случае изменения правообладателем фирменного наименования или коммерческого обозначения, права на использование которых входят в комплекс исключительных прав, пользователь вправе требовать расторжения договора и возмещения убытков. Если пользователь не предъявляет такого требования, договор коммерческой концессии продолжает действовать в отношении нового фирменного наименования или коммерческого обозначения правообладателя, при этом пользователь вправе потребовать соразмерного уменьшения причитающегося правообладателю вознаграждения.

Право требовать уменьшения размера вознаграждения пользователь приобретает и в случае прекращения исключительного права, пользование которым предоставлено по договору коммерческой концессии. Сам же договор коммерческой концессии при этом продолжает действовать, за исключением положений, относящихся к прекратившемуся праву.

Переход к другому лицу какого-либо исключительного права, входящего в предоставленный пользователю комплекс исключительных прав, не является основанием для изменения или расторжения договора коммерческой концессии. В этом случае новый правообладатель становится стороной этого договора в части прав и обязанностей, относящихся к перешедшему исключительному праву. В случае смерти правообладателя его права и обязанности по договору коммерческой концессии переходят к наследнику при условии, что он зарегистрирован или в течение шести месяцев со дня открытия наследства зарегистрируется в качестве индивидуального предпринимателя. В противном случае договор коммерческой концессии прекращается.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дьяченко Д. Фатальный успех концессии // Бизнес-Адвокат. 2000. N 5.

2. Евдокимова В. Франшиза и договор коммерческой концессии в Гражданском кодексе Российской Федерации // Хозяйство и право. 1997. N 12.

3. Нам К. Коммерческая концессия // Бизнес-Адвокат. 1997. N 1.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.